Корабль «Байкал» строился в СССР для покорения космоса. Но оторваться от земли он так и не смог – в 1993-м программу «Энергия-Буран» приостановили. Недостроенный на 50% корабль так и остался стоять на земле.
Но в понедельник, 5 августа, в Музейном комплексе в Верхней Пышме он впервые смог подняться в воздух, пусть и не без помощи. Два крана подцепили его тросами, подняли и перевернули. Сделать это нужно было, чтобы поставить космическое судно на шасси и приступить к реставрации.
ВЕЗЛИ ПО ВОДЕ И ДОРОГАМ
Сейчас это единственный сохранившийся на территории России космический корабль. Он входит в серию «Буран» и числится в ней как «изделие 2.01». Самый первый корабль серии «изделие 1.01» в 1988 году успешно побывал в космосе. Но в 2002 году в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре обрушилась крыша, и корабль был уничтожен.
Второй корабль «изделие 1.02» все еще цел. Но находится он в Казахстане – на космодроме Байконур. «Байкал» в свою очередь все это время оставался в России.
- В 1994 году он должен был полететь в пилотируемом режиме вместе с экипажем – двумя космонавтами – и 24 часа находиться в космосе. Но, к сожалению, космическую программу «Энергия-Буран» свернули, - рассказал «КП-Екатеринбург» заместитель директора по экспозиционно-выставочной деятельности Музейного комплекса в Верхней Пышме Вадим Вагин.
Чтобы доставить космический корабль в Музейный комплекс в Верхней Пышме, понадобилась сложная логистическая операция. Его везли из Подмосковья, то по воде, то по дорогам общего пользования как крупногабаритный груз, вводя ограничения для движения транспорта.
- В основном он двигался к нам по воде - по каналу имени Москвы, по Оке, по Волге, - поделился Вадим Вагин.
ОДИН КВАДРАТ ОБШИВКИ СТОИЛ КАК «ЖИГУЛИ»
Даже с отстегнутыми крыльями «Байкал» поражает своими габаритами – 30 метров в длину. А с крыльями, когда их добавят, к его характеристике можно будет спокойно добавить «еще и 24 метра в ширину». Но все это процесс нескорый.
Почти 30 лет космический корабль стоял без дела и обветшал. Чтобы превратить его в полноценный экспонат, уйдет много времени и средств. К примеру, корпус «Байкала» обшит белыми термостойкими плитками. Один такой квадратик в советские годы стоил как «Жигули». Понятно, что образовавшиеся пробелы в обшивке такими же дорогими образцами плитки закрывать не будут – используют материал, который внешне похож, но стоит дешевле. Но даже так впереди у реставраторов сложная и кропотливая работа.
- Мы не будем его реставрировать на 100%. Иначе он потеряет часть своей атмосферы и изюминки, - рассказал Вадим Вагин. - С музейной командой, с коллегами-реставраторами мы подумаем, что стоит оставить в том виде, в котором он сейчас представлен, а что стоит отреставрировать. По сроку ориентируемся на пару лет. Экспонат уникальный. У нас в стране нет реставраторов по «Бурану».
Возможно, в 2026 году космический корабль уже можно будет посмотреть как полноценный экспонат. Для него построят отдельное помещение. Площадка будет посвящена советской космической программе и серии «Буран» как ее венцу. Можно будет даже прогуляться по интерьерам корабля.
Автор: Данил Свечков – «КП-Екатеринбург»