Современные механические коробки передач, как правило, редко требуют внепланового ремонта. Однако некоторые их них обладают неожиданно малым ресурсом. Мы составили список из шести таких МКП — ими долгое время комплектовались различные седаны, хэтчбеки и универсалы.
Hyundai-KIA M6CF3
Годы выпуска — 2010–2020
Средний пробег до серьёзного ремонта — 100 000 км
Несколько моделей, на которые ставилась эта коробка:
- Kia Optima III, Sportage III, Proceed GT
- Hyundai ix35 II
Корейская шестиступенчатая «механика» M6CF3, дебютировавшая в 2010 году, рассчитана на крутящий момент до 275 Нм. Это — усиленный вариант коробки M6CF1 от малолитражных Hyundai и Kia. А предназначалась M6CF3 для переднеприводных автомобилей покрупнее. Её устанавливали, например, на Hyundai ix35, Sportage и даже «заряженные» Ceed/Proceed GT. Но больше всего агрегат известен в России по Kia Optima III поколения.
У этой коробки очень слабый корпус, а от этого сильно зависит ресурс валов и подшипников. В агрегатах первых лет выпуска они могли загудеть уже к 50 000 километров. Автопроизводитель даже проводил отзывную кампанию по их замене. Причём мощность мотора почти не влияет на ресурс агрегата — и с базовым для Оптимы двухлитровым двигателем (150 л.с. и 196 Нм) эта коробка может потребовать переборки уже к 100 000 километров. А с дизелем на кроссовер — ещё раньше.
Другая проблема — пластиковое блокирующее кольцо третьей передачи, которое быстро изнашивается. На необходимость ремонта намекнут характерный хруст и трудности с переключениями. Обычно ремонт требуется спустя 120 000 километров. Часто возникают течи по сальнику первичного вала, а также по приводам, но на фоне остального это мелочи.
Параллельно с M6CF3 Hyundai и Kia производили более крепкую и надёжную M6GF2 (её ставили, например, на Hyundai i40 и Santa Fe). И уже упомянутое кольцо у этой МКПП сделано из металла. Хотя и здесь после пробега в 120 000 километров могут вытянуться тросики в механизме переключения передач. К этому же пробегу иногда требуется замена выжимного подшипника сцепления.
Ford IB5
Годы выпуска — 1995–2021
Средний пробег до серьёзного ремонта — 100 000 км
Несколько моделей, на которые ставилась эта коробка:
- Ford Focus II, Fusion I, Fiesta VI
- Mazda3 I
- Volvo S40 II
Похожая ситуация и у европейских моделей Ford. В начале 2000-х они параллельно оснащались двумя пятиступенчатыми МКПП — с индексами MTX75 и IB5. Первая прославилась своей надёжностью — запаса прочности ей хватало, чтобы работать даже на Ford Transit, пусть и в немного модифицированном виде.
А вторая оказалась проблемной. Возможно, всё дело в том, что она изначально была рассчитана на более компактные автомобили, поэтому владельцы хэтчбеков Ford Fiesta, Fusion I поколения или Mazda2 жаловались на IB5 не так часто. Но очень популярный в России «второй» Focus c этой коробкой доставил немало хлопот. Равно как и соплатформенные Mazda3, а также Volvo S40 и С30.
Надёжная MTX75 досталась только двухлитровой версии Фокуса и редкому дизелю. Остальные модификации довольствовались как раз пятиступенчатой «механикой» iB5.
Проблем у неё предостаточно. Она страдает от быстрого износа сальников приводов. При работе с большой нагрузкой может сломаться ось сателлитов в дифференциале. У некоторых владельцев эти проблемы возникали уже на пробеге в 80 000 километров. Слабоват подшипник первичного вала — он может «завыть» уже после 100 000 километров. Часто вылетает вторая передача из-за слабых синхронизаторов. И делать капитальный ремонт этой коробки смысла не имеет — проще заменить её на более крепкую MTX75.
Volkswagen MQ200 (MQ250)
Годы выпуска — 1996–н.в.
Средний пробег до серьёзного ремонта — 100 000 км
Несколько моделей, на которые ставилась эта коробка:
- Volkswagen Jetta VI, Polo V, Passat B6
- Skoda Octavia III (A7), Rapid I
Легковые модели Volkswagen 2010-х страдали не только от отказов печально известных «роботов» DSG первых поколений. Ещё свежие тогда Jetta, Passat и прочие переднеприводные Фольксвагены, Шкоды и Ауди с механической КПП тоже могли подбросить владельцу неприятный сюрприз. На них устанавливались коробки двух серий — MQ200 и более «моментной» MQ250. Обе выпускались в пяти- или шестиступенчатой версии, имея схожую конструкцию.
Россиянам MQ200 известна прежде всего по моделям с атмосферниками — она ставилась на седан Polo, Octavia и Jetta с 1.6. Коробка MQ250 в пятиступенчатом варианте устанавливалась на редкие в России дизельные модификации, зато с шестью передачами она хорошо знакома владельцам машин с TSI-двигателями.
Слабое звено обеих коробок — дифференциал, где первыми сдаются недолговечные подшипники. Если их вовремя не заменить, следом загудят опорные подшипники вторичного вала. Достаточно быстро изнашивается механизм переключений. Течи смазки в основном характерны для более слабой «пятиступки».
За чистотой масла рекомендуется тщательно следить и менять его примерно раз в 50 000 километров. В противном случае можно столкнуться с необходимостью переборки с заменой подшипников и синхронизаторов ещё до пробега в 100 000 километров. Зато сцепление при аккуратном обращении способно прожить более 150 000 километров. А при совсем удачном стечении обстоятельств коробки серии MQ демонстрируют ресурс примерно в 300 000 относительно беспроблемных километров.
Opel F17
Годы выпуска — 1989–2019
Средний пробег до серьёзного ремонта — 120 000 км
Несколько моделей, на которые ставилась эта коробка:
- Opel Astra J, Astra H, Zafira B
- Chevrolet Cruze I
Свой «трансмиссионный долгожитель» есть и у концерна General Motors. Это 5-ступенчатая МКПП F17, которая дебютировала ещё в 1980-х! Она встречается даже на Daewoo Nexia. Среди моделей посвежее можно выделить Opel Astra поколений H и J, а также родственные им Chevrolet Cruze и Opel Zafira. На все эти машины F17 устанавливалась в паре с атмосферными моторами небольшого объёма, а для более моментных двигателей у Опеля были шестиступенчатые коробки.
И всё это время избавить МКПП от проблем, особенно на модификациях с относительно мощными моторами, конструкторы так и не смогли.
Главная беда — слабый дифференциал, который особенно сильно страдает у любителей побуксовать в снегу и на льду. Коробке достались и подшипники вторичного вала не самого лучшего качества. Разрушаясь, они могут легко повредить и сам вал, и корпус коробки. Эти проблемы не редкость уже при пробеге около 120 000 километров.
В порядке вещей также скрежет при включении и даже вылетающая задняя передача — когда-то дилеры по гарантии меняли бракованные шестерни. Вишенкой на торте идут разнообразные течи масла, чаще всего через уплотнения приводов. Средний ресурс этой МКПП — 200 000 километров, но это при спокойном и аккуратном режиме эксплуатации. Радует то, что коробка F17 давно изучена отечественными мастерами.
GM D13
Годы выпуска — 1986–2020
Средний пробег до серьёзного ремонта — 100 000 км
Несколько моделей, на которые ставилась эта коробка:
- Chevrolet Aveo I, Aveo II
- Ravon Nexia R3
Пятиступенчатая механическая коробка D13, предназначенная для компактных переднеприводных автомобилей Chevrolet, по конструкции очень близка к F13. А та, в свою очередь, упрощённый вариант агрегата F17, о котором речь шла чуть выше.
Поэтому неудивительно, что и D13 оказалась не очень надёжной. У неё слабые подшипники, которые могут загудеть, не протянув и 100 000 километров пробега. Часто выходят из строя синхронизаторы и может заклинить пятая передача. Слабоват дифференциал, особенно ось сателлитов. Часто у этой коробки начинают течь сальники. Хруст при переключениях — верный признак масляного голодания. В гарантийный период эксплуатации сервисы настоятельно рекомендовали обновлять смазку в D13 даже чаще положенных 60 000 километров.
В России эта коробка лучше других знакома владельцам компактных Chevrolet Aveo и их более поздних клонов, например Ravon Nexia.
Hyundai-KIA M5EF и M5AF3
Годы выпуска — 1995–н.в.
Средний пробег до серьёзного ремонта — 70 000 км
Несколько моделей, на которые ставилась эта коробка:
- Hyundai Getz, Atos Prime
- Kia Picanto II
Что объединяет корейские коробки M5EF1 и M5AF3? Обе они ставились на популярный в России Hyundai Getz.
Первая сочеталась с базовым мотором объёмом 1,1 литра. До рестайлинга агрегат имел индекс M5EF1, а после, с минимальными доработками, сменил имя на M5EF2. Его взяли у корейских субкомпактов, вроде Hyundai Atos и Kia Visto, и запаса прочности он не имел. КПП M5AF3 ставили на более мощные версии с двигателями 1.3, 1.4 и 1.6. А на Kia Picanto модификацию этой коробки можно встретить до сих пор. Правда, уже куда более надёжную, чем в 2000-х.
Но 15–20 лет назад проблем хватало у всей троицы. Особенно отличились подшипники. Выжимной в сцеплении часто начинал подвывать, не отходив и 70 000 километров. Чуть дольше выдерживали подшипники первичного и вторичного валов самой коробки. Из-за слабости сальников регулярно возникали масляные течи. Если не заботиться о чистоте смазки, то начнёт стремительно падать ресурс дифференциала и шестерней коробки. Ещё быстро вытягиваются тросы управления и изнашиваются синхронизаторы. Люфт кулисы переключения передач — обычное дело. Сцепление зачастую служит не более 120 000 километров.