Одной из моих самых интересных исторических тем является детская смертность в средневековье, и я расскажу, почему она была столь велика.
Во-первых, значительное количество детей умирало при самом рождении, зачастую вместе с матерями. Это происходило не только в семьях с низким достатком, но и у более обеспеченных людей. Уровень медицины был крайне низким, а родильная горячка встречалась повсеместно. В результате в первые месяцы жизни, особенно в XII-XIII веках, умирала почти треть новорожденных.
Даже выжившие младенцы сталкивались с проблемами со здоровьем, вызванными заболеваниями, которые могли передать им ослабленные и истощенные трудом матери. К тому же, если мать была крестьянкой, ей вскоре приходилось возвращаться на работу в поле. Это означало, что ребенка жестко перепеленали (что препятствовало его росту) и брали с собой на поля. Либо же он мог вывалиться из колыбели и получить травмы, что явно снижало его шансы на выживание.
Не стоит забывать о постоянных эпидемиях, которые угрожали человечеству в средние века. От чумы и черной оспы до лепры – болезни унесли много жизней. Особенно жестоко они поражали самых маленьких и уязвимых.
Тем не менее, даже здоровый младенец в те времена не воспринимался как нынче – как король семьи. В средневековом обществе дети считались лишь маленькими взрослыми существами, которые пока не были готовы вносить свой вклад в трудовой процесс и развитие общества.
Отношение к детям в то время характеризовалось ярким пренебрежением. Родители часто были холодными и безразличными, считая, что на случай чего-то непредвиденного их чадо может забрать Господь в любой момент. Современные матери приходят в ужас от такого подхода. В семьях, где не одно, а несколько детей, никому не приходит в голову их жалеть или проявлять особую заботу. Если что-то случится — родятся новые. О горе по уходу детей никто и не задумывается, по сути, до достижения ими десятилетнего возраста.
В средние века ребенок, особенно мальчик, также воспринимался как трудовой ресурс. Хоть и небольшой, он уже мог помочь в обеспечении семьи, но при этом получал меньшую материальную награду, чем взрослые. С трех-четырех лет дети обучались хозяйственным делам, заботились о младших братьях и сёстрах, а в пять лет могли работать на поле. Поэтому начало учебного года с 1 сентября объяснялось тем, что в летний период дети были заняты физическим трудом.
Кроме того, средневековая жизнь немыслима без периодических голодовок, когда наиболее уязвимые — пожилые и младшие — зачастую оказывались отверженными. Эта ужасная реальность живёт в сказках, вроде истории о Гензеле и Гретель, чьи родители уводили их в лес.
В средневековой Европе никто не мог предотвратить вражеские нападения: от нападений викингов до смелых атак арабов, венгров или монголов с турками. Родители, которые в панике убегают от охватившего их дом огня, могут легко забыть о своем ребенке, оставив его в опасности. Оказавшись в одиночестве, даже если кочевники не утащат его на аркане, для ребенка это может обернуться серьёзными последствиями в тех условиях.
Детей в Средневековье легко могли увлечь за собой в абсурдное путешествие религиозные экстремисты. Вернуться домой в таком случае, скорее всего, было невозможно…
Крупные домашние животные, такие как коровы и лошади, могут представлять опасность для детей, нанося им травмы. В крестьянских семьях дети часто растут рядом со скотом, а в аристократических домах мальчиков учат верховой езде чуть ли не с первых шагов.
Кроме того, детство в средние века сильно отличалось от современного, когда дети проводят время за компьютерами и мультфильмами, наслаждаясь сладостями. Средневековые дети сталкивались с множеством опасностей, имитируя взрослую жизнь: купание в глубоких реках, драки, лазанье по деревьям и бродяжничество по лесам. В такие моменты угроза для жизни была вполне реальной.
Существовала и практика отправки детей к ремесленникам или купцам в качестве помощников, что зачастую сопровождалось строгими условиями, которые не позволяли ребенку долго оставаться в таком суровом окружении.
Да, в средневековой Европе полное уголовное преследование могло наступить довольно рано, даже в возрасте 4-5 лет. Например, если феодал решит, что маленький ребёнок несёт ответственность за проступки своих родителей-вилланов, восставших против его власти.
При этом ребёнок, происходящий из благородного рода, также не имел защиту от действий властителей. Наоборот, такая ситуация могла обернуться даже большей угрозой для него. Дружеский род может мстить, а его собственные старшие братья, видя в нём соперника за отцовское наследство или трон, вполне способны нанести вред или даже убить.
В Средние века молодому человеку, особенно если он происходил из малосемейного крестьянского окружения, требовалось приложить немало усилий, чтобы дожить до 6-7 лет. К сожалению, это удавалось далеко не всем.