В Третьяковской галерее стоит замечательная икона, которая называется «Борис и Глеб на конях». На ней изображены два брат, два древнерусских князя верхом на словно закалдованных конях - черном и красном.
Они абсолютно спокойны, и кажется, что они просто напросто вышли на небольшую прогулку со своими верными скакунами. В правом верхнем углу иконы виден Христос, который как бы благославляет путников на их дорогу.
Но на самом деле братья едут далеко не на прогулку, и их судьба сложилась гораздо более трагично, чем кажется на первый взгляд.
Князь Владимир Святой
У Бориса и Глеба был отец. Звали его Владимир Святославович. Тот самый знаменитый киевский князь, который правил в 978-1015 годах и крестил Русь.
Поэтому ещё его называют Владимир Святой, а в старых русских былинах - Владимир Красно Солнышко. Стал киевским царем Владимир не сразу.
От отца он унаследовал Новгородский престол, а после, дабы завладеть Киевским, пошёл войной на родного брата - Ярополка. И когда Ярополк погиб, Владимир не просто занял Киевский престол, а ещё и женился на вдове недавно убитого брата.
У Владимира родилось 5 сыновей. Ярослав — правил в Новгороде, но отношения с отцом складывались плохо: Ярослав, бывало, даже собирал армию, чтобы пойти на отца войной. Святополк оставался с отцом, Мстислав правил на юге, в Тмутаракани, Глеб — в Муроме, Бориса отец отправил сражаться со степными кочевниками.
Пятеро сыновей и один престол
После смерти Владимира сыновья тут же начали сражаться за власть. И как раз в годы этой войны погибли Борис и Глеб.
Осталось 3 брата: Святополк, Ярослав и Мстислав. Святополку помогал его тесть - польский король Болеслав, а Ярослав заручился поддержкой новогородской дружины и скандинавских наёмников.
Ярослав победил Святополка, и тот с позором бежал в Польшу. С Мстиславом же они договорились, что Ярослав забирает себе Киев и земли к северу от него, а Мстиславу достаётся южная часть владений отца.
А когда Мстислав отошёл на тот свет, Ярослав получил власть во всей Руси. Он правил долго и прославится своей учёностью, дальше будет покровительствовать наукам и искусствам и получит прозвище — Ярослав Мудрый.
Остаётся открытым вопрос: Кто убил Бориса и Глеба? Из трёх сыновей это мог быть кто угодно, но есть одна версия которая звучит убедительно.
Сказание о Борисе и Глебе
Через десятилетия после гибели двух братьев летаписцами было написано «Сказание» которое на Руси очень любили и довольно часто перечитывали. А версия следующая:
Как только Владимир умер, Святополк, который находился рядом, сообщил весть о том, что их отец погиб и позвал двух братьев в Киев, чтобы те служили во дворце. Борис же тогда возвращался с воинского похода.
Его дружина сразу раскусила подвох в словах Святополка Окаянного и предложила Борису сразиться за власть. Борис же отказался поднимать меч на брата и словно в один миг после этих слов его дружина разбежалась кто куда.
Борис, окутанный горем, всю ночь молился у себя в шатре, а на утро, услышав шёпот, понял, что жить ему осталось недолго. К нему в шатёр зашли четверо убийц с обнажёнными мечами - Путьша, Талец, Елович и Ляшко.
Один их преданных дружинников - Георгий, попытался закрыть Бориса своим телом, но также погиб со своим командиром. На шее же у Георгия красовалась золотая гривна, убийцы не смогли снять её и поэтому отрубили его голову.
А тем же часом Глеб держал дорогу к имениям их отца, но по дороге получил письмо о том, что Святополк захватил власть в Киеве и убил Бориса. Глеб стал оплакивать брата и понимал: душегубы Святополка где-то близко.
Так и получилось, сколько Глеб не умолял головорезов не убивать его, но даже повар переметнулся на сторону убийц и зарезал Глеба.
Летописец называет Святополка Окаянным и в этом слове есть воспоминание о Каине — первом убийце в истории, который тоже пролил кровь брата.
«Сказание о Борисе и Глебе» было написано на Руси, где многие отлично знали, что произошло. Скорее всего, летописец слышал какие-то детали убийства Бориса и Глеба от очевидцев.
К тому же он называет имена убийц. «Сказание» было написано через несколько десятилетий после гибели Бориса и Глеба, и вполне возможно, что какие-то свидетели ещё были живы.