Найти тему
Газета Четверг

Держитесь крепче, проезжаем кочки

Из-за чего пассажиры получают травмы в общественном транспорте и можно ли получить компенсацию, не имея билета?

Кирпич ни с того ни с сего никогда и никому на голову не свалится, говорил один известный литературный персонаж. А вот пострадавшим в автоаварии может стать любой, добавим мы. Ведь ДТП в Омске происходят не только с личными авто, но и с общественным транспортом. И иной раз пассажиру приходится очень долго доказывать, что он пострадал в автобусе или маршрутном такси, а не, к примеру, упал на улице. Поскольку билет, подтверждающий факт поездки, можно получить далеко не всегда.

Кто страдает больше всех?

Дорожно-транспортные происшествия с пассажирами в нашем городе действительно довольно широко распространены. Так, за 6 месяцев 2024 года в 99 таких ДТП были ранены 107 человек. За аналогичный период прошлого года в 98 ДТП пострадали 117 пассажиров общественного транспорта. Об этом «Четвергу» рассказал начальник отдела Госавтоинспекции УМВД России по городу Омску Сергей Лебедев.

– В дорожно-транспортных происшествиях с участием пассажирского транспорта чаще страдают пассажиры пожилого возраста и несовершеннолетние, – говорит представитель ГАИ. – А причины их могут быть разными. Виновниками могут быть как водители транспортных средств, так и сами пассажиры, которые не обеспечивают свою безопасность проезда внутри подвижного состава. Довольно распространённой причиной падения пассажиров в салоне является резкое торможение водителей автобусов, маршрутных такси, троллейбусов. Иногда это происходит по вине водителей автомобилей на дороге, которые вынуждают автобус либо резко затормозить, либо резко поменять скорость и траекторию движения, чтобы избежать серьёзного ДТП. Может стать причиной и повреждение улично-дорожной сети, например неровности, ямы на дороге.

Как отметил Сергей Лебедев, не стоит забывать, что иной раз в травмах в общественном транспорте виноват и сам пострадавший пассажир, который не соблюдает необходимые нормы безопасности.

– Пассажир должен держаться за поручни при движении автобуса, а также при входе и выходе из транспорта, – напомнил начальник отдела Госавтоинспекции по городу Омску. – Кроме того, если вы едете в автобусе с ребёнком, находящимся в коляске, то нужно при выходе или входе держать его на руках во избежание несчастного случая. Также запрещается отвлекать водителя, препятствовать закрытию дверей и или открывать их до полной остановки автобуса. Важно также ожидать автобус на остановке общественного транспорта, не выходя при этом на проезжую часть.

Правила эти довольно просты, и в большинстве своём люди их придерживаются. Однако безопасность пассажира в автобусе зависит не только от него самого, но и от некоего стечения обстоятельств. И что же делать, если происшествие случилось, а вы вынужденный безбилетник? Ведь, как известно, частники в принципе не выдают билетов, да и не в каждом муниципальном автобусе удаётся его получить.

Предъявлять не обязательно

Как выяснилось, если у вас нет билета и вы стали участником ДТП, доказать это возможно и, более того, даже нужно. Об этом «Четвергу» рассказал председатель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь.

– Согласно закону о страховании гражданской ответственности перевозчика каждый пассажир общественного транспорта, за исключением такси, застрахован на 2 миллиона рублей, – рассказывает Игорь Владимирович. – И билет в этом случае является неоспоримым доказательством того, что человек воспользовался услугой того или иного вида общественного транспорта в момент ДТП. Однако даже отсутствие «квитка» даёт полное право получить положенную страховку. В нашей практике таких примеров немало.

К примеру, был случай, когда женщина ехала в маршрутном такси и повредила руку. При этом в медицинское учреждение она обратилась только на следующий день, соответственно никакого билета у дамы не было. Ведь кто его даст в маршрутке?

– Женщина ехала на работу, водитель маршрутки резко затормозил, дама ушиблась, но не придала этому значения. Отработала целый день, но к ночи боли в руке усилились, и следующим утром она пошла в больницу, где ей диагностировали перелом. Потом женщина пришла к нам, так как страховая компания отказывалась компенсировать травму, – вспоминает Игорь Пушкарь. – Мы обратились в суд, где удалось доказать, что женщина была пассажиром этой маршрутки.

В итоге, рассказывает юрист, страховая выплатила ущерб. Доказательством послужило то, что женщина довольно точно описала транспортное средство, как выглядит маршрут, кроме того, точно совпал график движения этой маршрутки и время её поездки из дома на работу. Важную роль сыграл и тот факт, что при обращении в медучреждение женщина объяснила, при каких обстоятельствах она получила травму, и это было зафиксировано врачами. В дальнейшем экспертиза показала, что характер травмы не противоречит показаниям пострадавшей.

– Бывают случаи, что приходится отстаивать в суде происшествия в общественном транспорте и годовой давности, пока не прошёл срок исковой давности три года. Дело в том, что многие люди не знают, что имеют право на страховую выплату, – отмечает юрист. – И практика чаще складывается в пользу пострадавших. Но тем не менее если же произошло ДТП в общественном транспорте, то нужно следовать определённому алгоритму действий.

В идеале дождаться скорую помощь и сотрудников ГАИ, чтобы они всё зафиксировали. Если же вы не уверены в травме, как в описанном выше случае, то постарайтесь максимально всё сфотографировать, где ехали, транспортное средство, себя в нём, людей, с которыми ехали, возьмите у них контакты. И если всё же придётся обращаться в больницу, то обязательно укажите причину травмы, чтобы её зафиксировали медики.

Игорь Пушкарь также пояснил, что размеры страховых выплат чётко прописаны в постановлении правительства. Компенсация зависит от вида, локализации и тяжести травмы. Например, за перелом основания черепа положено возмещение в размере 20 процентов от 2 млн рублей, за перелом бедра – 10 процентов от 2 млн рублей, за перелом одного-двух рёбер – 4 процента от 2 млн рублей и так далее. За несколько травм выплаты суммируются в пределах 2 млн рублей. Если же потерпевшему пассажиру установлена инвалидность, то за 1-ю группу он должен получить 100-процентную страховку, то есть 2 млн рублей, за 2-ю группу – 70 процентов от этой суммы, а за 3-ю группу – 50 процентов от страховой суммы.

При этом пострадавший не должен предоставлять в страховую компанию документы, подтверждающие фактические расходы на лечение. Однако потребуется паспорт, документ о произошедшем событии, оформленный перевозчиком, и справки из медучреждения о полученных травмах, диагнозе и периоде нетрудоспособности.

Компенсация смысла жизни

Страховка не единственная выплата, которая положена пострадавшему пассажиру.

– Если человек пострадал в общественном транспорте, то можно обратиться за компенсацией морального вреда или вреда здоровью к владельцу транспортного средства, – поясняет Игорь Владимирович. – Размер компенсации зависит от степени тяжести причинённого вреда здоровью – лёгкий, средний или большой. А также учитывается ряд факторов. Например, зафиксировано, что пассажир не держался и упал по собственной вине. Тогда суд это учтёт и может назначить компенсацию ниже. Но назначит обязательно, потому что логика такова: водитель автомобиля управляет источником повышенной опасности и он ни при каких обстоятельства не должен причинять никому вред.

Кроме того, порой в суде учитываются и жизненные обстоятельства. Так, в практике Игоря Пушкаря был случай, когда суд обязал перевозчика компенсировать омичке моральный вред в повышенном размере из-за того, что она после полученной травмы в общественном транспорте не смогла заниматься огородом на даче.

– Женщина находилась на пенсии и летом много работала на даче, – рассказывает Игорь Владимирович. – Но после травм, полученных в результате падения в автобусе, пенсионерке назначили длительное лечение. Затем с приобретённым из-за ДТП диагнозом врачи ей запретили работать на огороде, точнее, нельзя было больше ничего делать в наклон, заниматься физическим трудом. А дача для женщины была всем, можно сказать, только ей и жила. И это удалось доказать в суде. В итоге перевозчик компенсировал моральный ущерб.

В практике нашего собеседника немало случаев ДТП с пассажирами, когда приходится отстаивать их права. Но, конечно, их меньше, чем в статистике автоинспекции. Основная причина в том, что некоторые люди даже не подозревают о том, что им что-то положено. Впрочем, в любом случае любая, даже лёгкая травма доставляет мало удовольствия. Поэтому, помня о своих правах, будьте и сами внимательны и осторожны в транспорте.

Ольга БОРОВАЯ.

Фото Андрея БАХТЕЕВА.