Найти тему
Знание

Была ли зависть главным мотивом большевиков?

Приветствую вас на моем канале. Меня зовут Дмитрий.

Демонстрация в Петербурге (Петрограде), 1917 г.
Демонстрация в Петербурге (Петрограде), 1917 г.

Я хочу заранее уточнить что не являюсь сторонником идеи коммунизма. Эта идеология утопична, нереализуема. И тем не менее, если уж критиковать эту идеологию, то нужно это делать аргументированно.

Некоторые историки считают главным мотивом большевиков и тех, кто их поддерживал, во время Гражданской войны в России 1917 - 1924 гг., зависть. Думаю, в этом есть доля правды, но не вся. Зависть, конечно, может подтолкнуть людей к каким-то противоправным действиям, например, воровству. Однако, из-за зависти к богатым никто не будет готов рисковать жизнью, а в Гражданскую войну многие большевики принимали участие в серьезных боях. На это их могло толкнуть безвыходное положение, в котором они оказались. В доказательство этого факта можно вспомнить автобиографический рассказ Льва Толстого "3 дня в деревне" (1910 г.), где показано сколько бродило по деревням безработных и нищих, озлобленных на власть. Это была именно ненависть, а не зависть.

Многие большевики, видимо, искренне верили в возможность построения более справедливого, как им казалось, общества на основе коммунизма.

Когда же Гражданская война уже развернулась, крестьяне и рабочие были вынуждены выбирать между белыми и красными. Красные предлагали рабочим и крестьянам более выгодные условия, поэтому они в большей части встали на их сторону. Это очень похоже на выборы, где избиратели голосуют за партии, которые предлагают им более выгодные условия. Только в данном случае было не голосование, а непосредственное участие в Гражданской войне на стороне белых или красных.

Вообще, все люди пытаются выбрать для себя более выгодные условия. Представители элиты, например, очень хорошо умеют извлекать выгоду для себя. Поэтому, крестьян и рабочих навряд ли можно упрекнуть в том, что они встали на сторону тех, кто предлагал им более выгодные условия. Однако, коммунисты, пользуясь ли безграмотностью людей или сами не понимая устройства экономики и политики, делали популистские обещания, которые не могли быть исполнены или исполнялись в ущерб каких-то других сторон жизни.

Зависть большевиков (или извращенное представление о справедливости) гораздо лучше проявилась в другом примере. После Гражданской войны в деревнях и селах стали появляться комитеты деревенской бедноты, куда входили самые маргинальные слои населения - бездомные, нищие, пьяницы, лентяи. Эти комитеты, а в дальнейшем и тройки НКВД, принимали участие в "раскулачивании". Кулаками признавали, как правило, людей зажиточных, работящих, а также тех, кто нанимал рабочих. У них не только отнимали имущество, но и ссылали в ИТЛ (исправительно-трудовые лагеря). Очевидно, что такие действия ничего общего со справедливостью не имели.

Уважаемые читатели, приглашаю вас в мои группы в vk и живом журнале.