Найти тему

Чем отличается задвижка от затвора

Оглавление

Контроль циркуляции рабочей среды в инженерных сетях жилых и производственных объектов осуществляется с применением запорной арматуры трубопроводных систем. Среди наиболее распространенных типов устройств два — задвижка или затвор. Конструктивные различия задвижек и затворов при схожести функций обуславливают их назначение в инженерной сети.

Конструкция задвижки

Стальная задвижка позволяет плавно регулировать и полностью перекрывать движение транспортируемых веществ. Функцию перекрытия обеспечивает затворная деталь, которая выглядит как заслонка. Она герметично прилегает к седлу и устанавливается перпендикулярно оси потока.

В состав комплектующих входят:

  • корпус с двумя патрубками, обеспечивающими соединение узла с трубами;
  • два седла, между которыми размещена заслонка;
  • управляющий механизм, включающий в себя шпиндель и резьбовую гайку.

-2

Эксплуатационные характеристики запорной арматуры трубопроводных сетей данного типа отмечены потребителями как обладающие отличной герметичностью. Оптимальной станет установка задвижки на трубах с малым диаметром условного прохода, предназначенных для транспортировки воды или продуктов нефтепереработки. Существенным недостатком изделия считают значительный габарит по высоте, что осложняет сервисное обслуживание и осуществление операций монтажа/демонтажа.

Конструкция дискового затвора

Трубопроводная арматура с запорной функцией предназначена для полного перекрытия потока рабочей среды. Ее расходом дают возможность управлять некоторые модификации за счет возможности фиксации запирающего диска в промежуточных положениях.

Конструктивно трубопроводная арматура запорной конструкции включает в себя:

  • цилиндрический корпус;
  • заслонку в форме диска;
  • сальниковую набивку;
  • рукоятку для управления.

-3

Стальные затворы, и в этом наблюдается различие с некоторыми другими типами механизмов, не гарантируют абсолютно герметичного перекрытия рабочей среды. В результате их использование целесообразно на трубопроводах, в которых диаметр труб большой, а давление транспортируемых субстанций низкое, как в воздуховодах аспирационных комплексов, где показатели степени герметичности не являются критичными.

К преимуществам относятся компактные габариты, небольшой вес и простота замены уплотнительных элементов. В числе недостатков можно отметить небольшой крутящий момент некоторых моделей и сложности при очистке труб.

Разница в применении задвижек или затворов

Конструкция задвижек или затворов определяет их эксплуатационные характеристики и, как следствие, области применения.

Первые обладают следующими особенностями:

  • гарантируют высокую герметичность перекрытия циркуляции газообразных и жидких веществ благодаря тому, что заслонка, совершающая поступательное движение, прилегает к седлам максимально плотно;
  • выпускаются в многочисленных исполнениях (зависит от технологии остановки потока: шибером, сжатием шланга, деталью в виде клина и пр.);
  • рассчитаны на сильное давление (до 25 МПа) и значительный нагрев рабочей среды (до 500 °C и выше);
  • применяются для регулирования и полной остановки течения в нефте- и газопроводах, водопроводных и теплоснабжающих системах.

Дисковые затворы характеризуются следующими особенностями:

  • простой конструкцией при сравнении с аналогичными механизмами;
  • вращательным движением поворотного диска;
  • отличной надежностью;
  • недостаточной герметичностью;
  • возможностью применения на трубопроводах, трубы которых отличаются значительным диаметром;
  • использованием преимущественно для полного перекрытия потока и в отдельных случаях для его регулирования.

Среди прочих различий задвижек и затворов следует учитывать разницу в допустимых технических характеристиках рабочей среды (при сравнении давления, температуры) и в сложности монтажа и выполнения сервисных работ. Все это влияет на выбор запорной арматуры трубопроводных систем для конкретной области применения.

-4

Что лучше, задвижки или затворы: преимущества и недостатки

Стоит остановиться на преимуществах и недостатках каждого из этих типов трубопроводной арматуры запорного вида.

Плюсы

При монтаже затворов и дальнейшем техобслуживании можно выделить следующие плюсы:

  • малая строительная длина и ширина;
  • конструкция за счет простоты и надежности гарантирует долгую службу;
  • обслуживание не вызывает особых трудностей;
  • узлы применяются в инженерных сооружениях с трубами большого диаметра.

У задвижек преимущества следующие:

  • демонстрируют внушительную работоспособность при экстремальных значениях давления и температуры;
  • способствуют снижению гидравлических потерь;
  • не только перекрывают поток полностью, но и позволяют плавно регулировать его интенсивность.

Минусы

Слабые стороны, проявившиеся при установке затворов:

  • недостаточная герметичность, особенно в сравнении с аналогичными по функциям узлами, и это различие всегда нужно учитывать;
  • высокий крутящий момент, требующий или приложения значительных сил при управлении, или использования привода, оснащенного редуктором;
  • большое гидравлическое сопротивление (по этому параметру устройства проигрывают по сравнению с аналогами);
  • сложности при очистке трубопровода при помощи механических приспособлений.

Недостатки задвижек:

  • время, затрачиваемое на открытие/закрытие, велико;
  • внушительные габариты;
  • высокая трудоемкость действий, выполняемых, если нужно отремонтировать устройство или выполнить ТО;
  • монтаж задвижек затруднен в условиях ограниченного пространства из-за того, что корпус по высоте слишком велик.
-5

Что выбрать: задвижку или затвор?

Помимо соответствия техническим характеристикам, при поиске нужного оборудования для конкретной инженерной системы принимают во внимание ряд эксплуатационных свойств и различия между устройствами:

  1. Преимущество затвора в том, что при одинаковых габаритах он значительно легче конкурента. Меньший вес упрощает монтаж и снижает нагрузку на трубопровод.
  2. Задвижки характеризуются более длительным сроком службы по сравнению с затворами. Это обусловлено меньшим износом уплотнительных манжет при работе с агрессивными веществами и при высокой температуре.
  3. По степени герметичности затворы явно проигрывают и не всегда способны гарантировать требуемый уровень герметичности, что критично для некоторых участков трубопровода, и сравнение с аналогами не в их пользу.

Выбор между задвижкой или затвором для каждой схемы трубопровода определяется их различием и рядом факторов, таких как характеристики рабочей среды, диаметр трубопровода, требования к гидравлическим потерям и другие. Каждый из этих типов трубопроводной арматуры обладает своими преимуществами и недостатками, которые необходимо учитывать при проектировании и эксплуатации магистральных систем. Контроль циркуляции рабочей среды в инженерных сетях жилых и производственных объектов осуществляется с применением запорной арматуры трубопроводных систем. Среди наиболее распространенных типов устройств два — задвижка или затвор. Конструктивные различия задвижек и затворов при схожести функций обуславливают их назначение в инженерной сети.

Друзья, если статья была Вам полезна, то подписываемся на канал и поднимаем вверх большой палец! Также будем рады вашим комментариям!