Контроль циркуляции рабочей среды в инженерных сетях жилых и производственных объектов осуществляется с применением запорной арматуры трубопроводных систем. Среди наиболее распространенных типов устройств два — задвижка или затвор. Конструктивные различия задвижек и затворов при схожести функций обуславливают их назначение в инженерной сети.
Конструкция задвижки
Стальная задвижка позволяет плавно регулировать и полностью перекрывать движение транспортируемых веществ. Функцию перекрытия обеспечивает затворная деталь, которая выглядит как заслонка. Она герметично прилегает к седлу и устанавливается перпендикулярно оси потока.
В состав комплектующих входят:
- корпус с двумя патрубками, обеспечивающими соединение узла с трубами;
- два седла, между которыми размещена заслонка;
- управляющий механизм, включающий в себя шпиндель и резьбовую гайку.
Эксплуатационные характеристики запорной арматуры трубопроводных сетей данного типа отмечены потребителями как обладающие отличной герметичностью. Оптимальной станет установка задвижки на трубах с малым диаметром условного прохода, предназначенных для транспортировки воды или продуктов нефтепереработки. Существенным недостатком изделия считают значительный габарит по высоте, что осложняет сервисное обслуживание и осуществление операций монтажа/демонтажа.
Конструкция дискового затвора
Трубопроводная арматура с запорной функцией предназначена для полного перекрытия потока рабочей среды. Ее расходом дают возможность управлять некоторые модификации за счет возможности фиксации запирающего диска в промежуточных положениях.
Конструктивно трубопроводная арматура запорной конструкции включает в себя:
- цилиндрический корпус;
- заслонку в форме диска;
- сальниковую набивку;
- рукоятку для управления.
Стальные затворы, и в этом наблюдается различие с некоторыми другими типами механизмов, не гарантируют абсолютно герметичного перекрытия рабочей среды. В результате их использование целесообразно на трубопроводах, в которых диаметр труб большой, а давление транспортируемых субстанций низкое, как в воздуховодах аспирационных комплексов, где показатели степени герметичности не являются критичными.
К преимуществам относятся компактные габариты, небольшой вес и простота замены уплотнительных элементов. В числе недостатков можно отметить небольшой крутящий момент некоторых моделей и сложности при очистке труб.
Разница в применении задвижек или затворов
Конструкция задвижек или затворов определяет их эксплуатационные характеристики и, как следствие, области применения.
Первые обладают следующими особенностями:
- гарантируют высокую герметичность перекрытия циркуляции газообразных и жидких веществ благодаря тому, что заслонка, совершающая поступательное движение, прилегает к седлам максимально плотно;
- выпускаются в многочисленных исполнениях (зависит от технологии остановки потока: шибером, сжатием шланга, деталью в виде клина и пр.);
- рассчитаны на сильное давление (до 25 МПа) и значительный нагрев рабочей среды (до 500 °C и выше);
- применяются для регулирования и полной остановки течения в нефте- и газопроводах, водопроводных и теплоснабжающих системах.
Дисковые затворы характеризуются следующими особенностями:
- простой конструкцией при сравнении с аналогичными механизмами;
- вращательным движением поворотного диска;
- отличной надежностью;
- недостаточной герметичностью;
- возможностью применения на трубопроводах, трубы которых отличаются значительным диаметром;
- использованием преимущественно для полного перекрытия потока и в отдельных случаях для его регулирования.
Среди прочих различий задвижек и затворов следует учитывать разницу в допустимых технических характеристиках рабочей среды (при сравнении давления, температуры) и в сложности монтажа и выполнения сервисных работ. Все это влияет на выбор запорной арматуры трубопроводных систем для конкретной области применения.
Что лучше, задвижки или затворы: преимущества и недостатки
Стоит остановиться на преимуществах и недостатках каждого из этих типов трубопроводной арматуры запорного вида.
Плюсы
При монтаже затворов и дальнейшем техобслуживании можно выделить следующие плюсы:
- малая строительная длина и ширина;
- конструкция за счет простоты и надежности гарантирует долгую службу;
- обслуживание не вызывает особых трудностей;
- узлы применяются в инженерных сооружениях с трубами большого диаметра.
У задвижек преимущества следующие:
- демонстрируют внушительную работоспособность при экстремальных значениях давления и температуры;
- способствуют снижению гидравлических потерь;
- не только перекрывают поток полностью, но и позволяют плавно регулировать его интенсивность.
Минусы
Слабые стороны, проявившиеся при установке затворов:
- недостаточная герметичность, особенно в сравнении с аналогичными по функциям узлами, и это различие всегда нужно учитывать;
- высокий крутящий момент, требующий или приложения значительных сил при управлении, или использования привода, оснащенного редуктором;
- большое гидравлическое сопротивление (по этому параметру устройства проигрывают по сравнению с аналогами);
- сложности при очистке трубопровода при помощи механических приспособлений.
Недостатки задвижек:
- время, затрачиваемое на открытие/закрытие, велико;
- внушительные габариты;
- высокая трудоемкость действий, выполняемых, если нужно отремонтировать устройство или выполнить ТО;
- монтаж задвижек затруднен в условиях ограниченного пространства из-за того, что корпус по высоте слишком велик.
Что выбрать: задвижку или затвор?
Помимо соответствия техническим характеристикам, при поиске нужного оборудования для конкретной инженерной системы принимают во внимание ряд эксплуатационных свойств и различия между устройствами:
- Преимущество затвора в том, что при одинаковых габаритах он значительно легче конкурента. Меньший вес упрощает монтаж и снижает нагрузку на трубопровод.
- Задвижки характеризуются более длительным сроком службы по сравнению с затворами. Это обусловлено меньшим износом уплотнительных манжет при работе с агрессивными веществами и при высокой температуре.
- По степени герметичности затворы явно проигрывают и не всегда способны гарантировать требуемый уровень герметичности, что критично для некоторых участков трубопровода, и сравнение с аналогами не в их пользу.
Выбор между задвижкой или затвором для каждой схемы трубопровода определяется их различием и рядом факторов, таких как характеристики рабочей среды, диаметр трубопровода, требования к гидравлическим потерям и другие. Каждый из этих типов трубопроводной арматуры обладает своими преимуществами и недостатками, которые необходимо учитывать при проектировании и эксплуатации магистральных систем. Контроль циркуляции рабочей среды в инженерных сетях жилых и производственных объектов осуществляется с применением запорной арматуры трубопроводных систем. Среди наиболее распространенных типов устройств два — задвижка или затвор. Конструктивные различия задвижек и затворов при схожести функций обуславливают их назначение в инженерной сети.
Друзья, если статья была Вам полезна, то подписываемся на канал и поднимаем вверх большой палец! Также будем рады вашим комментариям!