Исторический спор с политическим подтекстом.
Интересно наблюдать как международная общественность пытается приватизировать уже и Российскую историю. Вчера был поднят гвалт относительно того, кто имеет право посещать мемориал, расположенный в урочище Сандармох Медвежьегорского района, а кто такого права не имеет. В роли «распорядителей»-комиссаров выступила группа представителей петрозаводской общественности, идеологически ориентированная на страны коллективного Запада, и вдруг решившая по собственному хотению кому прилично посещать расстрельное место в Сандармохах, а кому делать тут нечего.
На всякий случай напомню, что урочище Сандармох это трагическое для нашей страны мемориальное место. Здесь в 1937-м году проводились массовые расстрелы узников советских лагерей. По сей день никто достоверно не знает сколько похоронено в этой земле человек. Документально подтверждено, что 1111 жертв (список «соловецкого этапа»). Все остальные циркулирующие цифры являются предметом «политической веры». Одно время международная организация «Мемориал» (признана в России иностранным агентом), члены которой исследовали эпоху сталинских репрессий, сообщали о 9 тысячах расстрелянных в Сандармохах. Потом сами же «мемориальцы» этот показатель сократили на две тысячи человек. Но, повторюсь, по сей день нет точных сведений и не ясно, узнаем ли мы когда-нибудь точное число жертв упокоенных в братских (коллективных) могилах в Сандармохах.
Историки продолжают исследовать данную тему, пытаясь разобраться сколько было здесь расстреляно и действительно ли лежат в могилах кости невинных жертв сталинского режима? Не знаем мы точного числа расстрелянных, но точно знаем, что среди них было немало лиц кого нельзя изображать невинными «жертвами». Образно говоря, не надо всех расстрелянных в Сандармохах в 1937 г. валить в одну кучу. Над каждым убиенным можно поплакать (скажем, их родным), но не каждого расстрелянного в Сандармохах следует именовать жертвой политических репрессий.
Покойники давно примирились и уровнялись, а потомки кости их корыстно превращают в «политический товар», делая инструментом в идеологических схватках. Собственно, это мы и наблюдаем в Сандармохах.
Каждый год и многие-многие годы подряд приезжали иностранные делегации в Сандармохи, чтобы вспомнить своих соотечественников, находившихся среди расстрелянных. Когда-то это казалось нормальным (мы вместе осуждали сталинские репрессии), но со временем яснее становился смысл наездов всевозможных зарубежных консулов в урочище Сандармох. Они желали бесконечно укорять и нас, ныне здравствующих граждан России, и нашу прошлую советскую историю за сталинские репрессии. Требовали покаяния. За прошлое. При этом старательно опрокидывая прошлое на сегодняшнюю действительность. И мы, действительно, сами с ужасом заглядываем в ряд эпизодов нашей прошлой истории.
Но с годами возникал неизбежный вопрос: а те, кто едут к нам в Сандармохи - и в прочие подобные российские мемориалы – каются, когда речь заходит об их палачах? Будь это нацисты поляки, украинцы (бандеровцы, петлюровцы), расстрельные фашистские команды латышей и эстонцев и прочих многонациональных убийц, осуществлявших политический геноцид не только в СССР, но и в собственных странах (финны Финляндии тоже в этом списке палачей).
Как показывает современная политическая практика не только не каются, но и прославляют, героизируют «правильных убийц». В своих отечествах ставят памятники фашистам, и напротив сносят памятники советским воинам, спасшим их нации от нацистского геноцида. И потому можно утверждать, что всевозможные консулы не имеют морального права выступать в роли представителей репрессированных народов до тех пор, пока ведут себя как варвары по отношению к памяти советских граждан. Своим присутствием в Сандармохах они поганят память о жертвах сталинских репрессий.
До сих пор петрозаводским «мемориальцам» (или их сторонникам) мало кто напоминал, что негоже заниматься приватизацией исторической памяти. Они почему-то решили, что именно их группка решает кто достоин поминать убиенных в Сандармохах, а кто нет. И потому появление «не своих» воспринимают как покушение на ими выдуманное собственное «первородство» чтящих жертвы сталинских репрессий. Как уж поизгалялись некоторые авторы телеграм-каналов, увидев в Сандармохах казаков Карелии! Допускаю, что появление их именно в тот же день, что и приезд иноагентов в Сандармохи не случайно. Это, более чем вероятно, ответная организованная акция. И правильная, на мой взгляд. И на поле исторических знаний нужно давать бой либералам-западникам. И кому как ни потомкам казаков, чьи предки пережили большевистский геноцид, напомнить об этом «мемориальцам».
Каждого бьющегося в антиисторической истерике «мемориальца» надо приобщать к знаниям. Давно нет им веры на слово. Собственные исторические исследования они сами же и дискредитировали полуправдой, а то даже и откровенным враньём. И поднимаемые ими на свои знамёна имена нынешних их соратников по историческим расследованиям только дискредитируют в принципе полезную работу. Наше историческое прошлое времён Советского Союза нередко путанное, противоречивое и точно не линейное. Оценки исторических фактов (даже фактов) всегда зависят от политической позиции авторов, оценивающих события прошлых лет. И нам надо не заблуждаться и понимать, что наши западные соперники используют тему сталинских репрессий как инструмент в их борьбе с Россией. Правды они не ищут. Полагаю, петрозаводские чтецы поминальных списков репрессированных должны бы это понимать.
Анатолий Цыганков