[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
В это день 79 лет назад мир поднялся еще на одну ступеньку на лестнице эскалации и увидел, что реально произойдет на Земле в случае применения ядерного оружия. Американский Boeing B-52 с трогательным названием «Энола Гей» (по имени матери летчика) сбросил первую атомную бомбу на японский город Хиросима, сделав его символом разрушения и гибели мирного населения. До сих пор ведутся споры о том, насколько этот акт устрашения вообще был нужен и как он повлиял на завершение Второй мировой в Азии. В последние годы как минимум сами японцы стараются забыть о том, кто на самом деле уничтожил Хиросиму, а затем и Нагасаки.
Церемония в Парке мира Хиросимы традиционно началась с возложения цветов, затем в небо выпустили голубей, которые пролетели над куполом выставочного центра торгово-промышленной палаты. Это один из символов трагедии.
На японский город с населением около 300 тысяч человек 6 августа 1945 года в 8 утра американские военные сбросили «Малыша». Так они назвали ядерную бомбу мощностью 13 килотонн. За считаные секунды погибли, по сути, сгорели заживо почти 100 тысяч человек, десятки тысяч умерли позже, в том числе члены семьи японского премьера.
Фумио Кисида, премьер-министр Японии: «То, что произошло в Хиросиме и Нагасаки 79 лет назад, не должно повториться больше никогда. Япония выступает против ядерного оружия, но ситуация вокруг российской ядерной угрозы усугубляет современную обстановку».
Традиционно ни слова про США не сказано в официальной речи. Ни слова о том, что Соединенные Штаты хотели испытать новый тип оружия, и о том, что это был не только эксперимент, но и акт устрашения. Причем многие американские военные, в том числе будущий президент США, главнокомандующий войсками союзников в Европе, генерал Эйзенхауэр, не видели целесообразности в такой бомбардировке. В ней просто не было военного смысла, разве что политический — напугать, причем даже не Японию, а Советский Союз.
Игорь Никулин, военный эксперт, экс-представитель комиссии ООН по разоружению: «Но Трумэн настоял на своем. То есть еще 16 июля 1945 года, во время Потсдамской конференции, когда он узнал, что испытания в Неваде прошли успешно, он сказал своему помощнику: теперь у меня есть дубина против этих русских парней».
Питер Кузник, директор Института ядерных исследований Американского университета в Вашингтоне, писатель: «Бомба не была нужна, чтобы закончить войну в Тихом океане. Американцы знали, что японцы хотят сдаться. Сталин знал, что японцы хотят сдаться, и сами японцы этого не скрывали. Тогда почему Трумэн все равно сбросил бомбу? Он хотел послать сигнал Советам: если коммунисты будут вмешиваться в послевоенные планы США в этом регионе, вот что они получат».
Этот сигнал в самом конце Второй мировой предвосхитил начало войны новой, на этот раз холодной. Простая истина о том, что атомные бомбы войны не заканчивают, досталась очень высокой ценой — ценой многих тысяч японских жизней. Хотя оценка этих событий американцами за десятилетия если и изменилась, то несильно.
Константин Могилевский, заместитель министра науки и высшего образования РФ, сопредседатель Российского исторического общества: «Ни следа какого-то раскаяния или признания того, что это было ошибкой, того, что без этого можно было обойтись, нет. Мы этого не видим».
Обама стал первым американским президентом, посетившим Хиросиму, Байден — всего лишь вторым. И это почти за 80 лет. Но делегация из Соединенных Штатов Парк мира посещает всегда. Во время траурной церемонии японцы стараются не упоминать, кто именно сбросил ядерную бомбу. Это неудобная правда, которую умышленно стирают из памяти.
Питер Кузник: «Ни один американский президент так и не извинился перед японцами или не признал публично, что эта бомба была не нужна».
Константин Могилевский: «Не делается акцент на том, кто и для чего сбросил атомную бомбу на Японские острова. Забыли, постарались забыть».
Представителей России и Белоруссии в этом году снова не пригласили, зато позвали воюющих израильтян, хотя жители Хиросимы выступали против этого. Но мнение самих японцев мало кого волнует, когда речь заходит о большой политике.
Игорь Никулин: «По сути, Япония является полуколонией США, потому что, отказавшись от российского рынка, от российских поставок энергоресурсов, сырья и прочего, они нанесли, по сути, самый большой ущерб. А уж поддержка Украины, которая им вообще ни с какого бока, она тоже ничего хорошего им не дала».
Военный союзник США и друг НАТО. Современная Япония удвоила военные расходы. Весной премьер Кисида во время визита в США договорился с Байденом усилить военный альянс с Америкой. Все это выглядит так, будто история японцев ничему не научила, хотя чему их могли научить учебники, в которых не написано о бомбардировках, — вопрос риторический. Вот и остается только из года в год собираться у мемориала вместе с бывшими врагами, которые стали самыми близкими друзьями, и вместе с ними выпускать в небо голубей мира, повторяя один и тот же ритуал, который, по сути, не несет больше смысловой нагрузки. Кажется, сами японцы это тоже понимают.