В сентябре 1831 года дочь французской гувернантки Камилла Ле Дантю прибыла в Сибирь, к жениху – декабристу Василию Ивашеву.
Продолжаю рассказ о необычной истории любви Камиллы Ле Дантю и Василия Ивашева. Ссылка в конце статьи.
Свадьба под звон кандалов
В Петровском Заводе (Нерчинский округ) каторгу отбывали 71 декабрист, судьбу которых уже разделили 9 жен: Е. И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева, А.И. Давыдова, Е.П. Нарышкина, Н.Д. Фонвизина, М.К. Юшневская, П.Е. Анненкова, А.В. Розен. Быт их был уже более-менее налажен: мужья жили в отдельных казематах, где с ними могли находиться и жены, кроме того, каждая из жен к тому времени приобрела свой дом.
Дом для Ивашева, который стали строить на деньги его родителей еще до приезда к нему невесты, еще не был готов, поэтому сначала Камилла поселилась в доме Марии Волконской. Первую неделю Камилла с женихом общалась через записки, которые передавал нанятый ею один из каторжников. Когда, наконец, состоялось первое свидание с Василием Ивашевым, девушка настолько переволновалась, что упала в обморок.
Прошла еще неделя, и 16 сентября 1831 года состоялась свадьба Василия Ивашева и Камиллы Ле Дантю. Посаженной матерью была Мария Волконская. В церковь жениха доставили в кандалах и под конвоем. Кандалы, правда, для венчания сняли, но конвой оставили. После венчания состоялось чаепитие.
Дом Ивашевых был готов, и молодоженам разрешили месяц жить там. Потом Василий должен был вернуться в каземат, а Камилла последовать за ним.
Общество декабристов хорошо приняло добрую, спокойную и такую очаровательную Камиллу. Мария Волконская, с которой сдружилась Камилла, писала о ней:
«Это было прелестное создание во всех отношениях, и жениться на ней было большим счастьем для Ивашева».
И действительно, женитьбы на Камилле стала для Ивашева не только спасением, но и счастьем, которое он приобрел в далекой Сибири.
На поселении в Туринске – жизнь налаживается
В 1832 году срок каторги Ивашева был сокращен до 10 лет, и в 1835 году ему с семьей было разрешено переехать на поселение в город Туринск Тобольской губернии. К этому времени у супругов уже была дочь Мария, правда, рожденный ранее сын умер.
В Туринске у Ивашевых родилось еще двое детей – Вера и Петр. Семья увеличивалась, и Василий Ивашев построил в Туринске дом. Деньги для строительства прислал отец Василия, он же разработал и проект дома для семьи своего сына. Родители Василия прислали им все необходимое для нормальной жизни, у них был даже рояль. Рядом с домом Ивашевы развели огород, что стало для семьи хорошим подспорьем.
Жизнь налаживалась. Когда появлялось свободное время, Василий Ивашев занимался творчеством: переводил биографию Александра Суворова (с которым служил его отец) на французский язык, писал стихи и рисовал, музицировал. Камилла занималась не только семьей. Она также успевала помогать больным декабристам, выполняя функции медсестры. А когда появлялось свободное время, то читала, играла на рояле.
В 1838 году произошло еще одно приятное для Камиллы событие – к ним в Туринск, не в гости, а для постоянного проживания и помощи, приехала её мать Мари-Сессиль – ведь малышам нужна была бабушка.
Ивашевы жили счастливо: трое детей, хороший дом, друзья-декабристы, которые также были направлены в Туринск: Иван Пущин, Николай Басаргин, Иван Анненков, Александр Бригген, Евгений Оболенский.
Конец счастливой жизни
В 1839 году Ивашевы опять ждали пополнения. Но в декабре Камилла простудилась, болезнь прогрессировала, начались преждевременные роды. 30 декабря 1839 (11 января 1840) года Камилла Петровна Ивашева скончалась. Ей был только 31 год. Умер и ребенок.
Василий Ивашев тяжело переживал смерть супруги. В одном из писем, тоскуя по ушедшей жене, он писал:
«Без нее, без руководительницы души моей, Боже мой, как много мне недостает. Сколько добрых желаний порождал один взгляд ее, сколько вздорных, пустых мыслей он угашал, как нужно мне было ее одобрение, как мало мне было жить при ней!»
К годовщине ее кончины он разработал эскиз памятника, заказал заранее панихиду. Но получилось так, что панихиду читали по ним обоим, а памятник установили на их общую могилу – сломленный смертью супруги, Василий Петрович Ивашев умер 28 декабря 1840 (9 января 1841) года, не дожив двух дней до годовщины смерти Камиллы. Причиной смерти стал апоплексический удар. Ему было 43 года.
Судьба детей Ивашевых
Дети Ивашевых остались с бабушкой Мари-Сессиль. В том же году император разрешил им приехать в центральную Россию, и они вместе прибыли в Симбирскую губернию. Детей на воспитание взяла тетка, Екатерина Петровна, в замужестве княгини Хованская. Одним из условий возвращения было то, что дети должны носить фамилию, образованную от имени отца – Васильевы. После амнистии 1856 года им были возвращены фамилия отца и дворянство.
Старшая из детей Ивашевых, Мария Васильевна, в замужестве Трубникова, известна тем, что стала одной из первых русских феминисток, организатором женского движения в России.
Вера и Петр Ивашевы также занимались общественной деятельностью.
Любовь или расчет?
Красивая и грустная история короткой, но счастливой любви супругов Ивашевых. Но не все современники верили в искренность чувств Камиллы. Были скептики, которые считали, что поехать в Сибирь Камиллу заставила не любовь, а тонкий расчет. Например, декабрист Иван Якушкин так писал об этом:
«Какие причины заставили m-llе Ledantu (мадемуазель Ле Дантю) ехать добровольно в ссылку, чтобы быть женой Ивашева, трудно вполне определить, но очень верно только то, что в природе ее не было ничего восторженного, что могло бы побудить ее на такой поступок.
Имея очень неблестящее положение в свете, выходя замуж за ссыльно-каторжного государственного преступника, она вместе с тем вступала в знакомую ей семью, как невестка генерала Ивашева, богатого помещика, причем в некотором отношении обеспечивалась ее будущность и будущность ее старушки матери».
То есть, ее поступок он объяснял элементарным расчетом и заботой о матери.
Другой декабрист, Дмитрий Завалишин, известный своим ехидным и желчным характером, в своих мемуарах утверждал, что в Сибирь Камиллу привела не любовь, а корысть. Он утверждал, что родители Василия Ивашева просто «купили» девушку:
«…мать Ивашева купила за 50 тысяч ему невесту в Москве, девицу из иностранок, Ледантю; но, чтобы получить разрешение государя, уверили его, что будто бы она была еще прежде невестою Ивашева».
Петербургский историк Сергей Эрлих, развивая утверждение Завалишина, пишет в своей докторской диссертации:
«…родственники Ивашева пытались утешить любимого сына, который, согласно мемуарным свидетельствам, впал на каторге в тоску. Решили найти приемлемую для его положения государственного преступника невесту. Вспомнили о лёгкой интрижке сына с дочерью гувернантки. Связались с матерью потенциальной суженой. Оговорили условия контракта (впоследствии всё имущество родителей Ивашева было завещано его супруге). Разработали романтическую легенду…».
Неужели это действительно был только контракт? Может, именно этим объясняется то, что Камилла приехала в Сибирь только через 5 лет после суда над декабристами. Хотя, с другой стороны, в то время ей было только 17 лет.
Эрлих также ссылается на слова Завалишина о том, что Камилла
«…приехавши, бросилась на шею Вольфу, приняв его за своего жениха».
Камилла не видела Ивашева более 6 лет. Учитывая, что на каторге декабристы сильно изменились, перепутать было не удивительно. Но я лично очень сомневаюсь в том, что воспитанная девушка при встрече бросилась на шею малознакомому мужчине. То, что она может потерять сознание - в это верю.
Сам Эрлих говорит, что
«...свидетельства эксцентричного Завалишина многие исследователи отказываются принимать во внимание»,
Но других доказательств, подтверждающих корысть Камиллы, нет. Но известно, что слухи эти появились позже и даже говорили о том, кто их распространял – это были родственники девушки, которая считалась невестой Ивашева до того, как произошло восстание. После того, как Василий Ивашев был арестован, она общаться с ним перестала.
Поэтому об истинной причине поступка Камиллы можно только гадать. Как бы то ни было, пусть даже, это был и контракт, своим решением она спасла Василия Ивашева от преждевременной гибели. Правда, ценой своей преждевременной смерти. Но как бы то ни было, несколько лет эти двое людей были счастливы.
О бунтарской натуре дочери Ивашевых Марии в следующей статье.
Первая часть статьи про Камиллу Ле Дантю и Василия Ивашева: