Пит Таунсенд дал интервью для The Daily Beast, которое приурочено к выходу его 14-дискового бокс-сета "Live In Concert 1985–2001". Выдержки из беседы приведены ниже.
Пит рассказал о своей сольной карьере:
«Моя сольная жизнь, или карьера, очень разнообразна. У меня была серия звукозаписывающих студий. У меня была компания по прокату оборудования. Я руководил бизнесом группы The Who с несколькими людьми. Я создал книжный магазин, собственную издательскую компанию и стал редактором в Faber & Faber.
Глава моего лейбла сказал: "Какого чёрта? Ты рок-звезда. Мы не знаем, что с тобой делать".
Возможно, если бы я гастролировал, это бы упрочило ситуацию, что помогло бы мне многого добиться в сольной карьере, но я хотел не этого. Я хотел просто записываться в студии. Я люблю это делать. Там я счастливее всего».
Таунсенд вспомнил о том, как в 1985 году после концертов с группой Deep End он понял, что сольная карьера не для него:
«В то время за мной присматривал один немецкий паренёк из Polydor. После выступления он спросил: "Когда ты планируешь отправиться в тур?" Я ответил: "Я не планирую отправляться в тур". А он вернулся к главе Polydor и сказал: "Пит Таунсенд — ленивый ушлёпок!" И они меня бросили!»
Бокс-сет охватывает множество различных аспектов вашей сольной карьеры. Мне кажется интересным, что это происходит на волне переиздания виниловых дисков вашего сольного каталога. Давайте начнём с этого. Во времена "Chinese Eyes", а затем и "White City", вы снимали много видеоклипов и активно использовали MTV и видеорынок. Казалось, что вы встали на путь сольной карьеры. Но, как вы говорите, вы никогда не стремились к этому.
«Только в том отношении, что я не хотел гастролировать. Я давал концерты по два с половиной часа, пел, танцевал и ещё играл на гитаре. Я пытался сохранить свой слух, и поэтому я старался не играть на электрогитаре слишком много. Мне было чертовски тяжело. Мне это нравилось, вы можете заметить, что мне это нравилось. Просто мне было слишком тяжело».
Быть главным на сцене — это совершенно другое ощущение, не так ли?
«По ощущениям, это не так уж сильно отличается от того, чтобы быть на сцене с Роджером [Долтри]. У Роджера есть связь с аудиторией, и ему нужно общаться с аудиторией, чего нет у меня. Роджер — фронтмен, который очень много работает над тем, чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией. Для меня это искусство. Оно важно, и я хочу, чтобы всё было как надо, но я занимаюсь этим не для того, чтобы развлекаться. И я думаю, что причина была в том, что хотя я и получал удовольствие от своих сольных шоу, это была очень тяжёлая работа».
Думаю, в конце 1980-х или начале 1990-х вряд ли кто-то мог предсказать, что траектория развития The Who будет такой, какой она стала. Мне нравится в этом бокс-сете, что он напомнил, что существует альтернативная вселенная карьеры Пита Таунсенда. Вы можете себе это представить? Можете ли вы перенестись в 1993-й, 1996-й, 2000-й — если бы The Who не были той самой группой, которой они стали в 1996-м с туром "Quadrophenia", видите ли вы направление, по которому вы бы пошли как сольный артист? Может быть, это было бы более экспериментальное творчество?
«Я не знаю, что будет дальше с The Who. Я надеюсь, что мы с Роджером [Долтри] сможем найти общий язык и способ снова работать, возможно, без оркестра, потому что я думаю, что мы уже закончили с этим. Но также есть ощущение, что мы находимся в последнем гастрольном периоде нашей карьеры. Стоит ли нам делать то, что делает Боб Дилан, и просто продолжать?
Меня вдохновляет то, что делает Роджер в своём сольном туре. Мне кажется, что если бы мы собрали небольшую группу и решили заняться чем-нибудь, это могло бы быть здорово. Но мы с Роджером не общаемся. Мы не разговариваем. Так что, возможно, будет трудно найти что-то, к чему мы оба проявляем интерес. Но, я думаю, что варианты есть.
Думаю, для меня причина в том, что в 1982 году я совершил ошибку, обвинив рок-индустрию в своих трудностях. Потеряв Кита Муна и многих других друзей, таких как Брайан Джонс, я подумал: "Этот бизнес убивает людей, и я не хочу входить в их число". Так я покинул The Who. В каком-то смысле я не обращал внимания на то, что у меня были свои собственные проблемы. Я три года ходил на терапию, но всё, что это дало, — напомнило мне, что у меня есть проблемы. Я очень хорош в созидании, я эрудит, и я был очень успешен как книгоиздатель, я был очень успешен как владелец студии звукозаписи. Я был успешен во всём, к чему прикасался. Но The Who были единственным элементом, который нельзя было отпускать, потому что группа всё ещё была жива и функционировала. Мы просто записали альбом, который был не слишком хорош, вот и всё. Мы записали ещё несколько альбомов, которые не были слишком хороши. И в воздухе висел ещё один альбом, который мог бы стать отличным. Я думаю, что сочинять песни для The Who не сложно. Не сложно, если просто делать то, что мы делали раньше. Осмелюсь сказать, это может сделать любой ушлёпок. И многие это делают».
Но вы не стали останавливаться на достигнутом. Я имею в виду, что сейчас, 40 лет спустя, легко говорить об этом. В момент выхода альбомов "All the Best Cowboys" и "It's Hard" казалось, что вы испытываете трудности не только в своей жизни, но и в творческом плане, пытаясь решить, в каком направлении двигаться дальше. Расскажите немного о том моменте в 1980-х, когда вы решили, что после "It's Hard" будет ещё один альбом, но вам это было неинтересно.
«Я говорил о том, что это вполне мог быть последний альбом. Думаю, частично проблема заключалась в том, что у нас был контракт, и у нас были сроки выпуска нескольких альбомов, в которые мы пытались уложиться. Мы взяли деньги за контракт и потратили их. Мы должны были записать альбом. Так что, я думаю, был бы ещё один альбом, и я думаю, мы многому научились, создавая "It's Hard". Я понял, что не надо задаваться вопросом: "О чём мне писать песни?" Ты просто сочиняешь песни, и именно так я и должен был поступить».
Но вы говорите, что легко могли бы написать песни Who, похожие на те, что были раньше, но в тот момент вы были не в форме. Вы не собирались писать песни Who по шаблону для очередного альбома Who. Я просто не могу представить, что вы бы так поступили. В любой момент, откровенно говоря.
«Когда вы говорите о шаблонах, знаете, AC/DC занимались этим всегда. Думаю, Брюс Спрингстин делал так всегда. Нет никакой диверсификации в процессе или намерениях. Для меня всегда было ощущение, что мне нужны эксперименты, а чтобы экспериментировать и быть творческим, я должен уметь мириться с неудачами. Одна из проблем успешного артиста — это то, что ты терпишь неудачу на публике. Я не хочу становиться здесь гуру соцсетей, но многие люди говорят, что нужно быть готовым к неудачам. В ранние дни The Who количество демо-записей, которые мне приходилось создавать, было огромным. Помню, для "The Who By Numbers" я сделал 40 демо-записей. И из этих 40 демок Роджер отобрал 12, и мы использовали только восемь. Таким образом, было потрачено много времени на подготовку материала, в то время как другие участники группы расстраивались из-за того, что мы не гастролируем. Если бы мы были такой группой, которая работает вместе в студии, сочиняет вместе в студии, всё было бы совсем по-другому. Но этого не произошло.
И если честно, я очень доволен своей сольной карьерой, но я не думаю, что мне следовало этим заниматься. Надо мной издевались люди, которые считали, что мой личный крах, связанный с распадом моего брака, переутомлением и чрезмерным употреблением алкоголя, возник из-за творческого кризиса. Но на самом деле всё было не так. Мне не нужно было записывать сольный альбом. "Empty Glass" был сделан на скорую руку. Он получился очень хорошим.
Но к тому времени, когда он был готов, и история The Who, в некотором смысле, явно подходила к концу для меня, "Chinese Eyes" стал альбомом, материал для которого я сочинял искренне и честно, от сердца, от души. Именно этим я и занимаюсь. И я не думаю, что такая работа может быть настолько ценной, как музыка вроде "Empty Glass", которая бодрит, поднимает настроение, захватывает, бросает вызов и трогает».
Итак, если Роджер вернётся из тура с новыми силами, попытаетесь ли вы заманить его в студию с группой и создать ещё одну запись, а затем отправиться в путь и продвигать её, как в старые добрые времена?
«Я не собираюсь давить на Роджера, чтобы он что-то сделал. Я не хочу заниматься тем же, что было во времена "Quadrophenia", — уговаривать всех участников The Who делать именно то, что я хочу».
И всё же это сработало.
«Это сработало, да. Но это было невесело. А в конце Роджер вырубил меня. Я просил об этом, но он меня вырубил. В любом случае, я надеюсь. Я, конечно, не говорю, что мы ничего не будем делать, но нам с Роджером предстоит пересечь некую реку. И как только мы перейдём эту реку, посмотрим, что произойдёт».