Ни для кого не секрет, что цены на новые автомобили в нашей стране уже пробили все возможные границы адекватности, и позволить себе новый автомобиль могут далеко не все люди в нашей стране. Да и наш автомобильный рынок сегодня по сути представляет из себя сборную из китайских производителей, которые играют между собой, пытаясь переманить на себя покупателей.
Но кроме китайских автомобильных производителей на нашем рынке, конечно же, есть еще и наш АвтоВАЗ, который сегодня больше напоминает обиженного мальчишку, которого не позвали гонять мяч на футбольный корт. И в отместку за это он решил взять и испортить всем игру, просто наделав в мяче дыр, а также срезав сетки с футбольных ворот.
Не понимаете о чем я? Тогда сейчас я вам все более подробно расскажу.
С 2022 года, как от нас ушли почти все именитые производители автомобилей, на нашем рынке из иностранных марок остались только китайские производители. Да, во многом они не могут нам заменить тех же немцев или японцев, но разве нам оставили выбор? Оставалось покупать только новые китайские автомобили по, казалось бы, высоким на тот момент ценам или продолжать ездить на своем старом автомобиле.
Со временем стало понятно, что привычные нам автомобили нам еще долго не светят, так как заводы многие производители продали по полной стоимости нашим компаниям без права на обратный выкуп. Да и в целом ситуация в мире диктовала нам совершенно иные реалии на ближайшие годы. Кроме того, те немногие автомобили от известных марок, которые еще остались на складах дилеров, выросли в цене так сильно, что у многих людей уже не стоял вопрос, покупать условный кроссовер Toyota RAV4 за 3,5-4 млн рублей или взять Haval Jolion за 2 миллиона в богатой комплектации.
Но с годами цены только росли, а популярность китайских автомобилей не снижалась, а напротив, росла. На рынке стали появляться все новые модели, новые марки, люди по сей день с довольно большим желанием.
И тут во двор выходит наш АвтоВАЗ, который на фоне китайских автомобильных производителей просто теряется. Его можно сравнить с тем самым пареньком со двора, которого и в нападение не поставишь, и на воротах он стоит ужасно. Короче говоря, АвтоВАЗ — это паренек, который очень хочет играть со всеми остальными парнями в футбол, но из-за своих никудышных навыков его просто не берут ни в одну команду.
А ведь он старается и даже прикупал себе новую форму и бутсы, чтобы на всю продемонстрировать свой скилл. Но то и дело в ответственный момент он промахивается по мячу или отправляет его в «молоко». И все остальные ребята со двора смотрят на него с неким презрением и даже подшучивают над ним, несмотря на все его старания.
И это я о том, что с 2022 года наш АвтоВАЗ и правда старался выдать нам нормальные автомобили. Но то и дело выходило что-то не так, а люди, смотря на все эти нововведения, просто отказывались от продукции нашего завода, отдавая предпочтение китайским автомобилям.
Но в какой-то момент АвтоВАЗ решил показать зубы всем своим обидчикам и позвал на помощь того самого брата боксера в лице Минпромторга, который точно разберётся со всеми обидчиками на поле. И Минпромторг так и сделал, подняв в 2023 году утилизационный сбор на все автомобили в нашей стране с отметки 170 тысяч рублей до отметки 306 тысяч рублей.
Казалось бы, после такого перфоманса китайцы должны были потерпеть полное поражение, но как бы не так. Китайцы и правда сначала подняли цены на свои автомобили, но потом начали делать хорошие скидки, которые с лихвой перекрыли повышение цен из-за выросшего тарифа утилизационного сбора.
АвтоВАЗ же, потирая руки, решил, что будет неплохо под шумок поднять цены и на свои автомобили. Ведь план был точен, как швейцарские часы: китайские автомобили стоят дорого, люди их не берут, а значит, спрос на отечественные автомобили растет. А где есть спрос, есть и предложение. Но АвтоВАЗ еще на тот момент не знал, когда у тебя в покере в итоге пара двоек, то с этой комбинацией против роял-флеша не попрешь.
Поэтому в 2024 году АвтоВАЗ решил добиться от своего старшего брата еще большего повышения утилизационного сбора. И на этот раз не просто на жалкие 130 тысяч рублей, а сразу на 250 тысяч, и каждый год повышать его еще и еще, пока к 2030 году он не составит почти 1,2 млн рублей. И на самом деле подобным образом АвтоВАЗ и правда сможет приструнить китайских производителей. А также многих из них просто выгнать с нашего рынка. Но вместе с тем есть очень большая вероятность того, что всему нашему авторынку просто не поздоровится.
Автомобильные дилеры уже сегодня находятся в недоумении от подобных инициатив АвтоВАЗа, ведь от подобных мер не покажется мало никому.
Ассоциация «Российские автодилеры», которая представляет интересы официальных дилеров по всей стране, уже направила официальное обращение Минпромторгу и Минфину, чтобы ведомства объяснили, кому и в каком порядке направляются средства компенсации утилизационного сбора. И куда вообще уходят деньги, которые платят сегодня производители.
В Минпромторге уже ответили, за счет уплаченного утилизационного сбора производители, которые занимаются повышением локализации, получают от государства различные льготы. А также Минпромторг сообщает, что повышение утилизационного сбора никак не отразится на стоимости отечественных автомобилей.
Но давайте так, сколько реально стоит утилизация автомобилей и утилизируют ли у нас автомобили в таком количестве? Представители Ассоциации «Российские автодилеры» заявляют:
Мы пытаемся разобраться, куда направляется утильсбор, который как таковой сбором на утилизацию не является, так как его размер превышает стоимость производства и никак не соотносится с фактическими затратами на утилизацию.
На самом деле, тут можно согласиться, и возникает еще один очень важный вопрос, а почему размер утилизационного сбора напрямую зависит от объема двигателя автомобилей? Неужели, чем объемней мотор, тем дороже будет стоить утилизация? Причем разброс очень огромный:
- утилизационный сбор на автомобили с моторами от 1 до 2 литров включительно сегодня стоит 306 тысяч рублей, а увеличат его до 556 тысяч рублей;
- утилизационный сбор на автомобили с моторами от 2 до 3 литров включительно сегодня стоит 844 тысячи рублей, а увеличат его до 1,562 млн рублей;
- утилизационный сбор на автомобили с моторами от 3 до 3,5 литров включительно сегодня стоит 970 тысяч рублей, а увеличат его до 1,9 млн рублей.
Допустим, возьмем один и тот же автомобиль Toyota Camry. С мотором 2,5 утильсбор будет стоить 1,562 млн рублей, а с мотором 3,5 утильсбор уже 1,9 млн рублей. Или седан Kia K5 с моторами 2 литра и 2,5 литра. Тут разница будет еще больше — почти 1 миллион рублей. Так и спрашивается, а почему такая большая разница, если автомобили одинаковые, за исключением моторов, приводов и других незначительных различий?
Почему утилизация Kia K5 с более мощным мотором будет стоить настолько дороже? Если вы знаете ответ на этот вопрос, пожалуйста, напишите в комментариях.
Как по мне, размер утилизационного сбора должен зависеть не от объема мотора, а от габаритов автомобиля или его массы. Все-таки эти два параметра, как будто, более логично привязать к размеру утилизационного сбора. Но, как мы видим, цены на подобные автомобили уже скоро очень сильно вырастут.
И к чему все эти действия АвтоВАЗа могут привести наш рынок?
Дилеры, эксперты и сама ассоциация «Российские автодилеры» находятся в смятении. Участники рынка уверены, что, повышая утильсбор каждый год до 2030 года, мы придем к тому, что позволить себе новый автомобиль смогут лишь 5-7 процентов населения страны. То есть фактически, новый утильсбор сведет на нет продажи автомобилей в нашей стране. А сам автопарк нашей страны к 2030 году будет представлять из себя автопарк Кубы. То есть мы будем ездить на очень старых автомобилях, как-то умудряться их чинить. А вот про покупку нового автомобиля просто придется забыть.
То есть фактически АвтоВАЗ уже роет глубокую яму для отечественного авторынка, так как решение о повышении утилизационного сбора уже обсуждают на высшем уровне. И по некоторым данным, утилизационный сбор уже точно повысят 1 октября. Это подтверждают эксперты, в том числе и главный редактор журнала «За Рулем» Максим Кадаков.
Самое интересное, что подобным действием АвтоВАЗ сам себе вставляет палки в колеса, ведь он непременно будет повышать цены и на свои автомобили. И на нашем рынке, решение о повышении утилизационного сбора положит конец продажам не только китайских автомобилей, но и отечественных.
И тут же назревает вопрос, почему у нас не понимают, к чему приведут подобные меры. Понятное дело, что все делается для того, чтобы просто убрать конкурентов с рынка и чтобы люди более активно покупали наши автомобили. Но проблема заключается еще и в том, что сам АвтоВАЗ не упустит возможности и определенно точно поднимет цены и на свои автомобили.
Уже проходили все это в прошлом году. Нам обещали, что наши автомобили в цене не вырастут, но все равно они подорожали. Поэтому и в этот раз история повторится. Ведь повышенный спрос на наши автомобили будет рождать предложение.
И в заключении — пожалуйста, воспримите это не как призыв к действию, а просто как рекомендацию: если у вас есть возможность купить новый автомобиль сегодня или автомобиль с пробегом, но более новый, то не откладывайте на потом это решение. Цены будут расти очень сильно, и дешеветь автомобили точно не будут. Даже если спрос на автомобили упадет, то вряд ли цены на автомобили снизят так сильно. Впереди нас ждет довольно непростой период для нашего авторынка.