Творчество Дмитрия Маликова знакомо многим поколениям. В 1990-е и 2000-е его песни становились народными хитами. В 2010-х певец обрел популярность и у миллениалов благодаря творческим коллаборациям с кумирами молодежи. Все это время Маликов пишет собственные инструментальные произведения, и они также становятся обязательным элементом его концертов.
Помимо музыкальной деятельности певец и композитор много времени уделяет просветительским проектам, цель которых – познакомить людей, а в особенности молодое поколение, с классической музыкой. 7 августа в парке «Зарядье» в рамках форума «Территория будущего. Москва 2030» Маликов выступит со своим проектом PIANOMANIЯ. Музыкант исполнит как собственные популярные эстрадные песни, так и произведения великих композиторов – Прокофьева, Баха, Моцарта и др.
В интервью «Городу» Маликов рассказал о том, почему предстоящий концерт станет уникальным, почему Москва – лучший город мира, а также поделился планами соединить инструментальную музыку и песенное творчество с русской духовной культурой.
– Вы, судя по афише на вашем официальном сайте, довольно активно выступаете по всей стране. А как вы подбираете репертуар для своего выступления в том или ином городе, на той или иной площадке?
– Форматы, репертуар, даже состав музыкантов на моих выступлениях бывают абсолютно разные. К примеру, если это фортепианное выступление, то, конечно, в таком случае вместе со мной довольно часто играет оркестр. Но даже если меня приглашают как песенного исполнителя, то я по возможности всегда стараюсь исполнить на рояле несколько своих инструментальных произведений либо классических произведений великих композиторов.
– Как, к примеру, на вашем ближайшем концерте 7 августа в «Зарядье», где вы выступите со своим проектом PIANOMANIЯ. В программе концерта, как заявлено, прозвучат композиции Глюка, Баха, Моцарта, Бетховена и Прокофьева, симфоническая сюита на мотивы Рахманинова и произведения Брамса. Почему вы решили выступить в «Зарядье» именно с этой программой?
– Мы обсуждали мое выступление с организаторами (Дмитрий Маликов выступит в «Зарядье» в рамках проекта столичного правительства «Москва 2030». – «Ведомости»), и они меня как раз попросили представить все направления своей музыки – от классики в чистом виде до эстрадных песен. Для меня это самый лучший, любимый формат. Я впервые буду выступать в «Зарядье», и для меня это мероприятие очень ответственное и важное. Могу сказать, что это будет уникальный концерт.
– В чем будет заключаться его уникальность?
– Специально под мою музыку создаются видеоинсталляции. Вообще, когда музыку сопровождает изображение, это усиливает восприятие. И тот аудиовизуальный контент, который образуется в результате этого соединения, и будет уникальным. Сам концерт, как планируется, будет проходить под открытым небом. Будем надеяться, что нам повезет с погодой.
– Вы окончили Московскую государственную консерваторию. Что вы могли бы сказать об уровне обучения – подготовки музыкантов в Москве? И в целом – как вы оцениваете возможности для музыкантов реализовать своей потенциал в Москве?
– Да, я учился в консерватории у нашего замечательного педагога Валерия Владимировича Кастельского, последователя музыкальной школы Генриха Нейгауза, признанной во всем мире. В Москве исторически очень сильная музыкальная школа, образование. Здесь есть, как вы уже сказали, Московская государственная консерватория, Российская академия музыки им. Гнесиных – это образовательные учреждения мирового уровня. Все это большие бренды, со своими образовательными стандартами, традициями. Я посещал недавно Гнесинку и был впечатлен их обновленным парком инструментов. Очевидно, что Москва вкладывает очень большие средства в культуру. И это не может не радовать.
Да, конечно, сейчас поколение моих учителей, к сожалению, уходит. И это для всех нас очень сложный момент. Предполагаю, что здесь не обходится без трудностей, связанных с дефицитом педагогов такого уровня, какими были мои учителя. Но я уверен, что все-таки московские власти делают все возможное, чтобы сохранить традиции. Я в целом считаю, что Москва – лучший город мира. И все, что нужно современному, технологичному, культурному, мировому центру, здесь есть. Зачастую многие мои друзья, которые живут в других городах или странах, говорят: «Ну, у вас, конечно, культурный центр мира – столько спектаклей, столько концертов, столько выставок». И, конечно, я как коренной москвич этим очень горжусь.
– На протяжении всего вашего творческого пути вы, с одной стороны, являетесь успешным эстрадным исполнителем и даже записываете треки с популярными хип-хоп (ST и др.) и поп-музыкантами (Люсей Чеботиной и др.). С другой – много времени уделяете классике – записываете инструментальные альбомы с вашими собственными произведениями. Как это все вам удается совмещать, умещать в себе?
– С одной стороны, сколько я себя помню, я всегда занимался классической музыкой – учился в музыкальном училище, затем в консерватории. С другой – я рос в эстрадной среде, мои родители – эстрадные музыканты, и они меня с детства брали с собой на гастроли. То есть всю эту кухню я познал еще в детстве, меня это очень увлекло, и я начал сочинять достаточно рано. Мой отец (Юрий Маликов – создатель и худрук ВИА «Самоцветы». – «Ведомости») даже как-то взял меня на стажировку в свой коллектив, это был интересный опыт. И тогда, и по сей день мне очень нравится это, скажем так, разнообразие – если я устаю от инструментальной музыки, то я возвращаюсь к эстрадным песням и наоборот.
– Некоторые ваши песни, ставшие популярными еще в 1990-е гг. – «Ты одна, ты такая», «Нет, ты не для меня», – знает и поет современная молодежь. Они узнают о вашем раннем творчестве после коллабораций с кумирами их поколения? Или по другим причинам? Вы пытались это как-то прояснить?
– Во-первых, у этих ребят есть родители. И они росли на тех песнях, которые любят, слушают их родители. Мои дети, к примеру, знают песни «Самоцветов» – «Не надо печалиться», «Мой адрес – Советский Союз» и т. д. Я, кстати, иногда исполняю на своих концертах попурри из песен «Самоцветов», чтобы эти произведения знали и помнили разные поколения. Во-вторых, современная молодежь, говоря на языке этого поколения, «прикололась» с меня после моих ироничных твиттов, коллабораций с молодыми блогерами и музыкантами. Они увидели, что есть дядька, который делает какие-то актуальные вещи и при этом не боится в какие-то моменты посмеяться над собой. Я достаточно самоироничный человек, и мне это очень помогает в жизни. В-третьих, наверное, этому знанию поспособствовало мое участие в рекламе на ТВ одного бренда. Телевидение – это очень охватное медиа, сама реклама получилась «мемной» – все эти слоганы про «руки-загребуки» зашли в народ и были подхвачены молодежью.
– Помимо музыки вы также активно участвуете в просветительской деятельности. И даже сами создаете такие проекты – в частности, очень популярным стал ваш музыкальный спектакль в жанре edutainment – «Перевернуть игру», рассчитанный на семейную аудиторию. В нем ведется повествование об истории музыки, а поскольку формат подачи развлекательный, то спектакль интересен и детям. Занимаясь просветительскими проектами, в чем вы видите свою задачу или миссию?
– Миссия этого проекта – знакомство простых школьников (детей, подростков) с азами классической музыки, с великими композиторами и их произведениями. Мне кажется, в этом спектакле нам удалось это сделать не в назидательной форме, а в развлекательном, игровом и одновременно познавательном формате. Это получилось во многом благодаря нашей прекрасной команде и режиссеру Ольге Субботиной. Мне бы очень хотелось, чтобы спектакль «Перевернуть игру» уже наконец осел на какой-то стационарной площадке, обрел свой дом. Ему уже шесть лет, и все это время мне постоянно приходится искать под него площадку, переезжать. Это каждый раз достаточно сложно дается.
– Над чем сейчас работаете – другие просветительские проекты, новая музыкальная программа?
– Помимо эстрадной деятельности последний год я посвятил очень интересному интернет-проекту – «По классике». Это 40-минутная программа, которая выходит на платформе «В контакте». Она состоит из трех рубрик и рассчитана на молодежь.
Первая рубрика посвящена какому-либо русскому композитору, и в ней я достаточно подробно, с интересными фактами и примерами рассказываю о биографии, творческом становлении и развитии определенного композитора. В рамках второй рубрики мы вместе с приглашенными в студию гостями – музыкантами, к примеру, у нас был Юрий Башмет, или известными людьми (такими как Илзе Лиепа или Илья Авербух), которые используют классическую музыку в своих выступлениях или спортивных шоу, – мы говорим о классической музыке, ее роли в современной жизни. В третью рубрику мы приглашаем молодых артистов – начинающих или уже известных, даем им музыкальное задание. Его суть – на основе какого-либо фрагмента или, как сейчас говорят, сэмпла известного классического музыкального произведения сочинить свое, новое произведение. Получается очень интересно, что-то даже залетает в тренды в соцсетях, т. е. получает охваты. Таким образом, мы расширяем аудиторию классической музыки, знакомим с ней молодежь. Именно в этом я вижу задачу этой программы, и мы, как мне кажется, с ней успешно справляемся.
– Насколько необходимо, как вы считаете, закладывать фундамент для будущего прямо сейчас? В чем здесь видите свою роль?
– Я много думаю об этом. Не так давно я путешествовал по Архангельской области, у меня там были концерты. И я был очень впечатлен природой, духовностью этого региона, людьми, которые там живут. Это навело меня на мысль о том, чтобы соединить инструментальную музыку и песенное творчество с русской духовной культурой. Мне кажется, что люди откликнутся на это. Людям сейчас нужна поддержка, им надо на что-то опереться. И в этом отношении православная вера, православная культура – хорошая основа. Это то, на что можно опереться всем телом и всей своей душой. Мне кажется, что именно в этом направлении я и буду двигаться в ближайшее время.