Найти в Дзене

От севастопольской девчонки к художнику-монументалисту

Екатерина Сергеевна Зернова — советская художница, работала в жанре монументализма. Художница, чье детство прошло в самом центре Севастополя. Чье детство тесно связано с морем и историей города. В Севастополе она росла, училась плавать и рисовать. Для Екатерины Зерновой Севастополь навсегда остался особенным городом. Зернова родилась в 1900 году в Симферополе. Ее отец, Сергей Алексеевич Зернов, известный ученый-гидробиолог, зоолог, впоследствии академик. В 1902 году семья перебралась в Севастополь, так как его назначили заведующим Севастопольской биологической станции. Тут семья прожила целых 12 лет. Зерновы жили в здании самой биологической станции, квартира располагалась на третьем этаже. А на первом был аквариум, тот самый предок нынешнего Севастопольского аквариума. «Не города прекраснее на свете — так я думала в детстве. Приблизительно так же думаю и сейчас, сознавая всю безосновательность такого убеждения. Самым красивым зданием в этом чудесном городе мне казалась Биологическая
Оглавление
Е.С. Зернова. Автопортрет
Е.С. Зернова. Автопортрет

Екатерина Сергеевна Зернова — советская художница, работала в жанре монументализма. Художница, чье детство прошло в самом центре Севастополя. Чье детство тесно связано с морем и историей города. В Севастополе она росла, училась плавать и рисовать. Для Екатерины Зерновой Севастополь навсегда остался особенным городом.

"Нет города прекраснее на свете"

Зернова родилась в 1900 году в Симферополе. Ее отец, Сергей Алексеевич Зернов, известный ученый-гидробиолог, зоолог, впоследствии академик. В 1902 году семья перебралась в Севастополь, так как его назначили заведующим Севастопольской биологической станции. Тут семья прожила целых 12 лет.

Зерновы жили в здании самой биологической станции, квартира располагалась на третьем этаже. А на первом был аквариум, тот самый предок нынешнего Севастопольского аквариума.

«Не города прекраснее на свете — так я думала в детстве. Приблизительно так же думаю и сейчас, сознавая всю безосновательность такого убеждения. Самым красивым зданием в этом чудесном городе мне казалась Биологическая станция. Она стояла на скалах у самой воды», — писала в своей автобиографии Зернова.

Она научилась плавать почти тогда же, когда и ходить. Когда ее старший брат пошел в первый класс, а они с младшим были дошкольниками, отец подарил детям шлюпку под названием «Киви». На этой шлюпке дети и плавали, в том числе и до Константиновской батарее. Сами ухаживали за ней, ставили на «мертвый якорь».

Отец и учил Екатерину Сергеевну рисовать: сначала карандашами, потом клеевыми красками, потом маслом. Рисовала она в детстве кроликов, морских свинок, кораблики.

С родителями ездили дети и на Учкуевку, и в Георгиевский монастырь, ходили на Братское кладбище и в Херсонес.

Севастопольская школьница

Сначала Зернова училась в частной гимназии Дриттенпрейс, ей там нравилось. Однако этот аттестат не давал возможности получать высшее образование, поэтому девочку перевели в казенную женскую гимназию. Последняя запомнилась ей в первую очередь красивым зданием и интерьером.

«Просторные классы, актовый зал, прекрасный тенистый сад. В саду можно было бегать, сломя голову прыгать, вертеться, играть в пятнашки, а в последний день занятий об его высокие каменные стены были стеклянные чернильницы-непроливашки», —вспоминала она.

Рисование в гимназии преподавал художник Шевелин, окончивший Петербургскую академию художеств. Он устраивал выставки работ своих учениц в актовом зале. Историю преподавал археолог Лепер, который с 1908 по 1915 год заведовал раскопками в Херсонесе и музеем там же. Он водил учениц на экскурсии и знакомил с историей древнего города.

«Пожилой художник Шевелин… Он добросовестно старался передать нам свои знания. Работали мы акварелью. Он ставил натюрморты, чучела птиц, приносил красивые предметы.
В конце года он устроил выставку из наших гимназических акварелей. Было это, наверное, в четвертом классе. Я принесла головы, написанные маслом с моих одноклассниц. Шевелин очень хвалил мои работы, как мне сейчас кажется, не всегда заслуженно, и предрекал мне светлое будущее», — вспоминала Екатерина Сергеевна.

Семья Зерновых покинула Севастополь осенью 1914 года. Сергея Алексеевича пригласили в Москву в Петровскую сельскохозяйственную академию. Но Екатерина Зернова еще побывает в Севастополе.

Нахимовский проспект
Нахимовский проспект

Послевоенный Севастополь

Екатерина Зернова вернулась в город своего детства в 1946 году. Ее отправило в командировку Политуправление Военно-Морского флота. Севастополь стоял в руинах.

Заведующий Биологической станцией Водяницкий разместил художницу в подвале, где стояли коробки с книгами: возрождалась библиотека учреждения. И Зернова приступила к работе. Вставала рано, шла купаться в море, потом вооружалась этюдником и писала-писала-писала с натуры. Потом увеличила размеры.

«Мне хотелось найти и удержать светлую дымку, светлый колорит земли и серо-голубого неба. Все казалось мне невыразимо прекрасным», — писала она.

Иногда у художницы интересовались, почему она рисует, а не делает фотографии. Так, однажды, когда Зернова писала Графскую пристань, к ней подошли военные. Они попросили документы. В документах было сказано, что есть разрешение в том числе рисовать разрушенные гражданские объекты. Тогда они удивились, ведь пристань была уже восстановлена. Но она ответила, что место красивое, историческое и жаль уничтожать этюд. Ей ответили «рисуйте дальше».

Когда командировка подходила к концу, на Биологической станции решили сделать выставку этюдов. В коридорах на полу расставили картины и картонки, было около 60 работ. Два этюда Зернова подарила Биостанции.

Героический Севастополь Зерновой

Этюды Графской пристани легли в основу большой картины «В освобожденном Севастополе». Знаменитый художник Дейнека посоветовал Зерновой вместо тельняшки, что развевалась над Графской пристанью (а так действительно было на самом деле), написать флаг, что она и сделала.

Е.С. Зернова. В освобожденном Севастополе
Е.С. Зернова. В освобожденном Севастополе

Этюды на Малаховом кургане — «Венок адмиралу Нахимову». Была и еще одна картина «Толстой на четвертом бастионе». Художник Юрий Пименов ругал ее за то, что она не пишет современное. Но Екатерина Зернова была уверена, что все это о Севастополе, «будь это давние дни или горячая современность».

В 50-е годы стала монументалистом. Ее работы есть в Ялте, Москве. В Ялте это панно на стене выставочного зала художников (улица Гоголя, 1).

Если вам понравилась эта статья, то, возможно, заинтересуют и другие:

Расписал Владимирский собор и потерял здоровье

Отказала богатому жениху и сбежала с бедняком

Доставить письмо любой ценой

Даша Севастопольская - звезда Крымской войны

Приглашаю на экскурсии по Севастополю. Подробные маршруты можно посмотреть по ссылке http://sevlove.ru/ekskursii. Расписание групповых экскурсий ищите в группе ВКонтакте.

Вы можете поддержать канал и меня, угостив чашкой кофе: +7 904 333 1984 (Сбер)