Нам, как мотоциклиста, всегда было интересно о тех дорогах, по которым мы ездили или можем проехать...
И потому - много букв и немного картинок о том, какие дороги в мире бывают, и чем они знамениты.
Итак, начнём.
Великая океанская дорога, Great Ocean Road.
Дорога в Австралии, длиной 243 км, проходящая по побережью, между городами Торкуэй и Эллансфорд. На дороге две полосы движения и есть ограничение скорости, 80 км/ч.
Дорога была построена солдатами Австралийского Корпуса, вернувшимися с Первой мировой войны.
О постройке думали ещё в конце XIX века, как об удобном и безопасном маршруте между городками австралийского штата Виктория. Ранее добраться до многих из них можно было только на лодке, а море у побережья Австралии очень опасное, внезапные штормы угрожают даже крупным судам, не то что мелким лодкам местных жителей. Знаменитый Берег кораблекрушений как раз находится в тех краях, и это название о многом говорит. По официальным данным, там затонуло больше 600 кораблей, и лишь треть их них были найдены.
Но не сошлось с финансированием, проект отложили, и вернулись к нему после окончания Первой мировой войны.
Своим появлением на свет Great Ocean Roads обязана Уильяму Колдеру и Говарду Хичкоку, о которых надо написать отдельно.
Родился Уильям Колдер в 1860 году в Новой Зеландии, где и получил образование. Окончил школу и местный университет, работал в Государственном Геодезическом департаменте с 1883 по 1888, участвовал во многих проектах... А в 1888 году с отличием сдал экзамен на квалификацию геодезиста (если я правильно перевёл слово "surveyors") и практически сразу переехал в Австралию. Там работал в частных инженерных и геодезических фирмах, в 1889 года стал помощником городского инспектора, а в июле 1890 года инженера-градостроителя. Днем работал, а ночами учился, чтобы получить сертификаты муниципального инженера и инженера по водоснабжения. В 1897 он стал инженером-градостроителем (city engeneer - опять мои вольности с переводом). С 1897 по 1913 года Колдер был инженером-градостроителем и строительным инспектором в городе Prahran. Работал он на этой, должности плодотворно, дороги с асфальтовым покрытием, установки для измельчения мусора, городская канализация... И в 1913 году Уильям Колдер стал председателем организации, называемой Country Roads Board (сокращённо CRB), и оставался на этом посту до своей смерти в 1928 году. И именно Уильяму Колдеру обязана Австралия своей великолепной дорожной сетью.
Первое, что сделал новый председатель, это провел дотошную инспекцию дорожной сети Австралии, которая в те времена находилась в упадке, в отличие от строительства многочисленных железных дорог между крупными поселениями (а между тем, во многие места штата Виктория можно было добраться только морем!). По результатам инспекции было принято решение о развитии автомобильных дорог, которые должны были связать не только и не столько крупные города, но также и небольшие городки, и посёлки. И тут-то на глаза Уильяму Колдеру попался забытый проект Великой Океанской дороги.
У Говарда Хичкока чуть иной путь
Он родился в 1866 году, учился в частных школах, работал в семейной фирме, в 1912 стал её директором. Но его больше влекла общественная деятельность, и после некоторых событий его убедили баллотироваться в городской совет города Geelong. Работал он там успешно, в 1917 году стал мэром города, и избирался пять лет подряд, с 1917 по 1922. На посту мэра Говард Хичкок был довольно активным, посещал множество мероприятий, занимался общественной деятельностью, привлекая к ней не только молодёжь, но и представителей крупного городского бизнеса. Перемещаться он на личном автомобиле, и проехал 80 000 миль (железных дорог в округе, конечно же, не было, а конные повозки он почему-то не использовал. Его увлечение автомобилем позже сыграет свою роль). Также Говард Хичкок не забывал и о событиях вне города, активно занимался сбором и распределением средств во время Первой мировой войны и после неё, и оперировал довольно большими суммами. В 1920 его заслуги были замечены в Метрополии, король Великобритании наградил его орденом Британской Империи, а в 1922 году он был награждён орденом Святого Михаила и Святого Георгия (этими орденами награждаются те, кто оказывает важную невоенную службу Великобритании). В 1926 Говард продал свою фирму пяти своим партнёрам, после чего посвятил себя политической деятельности.
И, когда в 1918 году Уильям Колдер предложил проект Великой Океанской дороги, Говард Хичкок, к тому времени опытный автомобилист (80 000 миль на тогдашних авто что-то да стоят) поддержал эту идею, и договорился с Военным советом о выделении денег на строительство дорог к многочисленным мелким городкам и посёлкам в Штате Виктория. При чем тут Военный совет? А при том, что деньги официально выделялись не просто так, а для зарплаты солдатам Австралийского Корпуса, вернувшимися с фронтов Первой мировой войны, которые должны были работать на дорожном строительстве. Этим решались две задачи - постройка дорог и обеспечение работой более трех тысяч человек.
Великая океанская дорога, которая поначалу планировалась как важный транспортный узел, соединяющий множество разрозненных посёлков Западного берега Австралии, должна была стать мемориалом погибших в Первой мировой войне.
В 1918 году была основана частная управляющая компания Great Ocean Road была основана, президентом которой стал Говард Хичкок. Компания смогла привлечь 81 000 фунтов стерлингов капитала за счет подписок и займов, в том числе сам Хичкок внес 3000 фунтов стерлингов. Деньги предполагалось вернуть из платы за проезд до тех пор, пока долг не будет погашен, после чего дорога будет передана в дар государству.
Строительство дороги начали 19 сентября 1919 года 3000 бывших солдат, которые вернулись с фронтов Первой мировой. Было запланировано проходить 3 километра в месяц. Строительство велось вручную, рабочие использовали взрывчатку, кирки, лопаты, тачки и несколько машин. Работа была опасной, особенно на последних участках дороги, которые вели по крутым прибрежным склонам, несколько человек погибли.
Рабочим платили 10 шиллингов и 6 пенсов за восемь часов ежедневной работы. Жили они в палатках, еду готовили совместно (стоимость еды составляла примерно 10 шиллингов в неделю), имели доступ к газетам, журналами, в рабочем лагере было пианино и граммофон. К быту и оплате работников Говард Хичхок подошёл очень внимательно!
А когда в 1924 году пароход с вином и пивом (500 баррелей пива и 120 бочек вина) сел на мель у мыса Паттона, в работе возник незапланированный двухнедельный перерыв.
В 18 марта 1922 г., восточная часть дороги до города Лорна была торжественно открыта. 10 мая 1922 года участок закрыли на доработку, и вновь открыли 21 декабря. Плата за проезд - два шиллинга с экипажей и десять шиллингов с повозок с числом лошадей более двух.
А в ноябре 1932 года отрезок от Лорна до залива Аполло был завершен. Церемония открытия прошла возле отеля Grand Pacific в Лорне.
Австралийская ежедневная газета The Age прокомментировала: «Столкнувшись с почти непреодолимыми препятствиями, Великая океанская дорога превратилась из мечты в нечто конкретное».
Говард Хичкок не увидел свой проект завершенным. Он умер от сердечно-сосудистого заболевания 22 августа 1932 года. Автомобиль с его телом ехала за премьер-министром в процессии, следовавшей по дороге во время церемонии открытия. На дороге к горе Дефайенс, недалеко от Лорна, был построен мемориал в память о Хичкоке, которого австралийцы считают отцом-основателем Великой океанской дороги.
На момент постройки дорога считалась отличной, и для тех времен так и было. Дорога была олнополосной, в одни дни движение шло только на запад, в другие дни - на восток, и для ограничения проезда была построена специальная 50-тонная арка, в которую могла проходить только одна машина. Позже движение открыли в обе стороны, в опасных местах, оставляющих мало места для маневра, оборудовали съезды для водителей, которые должны были пропускать автомобили, двигающиеся навстречу. Впоследствии добавили полосы и расширили существующие, в опасных местах поставили освещение и дооборудовали съезды. Дорога развивалась.
И 2 октября 1936 года дорога была передана государству в дар, плата за проезд была отменена.
В 1962 году австралийские органы по развитию туризма сочли этот маршрут одним из самых красивых живописных маршрутов в мире. Несмотря на все усовершенствования, дорога считается сложной для вождения, мотоциклетная школа полиции Виктории с 1966 года использует некоторые участки дороги для тренировок курсантов (мы тоже хотим там прокатиться). Ж
С 7 апреля 2011 Великая океанская дорога входит в список австралийского национального наследия.
Каждый год Великая океанская дорога привлекает более 8 миллионов туристов и приносит 1,5 миллиарда долларов дохода.