Найти тему

Десять ключевых событий в современной истории Тюменской области

Перед юбилейными датами принято анализировать прошедшее, смотреть на настоящее и заглядывать в будущее. Историю Тюменской области можно отсчитывать с конца XVI века, когда после похода дружины Ермака современная территория региона была присоединена к Московскому царству. Но мы обращаемся к истории Тюменской области с ее образования в 1944 году.

1. Создание Тюменской области

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 года

была образована Тюменская область, в состав которой были включены города и районы, а также национальные округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий, выделенные из состава Омской области, а также четыре района из состава Курганской области.

Создание Тюменской области связано с рядом объективных факторов.

В годы Великой Отечественной войны на территории, включенные в состав области, были эвакуированы промышленные предприятия, научные и образовательные учреждения, общественные и государственные организации. Это существенно увеличило экономический потенциал территории. Так, объем промышленного производства в 1944 году вырос более чем в три раза по сравнению с 1940 годом.

Политика советского руководства, направленная на разукрупнение областных и краевых административно-территориальных образований. К 1945 году в составе РСФСР было образовано 14 новых областей.

2. Создание и развитие нефтяной и газовой промышленности

Уже в 1948 году в Тюмени была создана первая нефтеразведочная экспедиция. В 1953 году ударил березовский газовый фонтан, в 1960 году – первый фонтан нефти в Шаимском нефтегазоносном районе, в 1961 году – нефтяной фонтан в Среднем Приобье (Мегионское, Усть-Балыкское месторождения), в 1965 году – на Самотлорском месторождении. В октябре 1971 года открыто нефтегазоконденсатное месторождение в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, названное в последствии Бованенковским.

Развитие нефтегазовой промышленности в Тюменской области обеспечил самоотверженный труд многих специалистов в геологической и нефтегазодобывающей сфере, строителей, партийных советских руководителей. Мы должны всегда помнить и чтить наших земляков, вложивших знания и труд в развитие Тюменской области.

Имена руководителей геологоразведочной отрасли, первооткрывателей нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области: Рауль-Юрий Георгиевич Эрвье – первый руководитель Тюменского геологического управления; Фарман Курбан оглы Салманов – сменивший Ю.Г. Эрвье на посту руководителя геологического управления; Николай Никитович Ростовцев – основатель и первый руководитель ЗапСибНИГНИ; Иван Иванович Нестеров – директор Западно-Сибирского научно-исследовательского геологоразведочного нефтяного института, член корреспондент Академии наук СССР; Лев Иванович Ровнин – главный геолог треста «Тюменьнефтегеология», затем Тюменского геологического управления.

Фарман Курбан оглы Салманов
Фарман Курбан оглы Салманов

В нефтяной отросли: Виктор Иванович Муравленко – начальник Главтюменнефтегаза в 1965-1977 годах; Феликс Григорьевич Аржанов – главный инженер Главтюменнефтегаза в 1968-1977 годах, начальник Главтюменнефтегаза в 1977-1980 годах; Роман Иванович Кузоваткин – первый начальник НГДУ «Нижневартовскнефть» в 1970-1977 годах, генеральный директор «Юганскнефтегаз» в в 1977-1983 годах, начальник «Главтюменнефтегаз» в 1983-1985 годах. Валерий Исаакович Грайфер – начальник «Главтюменьнефтегаз» в 1985-1990 годы.

В строительной отросли: Алексей Сергеевич Барсуков – начальник Главтюменнефтегазстроя 1970-1973 годы; Владимир Петрович Курамин – начальник «Главтюменьнефтегазстроя» в 1974-1981 годах; Дмитрий Иванович Коротчаев – начальник управления транспортного строительства «Тюменьстройпуть» в 1966-1981 годах; Геннадий Иосифович Шмаль – генеральный директор объединения «Сибкомплектмонтаж» в 1978-1982 годах, в дальнейшем заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности; Игорь Александрович Шаповалов – управляющий трестом «Тюменьгазмонтаж», «Главтюменьнефтегазстроя» 1969-1976 годы, начальник «Сибжилстроя».

Партийные советские руководители: Борис Евдокимович Щербина, первый секретарь Тюменского областного комитета КПСС в 1961-1973 годах, с 1973 по 1984 годы – министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР; Геннадий Павлович Богомяков – первый секретарь Тюменского обкома КПСС в 1973-1990 годах.

3. Деятельность Тюменского областного Совета народных депутатов (1990 -1994)

В марте 1990 года впервые прошли выборы народных депутатов на альтернативной (конкурсной) основе. Вновь избранный Тюменский областной Совет на 75% состоял из членов и кандидатов в члены КПСС, на 25% - из беспартийных. Народные депутаты были избраны жителями, проживающими как на юге области, так и в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Руководство областного Совета (председатель – Юрий Шафраник, заместитель председателя - Владимир Ульянов), опираясь на поддержку депутатов, повело политику экономической самостоятельности области в целях получения права на доходы от добываемых нефти и газа на ее территории.

Начиная с середины 1960-х годов до 1990 года на территории области было добыто 5,4 миллиарда тонн нефти и 4,5 триллиона кубометров газа. Диктат союзного центра и ведомственность не способствовали сбалансированному развитию области, структура экономики носила однобокий характер.

Финансирование социальной сферы из союзного центра и ведомств осуществлялось по остаточному принципу. Без учета этих особенностей было сложно понять стремление Тюменского областного Совета народных депутатов к большей экономической независимости от центра, проявившееся сначала у руководства областного Совета, а затем овладевшее умами всего депутатского корпуса.

В ноябре 1990 года областной Совет принимает «Концепцию перехода Тюменской области на принципы самоуправления в условиях формирования рыночной экономики», в основу которой был положен механизм платности недропользования в интересах населения области и автономных округов. Полученные средства от добычи нефти и газа должны были направляться на развитие здравоохранения, образования, социальную поддержку населения, развитие сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса.

В соответствии с концепцией по инициативе областного Совета принимается Указ Президента РСФСР от 19 сентября 1991 года №122 «О развитии Тюменской области», которым предусматривались разработка и принятие программы развития Тюменской области, предоставление ей права на формирование и свободное использование территориального фонда товарных и сырьевых ресурсов в объеме 10% от общего производства нефти и газа и 10% - другой продукции, производимой предприятиями, расположенными на территории области и автономных округов, для обеспечения социально-экономического развития региона.

По инициативе областного Совета народных депутатов принят Федеральный закон от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах», предусматривающий поступление в бюджет области части платежей за добычу углеводородного сырья: 30% - в местные бюджеты городов и районов, 30% - в бюджет области и автономных округов.

Областной Совет народных депутатов обеспечил выборы депутатов Тюменской областной Думы первого созыва. Выборы прошли на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округах, в муниципальных образованиях юга Тюменской области.

4. Норма о вхождении автономного округа в состав края, области

В проект Конституции России была включена норма о вхождении автономного округа в состав края, области: «Автономный округ может входить в край (область). Особенности правового статуса края (области), в состав которого входят автономные округа, определяются Федеральным законом об основах регулирования взаимоотношений краев (областей) и входящих в их состав автономных округов, федеральными законами о крае (области). Особенности правового статуса автономного округа определяются федеральными законами. Правовой статус республики, края, области автономной области, автономного округа может быть изменен без их согласия».

Данное положение было принято Конституционным совещанием.

5. Конституции России 12 декабря 1993 года

В части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации закреплено: «Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области».

6. Постановление Конституционного Суда от 14 июля 1997 года

Постановление КС №12-п по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области определяло, что вхождение автономного округа в состав края, области означает, что автономный округ, будучи равноправным субъектом Российской Федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Российской Федерации – края, области. Вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территорий и населения, составными частями которых являются территории и население автономного округа.

7. Выборы Сергея Собянина на пост губернатора

Выборы прошли с участием избирателей, проживающих в муниципальных образованиях юга Тюменской области, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. На первых выборах губернатора области Леонида Рокецкого в декабре 1996 года население автономных округов не участвовало в голосовании, хотя Указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 13 сентября 1996 года предписывалось обеспечить участие в выборах губернатора избирателей Югры и Ямала. Победа Сергея Собянина позволила начать процесс урегулирования взаимоотношений «область – автономные округа».

Сергей Собянин прекратил противостояние губернаторов области и автономных округов, инициировал согласовательные процедуры по правовому оформлению отношений между органами государственной власти области и автономных округов, заключив соответствующий договор от 9 июля 2004 года, который заложил основы для разработки и принятия в дальнейшем программы «Сотрудничество», ставшей финансово-экономическим механизмом взаимодействия органов власти области и автономных округов. В 2023 году договор был продлен до 1 января 2035 года.

8. Федеральный закон от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ

Согласно федеральному закону от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», из совместного ведения России и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации) органам власти передавалось 41 полномочие с увеличением бюджета субъектов Федерации за счет перераспределения налоговых поступлений в пользу субъектов Федерации.

Заседание совета трех Дум, 1999 год. Сергей Корепанов, Сергей Собянин и Андрей Артюхов
Заседание совета трех Дум, 1999 год. Сергей Корепанов, Сергей Собянин и Андрей Артюхов

Закон стал основой для заключения Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов от 9 июля 2004 года. Договор стал основой для программы «Сотрудничество».

9. Договор между органами власти Тюменской области, Югры и Ямала

9 июля 2004 года председатель Тюменской областной Думы Сергей Корепанов, губернатор Тюменской области Сергей Собянин, председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа Василий Сондыков, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко, председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа Сергей Харючи, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неёлов подписали Договор о разграничении полномочий, переданных области Российской Федерацией. Механизмом реализации договора стала программа «Сотрудничество».

10. Программа «Сотрудничество»

Программа «Сотрудничество» стала главным финансово-экономическим инструментом взаимодействия Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Финансирование программы осуществляется из бюджетов области и автономных округов. Средства направляются на реализацию согласованных проектов.

С 2004 года по программе «Сотрудничество» реализовано 173 проекта, в том числе: 112 – в Ханты-Мансийском автономном округе, 36 – на юге Тюменской области, 25 – в Ямало-Ненецком автономном округе.

Программа «Сотрудничество», как и Договор, носит долгосрочный характер в интересах населения Тюменской области и автономных округов.

9 июля 2024 года отмечалось 20-летие действия Договора. По этому поводу губернатор Тюменской области Александр Моор в интервью газете «Московский комсомолец в Тюмени» отметил: «Это одна из важнейших дат в новейшей истории Тюменской области. Договор – уникальный документ, аналогов которому нет. Он позволил сохранить самостоятельность трех наших регионов как субъектов Российской Федерации и разграничить полномочия. Договор закрепил систему устойчивых отношений между регионами тюменской «матрешки». На следующий год после подписания договора появилась программа «Сотрудничество». Благодаря ей с 2005 года на постоянное место жительства на юг Тюменской области из автономных округов переехали почти 7 тысяч ямальских и югорских семей. Еще более 15 тысяч получили социальные выплаты на покупку жилья в автономных округах. В настоящие время 23,5 тысячи пенсионеров, переехавших из автономных округов на юг Тюменской области, получают доплаты к пенсиям, компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг и другую социальную поддержку. По программе «Сотрудничество» за 20 лет в Югре и на Ямале построено, реконструировано и отремонтировано 200 объектов социальной сферы: школы, детские сады, больницы, центры культуры и спорта. Появилось 1,6 тыс. км дорог».

Владимир Ульянов, заслуженный юрист Российской Федерации, заместитель председателя, председатель Тюменского областного Совета народных депутатов XXI созыва (1990-1994 годы), депутат Тюменской областной Думы V-VII созывов

Фото из архива газеты "Тюменские известия"