Часто под стартапом подразумевают любой бизнес, который кто-то запускает: «У моего друга стартап — он открыл кофейню» или «Мы стартаперы, решили заняться разработкой сайтов». На самом деле стартап — это не любой новый бизнес, а тот, что основан на какой-то новаторской идее, которая имеет потенциал к быстрому росту и масштабированию.
Прежде чем стать зрелыми компаниями, стартапы проходят несколько этапов развития и финансирования, при этом далеко не все делают это успешно. «Стартапы — это тяжело. Так что больше работайте, меньше плачьте и прекратите ныть», — писал в социальной сети Х (ранее Twitter, заблокирована в России) основатель портала о стартапах TechCrunch Майкл Аррингтон.
Что же такое стартап, как он развивается и при чем тут «долина смерти», рассказываем в статье.
Стартап (от англ. startup — «запуск») — это молодая компания, созданная для поиска идей, разработки и вывода на рынок инновационных решений с потенциалом к быстрому росту.
В основе идеи стартапа — уникальные продукт или услуга, которых пока нет на рынке и которые закрывают «боли» будущих клиентов — людей или компаний. Уникальность при этом не обязательно должна быть связана с созданием чего-то совершенного нового: стартап может устранять недостатки уже существующих продуктов или использовать альтернативный способ решения проблемы.
Часто у основателей стартапа нет капитала для запуска проекта, поэтому они привлекают инвестиции. Такие инвестиции обычно называют венчурными.
Развитие стартапа можно поделить на пять стадий:
Выбор идеи: на этом этапе основатели определяют, кто клиент, ищут его проблему, или «боль», оценивают, как много таких клиентов, и придумывают, как проблему можно решить.
MVP (от англ. Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт): основатели создают первую версию, то есть прототип решения с минимальными функциями, которых достаточно для проверки идеи и получения обратной связи от потенциальных клиентов.
Поиск Product-market fit, или соответствия продукта рынку: стадия доработки продукта или услуги по обратной связи от клиентов, цель — сделать решение таким, чтобы за него готовы были платить.
Рост: на этом этапе в фокусе — увеличение числа платящих клиентов и масштабирование.
Зрелость: стадия, когда стартап становится полноценной компанией с устоявшейся бизнес-моделью.
Есть еще один важный момент в развитии стартапов — пивот. Профессор финансов Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета Илья Стребулаев называет слово «пивот» одним из главных в Кремниевой долине.
Пивот (с англ. pivot — «поворот», «разворот») — это резкое изменение бизнес-модели. Без пивота многие известные компании сейчас бы не существовали. Через пивот, например, проходили технологические гиганты Amazon (начинал как онлайн-магазин книг) и YouTube (задумывался как сайт знакомств).
«Разворот» стартап может сделать в любой момент своего развития, но чаще всего он происходит на ранних этапах, когда основатели получают обратную связь от клиентов и пользователей. Пивот стоит сделать и если изменились потребности рынка и предложение стартапа перестало быть актуальным, бизнес остановился в развитии или вовсе начал падать.
Привлечение инвестиций в стартап тоже состоит из нескольких этапов:
Pre-seed, или предпосевная стадия
Этап, когда есть идея либо продукт и команда, но нет клиентов и доходов. Первыми инвесторами часто становятся FFF (friends, family and fools — «друзья, семья и дураки»).
Seed, или посевная стадия
Стартапы на этой стадии уже имеют первые продажи, которые доказывают состоятельность идеи. Теперь проекты попадают на радары венчурных инвесторов — бизнес-ангелов и венчурных фондов ранних стадий.
Раунд А
У стартапа есть рабочая бизнес-модель, команда и клиенты, он привлекает деньги на масштабирование. Чаще всего финансирование в этот период поступает от фондов или от «стратегов», то есть стратегических инвесторов — обычно это крупные компании, работающие в той же сфере.
Раунд B, (...)
Если компания еще не зарабатывает самостоятельно, ей необходимо продолжить привлекать финансирование для роста. После раунда B возможны еще несколько крупных раундов — C и D — в зависимости от стратегии стартапа.
IPO
Стартап может принять решение стать публичной компанией и открыть доступ к внешним деньгам c помощью IPO — выхода на публичные торги на фондовой бирже. Тогда любой человек может инвестировать в стартап как в публичную компанию.
Большинство стартапов попадают в «долину смерти» — это период, когда проект еще не зарабатывает, а все еще расходует средства, полученные от инвесторов. Если фаундерам не удается найти клиентов, а инвесторы по каким-то причинам больше не хотят вкладывать в проект, его придется закрыть. Считается, что только 10% стартапов преодолевают «долину смерти».
Несмотря на то что большинство стартапов исчезают на «свалке» истории, в мире есть много примеров компаний, которым удалось преобразовать свои идеи и даже стать «единорогами».
«Единорог» — это стартап, который активно развивается, и его рыночную стоимость во время раунда инвестиций оценили в $1 млрд или больше. Термин «единорог» в 2013 году ввела основательницей американского венчурного фонда Cowboy Ventures Эйлин Ли.
Примеры стартапов-«единорогов» из тех, что у всех на слуху: приложение для вызова такси Uber, платформа для поиска жилья Airbnb, производитель космической техники SpaceX, графический онлайн-редактор Figma. По данным аналитической платформы CB Insights, больше всего «единорогов» в США (654), сильно от них отстают Китай (169), Индия (71) и Великобритания (53). Среди «единорогов» с российскими корнями — финтех-стартап Revolut, сервис такси inDrive, платформа для совместной удаленной работы Miro, основанная выходцами из Перми и базирующаяся в США.
Статус «единорога» не гарантирует долгосрочного успеха. Не у всех получается справиться с конкуренцией, «болезнью роста», переменами в настроении инвесторов и другими вызовами, с которыми может встретиться развивающийся бизнес. Одним из самых громких провалов «единорогов» последнего времени стало банкротство сети коворкингов WeWork, которая на пике оценивалась в $47 млрд.
#энциклопедия_FY #бизнес @forbes_young