Самая загадочная из всех изображаемых на фресках персон - Бог. Вы нигде не встретите церкви, освященной в честь Бога Отца, не найдете предела внутри церкви, посвященного ему. Лишь изредка (не всегда и заметишь) в верхней части немногих икон можно рассмотреть выглядывающую из облаков небольшую фигуру седовласого старца.
Нонсенс - живописцы намеренно манкируют центральным объектом веры?
Нет. Изображения Бога Отца встретишь действительно нечасто. Но писали его не только в привычном нам виде, похожего на Деда Мороза пожилого господина - образ закодировали в символы, и найти из можно почти в каждом храме.
Включайте звук и наслаждайтесь видео
Почему не изображают Бога?
Ангелов, святых, ветхозаветных персонажей, портретов которых никогда не было, мы без труда узнаем по атрибутам или особым признакам. Почему также не изобразить Бога Отца?
Потому что в Книге Исход 33:20 утверждается, что Бог сказал Моисею: "Ты не можешь видеть лица Моего, ибо никто не увидит Меня и не останется в живых". Эти слова так напугали желающих нарисовать Бога, что первые столетия его вообще никак не изображали.
Однако, и в Ветхом, и в Новом Завете масса интригующих сюжетов, основным действующим лицом которых выступает Бог и проиллюстрировать их, игнорируя главного персонажа - невозможно. Поэтому художники начали рисовать его… частями, пряча все остальное в облака.
Так, сначала изображали руку, одну голову, фигуру по пояс, а к периоду дученто (XIII век), окончательно осмелев, и образ целиком.
С фресок православных храмов Бог воззрел на свою паству, вероятно, тогда же, когда начали строить сами храмы и срисовывать образы с византийских икон. Так было до тех пор, пока в XIV, Андрей Рублёв не создал свое знаменитое творение.
Изображая Триединство Бога в виде трёх одинаковых ангелов, художник ничем не рисковал, ведь нигде нет указания, какая из фигур - Бог Отец. Идея понравилась участникам Стоглавого соборы, который в 1551 году запретил любое изображение Бога Отца, кроме как в виде Троицы, а именно - картины Рублёва. Окончательный запрет наложил Большой Московский собор в 1667 году и до сегодняшнего дня это изображение считается единственным каноническим изображением Бога Отца.
К Троице можно отнести и другие, менее привычные сюжеты Триединого Бога. В иконописной традиции они называются «Сопрестолие»
и «Отечество». Бог Отец изображен традиционно в виде старца, Иисус – в виде младенца, Святой Дух – в виде голубя.
Символы Бога
Но, как до появления рублевской Троицы, так и после нее, Бога изображали не только человеком (хотя и сказано: «по образу и подобию»), но и символами.
Один из них - рука. Это самый простой способ изобразить действие, в данном случае - создание всего сущего, что напрямую указывает на Творца.
Руку, символизирующую Бога, можно увидеть и сегодня в некоторых храмах, где помимо акта созидания, она олицетворяет защиту или благословение, как, например, на иудейских надгробиях, правда, там руки сложены в жесте Ааронова благословения. В иудейской традиции изображение руки используется как защитный амулет (т.н. Хамсп - “Рука Мирьям” или “Божья Рука”). В центре такой руки изображают рыбу или глаз.
Глаз - Всевидящее око - второй символ Бога Отца, укоренившийся в православной храмовой живописи.
Глаз всегда изображали как знак всевидения, всеведения и мудрости. Бог видит всё и знает всё, что происходит в жизни человека, в его сердце и мыслях - вот основной месседж этого изображения. Знак появляется в настенных росписях российских церквей с конца XVIII века и, как правило, изображается на вершине свода.
Встречается Всевидящее Око и в экстерьере, как правило, на фронтоне.
А также на надгробиях
Часто глаз вписывается в треугольник с исходящими от него лучами.
Треугольник - еще один символ Бога Отца.
Художники древнего мира обозначали треугольником землю, горы и облака, иудеи изображали им Бога. Православная художественная традиция переняла этот символ вместе с его значениями добавив к ним божественную триаду.
Три стороны треугольника обозначают триединство Бога и, можно сказать, что это символ скорее Троицы, но нигде мне не встречалось изображение, подтверждающее этот довод. А вот треугольный нимб есть только у Бога Отца.
Именно это и является его основным отличием от Бога Сына.
Бог Сын - Иисус Христос - тоже, как ни странно, символизирует в иконографии образ Бога Отца. О том, что изображен именно Бог Отец, а не Иисус Христос свидетельствует сюжет. Например: Бог говорит с Моисеем из горящего куста, прогоняет Адама и Еву из Рая и т.д., но выглядит при этом, как Бог Сын, точнее Логос – божественная идея.
Еще один знак, указывающий на Бога – восьмиконечная звезда.
Этот символ наделялся сакральным смыслом у большинства народов Древнего мира. В Вавилонском царстве звезда с восемью лучами олицетворяла богиню Иштар, в индуизме она связана с богиней процветания и изобилия Лакшми, в буддизме – с восемью добродетелями и изображена в колесе дхармы, у славян дохристианского периода являлась оберегом и называлась алатырь.
С приходом на русские земли христианства восьмиконечную звезду стали используется в иконах Богородицы и как символ той звезды, что привела волхвов к младенцу Христу.
С XIV в. восьмиконечная звезда становится символом Бога Отца, зачастую изображаясь в качестве нимба, а иногда и просто восьми ангелов (последнее, не всегда указывает на Бога, но изображается, также, как и другие его символы, на своде).
И, конечно, на Бога Отца указывает имя.
Архаичный образ, свойственен многим святым, изображаемым на фресках. Как правило, рядом с каждым из них написано имя, у Бога оно тоже есть. Это имя Саваоф. Точнее, одно из многих имен, обозначающее титул - «Бог воинств». В каббале термин Саваоф раскрывается как одно из 10 священных имён Творца. В православии оно используется для подписания образа Бога Отца с XVI века.
Источники:
- https://dzen.ru/a/YipZIIjE2CIhsqLc