Найти тему

Дворец Труда - 1927 год и ныне. Последнее слово "карателя" Кузеванова. Архитектор Андрей Крячков. Кемерово

Дворец Труда в г. Щегловске. Открыт к 10-летию Октябрьской революции 1917 года, 1927 г. ГКУ КО ГАКО. Фотофонд. Оп.8д. Д.618. Л.1.

-2
-3
-4

Дворец Труда, в котором с 1948 по 1953 г.г. размещалась областная библиотека.

-5

В г. Щегловске на торжественном заседании пленума горсовета открыт Дворец Труда им. Сталина. Дворец Труда был открыт при активном содействии секретаря Запсибкрайкома партии
Р. И. Эйхе.
Рудничный район назывался Эйховский прежде.
Ро́берт И́ндрикович Э́йхе (латыш. Roberts Eihe; 12 августа 1890, Курляндская губерния2 февраля 1940, Москва) — советский государственный и партийный деятель, революционер[1]. Делегат 3-го конгресса Коминтерна (1921). Член ЦИК СССР. Двоюродный брат Генриха Христофоровича Эйхе, советского военного деятеля. Один из организаторов репрессий. Входил в состав особой тройки НКВД СССР.

29 апреля 1938 года Эйхе был арестован и обвинён в создании «латышской фашистской организации».[12] 2 февраля 1940 приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день. Прах погребён на расстрельном полигоне «Коммунарка».

В январе 1954 года бывший начальник 1-го спецотдела НКВД Л. Ф. Баштаков показал следующее:

На моих глазах, по указаниям Берия, Родос и Эсаулов резиновыми палками жестоко избивали Эйхе, который от побоев падал, но его били и в лежачем положении, затем его поднимали, и Берия задавал ему один вопрос: «Признаёшься, что ты шпион?» Эйхе отвечал ему: «Нет, не признаю». Тогда снова началось избиение его Родосом и Эсауловым, и эта кошмарная экзекуция над человеком, приговорённым к расстрелу, продолжалась только при мне раз пять. У Эйхе при избиении был выбит и вытек глаз. После избиения, когда Берия убедился, что никакого признания в шпионаже он от Эйхе не может добиться, он приказал увести его на расстрел.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Эйхе,_Роберт_Индрикович

-6

Это первое крупное здание Щегловска (архитектор – профессор Сибстрина А. Д. Крячков).
Дворец Труда представлял собой громадное, по местным условиям трехэтажное каменное здание с 84 комнатами и зрительным залом на 1000 человек. В первой части здания планировалось размещение профсоюзных организаций и частично – хозяйственных. Зал и левое крыло предназначались исключительно для культурно-просветительной работы. Общая стоимость Дворца Труда составила 430 тыс. рублей.
Стройка была объявлена народной, приглашенной бригаде каменщиков помогали жители города. Дворец был торжественно открыт в 6 ноября 1927 года, однако полностью работы были завершены в январе 1928 года.
После пожара, случившегося в 1929 году, здание было восстановлено на средства, собранные горняками Кузбасса. В 1929 году в здании начал работу краеведческий музей, в 1934 году – первый профессиональный городской драматический театр, а в 1939 году – музыкальная школа.
В годы Великой Отечественной войны здесь разместились цеха эвакуированного из Орехова-Зуева завода «Карболит», для чего был переоборудован зрительный зал, разобраны сцена и балконы. В 1948 году завершилась реконструкция Дворца труда. Был восстановлен интерьер, заменено надподвальное перекрытие под зрительным залом. Фасады были сохранены в первоначальном виде.
С 1960 по 1979 год в здании размещалась областная филармония. В настоящее время здесь находится Кемеровское областное училище культуры.

Решением Кемеровского облисполкома №212 от 06.05.1978 года зданию Дворца труда был присвоен статус памятника истории и культуры местного значения.
1. Зюзьков, Ю. С. Дворец Труда: история и современность // Балибаловские чтения. - Кемерово, 2003. - С. 31-34.
2. Соколова, В. П. Из летописи Кузбасса. - Кемерово, 1960. - С. 61.
3. Туев, Виктор Владимирович. История клубов Кузбасса / В. В. Туев. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - 214 с.
4. Дворец труда // Красная горка: Краеведческое издание. Вып. 7. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - С. 64.
***
5. Абдрашитов, М. Сюда мы бегали на танцы... / М. Абдрашитов. - Кемерово. - 2008. - N 24. - 11июня.
6. История Сибири, Кузбасса в датах и событиях [1925-1927] // Кузбасс. - 2004. - N 202. - 27 окт.;
7. Хронограф Кузбасса на 2013 год / Государственное казенное учреждение Кемеровской области "Государственный архив Кемеровской области" ; [сост.: В. И. Бельков, Н. Н. Васютина ; отв. за вып. Н. Н. Васютина]. - Кемерово : [б. и.], 2012. - С. 9
КОНБ им. В.Д. Фёдорова, 11.04.2012, редакция от 13.05.2017 12:%i

Одной из первых поставленных на этой сцене пьес был "Яд" А.В.Луначарского, что выглядит вовсе не случайно: "смертоубийственное" название роковым образом совпало с политическим процессом над "беляком" Кузевановым (бывшим начальником щегловской милиции), развернувшимся на тех же театральных подмостках, и могло расцениваться как замаскированное требование смертного приговора.

Открытие Дворца Труда приурочили к октябрьским торжествам. И получилось, что самый главный "пролетарский" праздник в Щегловске ознаменовали жестокой расправой. Десять лет спустя это станет нормой и даже модой. Накануне праздников или сразу после них мифических "врагов народа" исключали из партии, что называется, "пачками", преподнося долгожданный подарок особо идейной тогдашней общественности, с нетерпением ожидавшей приговоров.

Что касается Кузеванова, то его"карательские" функции, по изучению материалов процесса, нельзя считать доказанными. Да, порол большевиков или им сочувствующих. Но эта устрашающая кара "фартила", скорее всего, не Кузеванову, а самим наказуемым, ибо после порок арестованных, как правило, отпускали с миром. Порки были превентивной мерой, вполне вписывающейся в патриархальный уклад глухой провинции. Участие же в расстрелах, и даже сам факт оных, не подтверждается. Белые считали себя законной властью, следили за порядком, вовремя обезвреживали буянов и хулиганов, строго руководствуясь еще старыми царскими законами. В Щегловске был случай: родственника Кузеванова свои же, белые, обвинили в изнасиловании крестьянки. Его тут же лишили работы и завели уголовное дело в Томске. Так если даже за изнасилование - преследование, то, конечно же, факты незаконных расстрелов, если бы таковые действительно имели место при белых в Щегловске, встретили бы адекватное реагирование. Однако о таких расстрелах никто и ничего не знал. Так, может, их вообще не было?

Но парадокс в другом. После гражданской войны Кузеванов прекрасно вписался в новый, так называемый "советский", климат. И занимал видные должности, будучи весьма авторитетным и уважаемым человеком. Так что во Дворце Труда приговаривали к расстрелу не просто бывшего "белого карателя", но и вполне идейного красного функционера. Можеть быть, именно поэтому процесс приковал всеобщее внимание. Вмещающий 2000 зрителей зал был полон...

Юбилей с жертвоприношением

В наших последних книгах приводится схожая история некоего белого "карателя" Милованова из кузбасского селения Бачаты. И надо же - совпадение! - Милованов при красных тоже занимает административные должности. Что выглядит двусмысленно: попользовавшись услугами "карателей" почти 10 лет, советская власть решает их все-таки расстрелять. Но если они были так полезны ей столь продолжительное время и "белость" прощалась им, то отчего вдруг красные опомнились и заалкали крови? Не потому ли, что власть постепенно переходила к сталинскому клану, особо охочему до репрессий и неких инквизиционных символов. 10-летний юбилей кровавой революции Сталин, расправившись с оппозицией, решил сделать тоже кровавым.

Отсюда - "дело палача Кузеванова". Который, заметим, служил не только при белых, но и при царе (был полицейским урядником). Газета "Кузбасс" 23 ноября 1927 г., то есть еще до процесса, называет его извергом. Чувствуется, что суду над ним придается исключительное пропагандистское значение. Не случайно та же газета 2 декабря оповестила, что слушание дела будет принародным и открытым. Соответствующее объявление набрано рекламными буквами и взято в рамочку для привлечения наибольшего внимания.

Нары со щелями

Всячески подчеркивалась необычность происходящего. И время для начала "спектакля" выбрано воскресное, выходное для суда, но удобное для жадной до зрелищ толпы, Процесс похож на аттракцион. А уж если бы Кузеванова не судили, а расстреляли публично, то зал бы, конечно, всех желающих вообще не вместил.

В это время Кузеванов содержится в щегловском домзаке, рассчитанном на 65 человек. Но в нем 500 заключенных. Помещения грязные, бревенчатые, проконопаченные мхом. Всюду клопы. Двухэтажные спальные нары со щелями. Окна выбиты и заткнуты паклей и тряпьем. Заключенные завшивлены. Иные камеры не отапливались совершенно. Сильная духота. Обо всем этом узнаем из соответствующей газетной заметки. Которая была опубликована накануне процесса, конечно, не случайно. Она удовлетворяла низкие инстинкты "трудовой массы": забитым щегловским трудягам было, конечно, приятно узнать, что человек, занимавший не последние административные должности при царе, белых и красных, окончательно втоптан в грязь и содержится в домзаке хуже скотины. "Кухня, - сообщается в заметке о доме заключенных, - помещение в темном подвальном этаже, а рядом с нею расположена уборная. Канализационная труба в уборной попорчена и все жидкости из нее стекают в примыкающую к кухне кладовку. Наполняя кладовку, жидкости грозят перелиться в кухню...". В той же заметке руководству домзака рекомендовалось обеспечить мытье полов, "выпаривание насекомых специально устроенными для этой цели самоварами", а также "смазывать зараженные насекомыми места раствором скипидара с керосином" в пропорции 1 часть скипидара на 2 части керосина. Газета "Кузбасс" предлагала также не производить дезинфекции сернистым газом, чтобы не отравить заключенных.

Трогательная забота

Какая, однако, трогательная забота о заключенных и, стало быть, о Кузеванове в том числе! Ведь если его до суда отравить сернистым газом - спектакля не получится. Однако поражает другое. Условия содержания Кузеванова адекватны пыткам - советская судебная машина расправлялась с обвиняемыми уже накануне суда. А ведь Кузеванов номинально судом еще не приговорен. И, значит, все мучения, связанные с пребыванием в домзаке, испытывает как бы преждевременно.

Для сравнения: мы, например, уже приводили в своих книгах случай, когда в щегловской "каталажке" при белых надзиратели даже мылись в бане вместе с заключенными. Порки же, как уже сказано - действительно наличествовали, но, скорее, - к взаимному согласию и судей, и провинившихся. Потому что наказуемому предпочтительней, пожалуй, три минуты экзекуции, чем томление на нарах годами...

Но вернемся к Кузеваному. 6 декабря - открытие процесса. Председательствует в окружном суде Друсевич. Народные заседатели шахтер Шимкевич и интеллигент Кулаков (от профсоюза рабпроса). Запасной нарзаседатель - Казанцев. В секретариате - Терентьева (заместитель Левкович). Обвинение представляет прокурор Лепендин. Общественные обвинители - Чудинов и Прищепов. Защищают Кузеванова член коллегии защитников Нагель и председатель коллегии защитников Евсинович.

Комедийный сюжет

Бросается в глаза, что Кузеванову инкриминируется не преступление против личности, а - против "революционного движения рабочего класса". То есть буквально - судят не за расстрелы, изнасилования и истязания, которые, кстати, так и остались недоказанными, за исключением упомянутых выше порок партизан, - что сегодня, после того, как мы узнали о подвигах красной орды Рогова, истребившей половину Кузнецка, можно аттестовать как обращение весьма обходительное. Советскую власть интересуют не изнасилования, а то, что посягательствами на честь партизанок нанесен урон революционному движению. Однако фактов изнасилований или расстрелов, как уже было сказано, доказать не удалось...

Накануне заседания, 30 ноября, во Дворце Труда, где проходил процесс, поставили разухабистую комедию "Тетка Чарлея", а в субботу 10 декабря (т.е. в разгар процесса) - комедию "Красный дьяволенок". Таким образом, судебная тяжба оказалась "зажата" комедийными сюжетами. У горожан как бы намеренно возбуждали праздничные эмоции, подспудно внушая им, что расправа над Кузевановым - это некий водевиль, вполне в духе "Тетки Чарлея". Впрочем, разве расстрельные приговоры 1937 года не встречались всеобщим народным ликованием? И разве не расценивались они как праздничное захватывающее зрелище?

Спектакль начинается...

После инкриминируемых Кузеванову поступков минуло почти десятилетие. Как можно полагаться на свидетельства, связанные с той давней порой? Ведь было, наверное, ясно заранее, что с доказательствами на процессе будет туго. Так оно и случилось. Есть и другая ипостась вопроса: широко известно, что большевики сразу после гражданской войны объявили амнистию всем ее участникам - как белым, так и красным. Что вполне понятно: в наших краях, например, зверства красных партизан, сжигавших невинных обывателей живьем, распиливавших их заживо, отрезавших у них половые органы, - производили куда более отталкивающее впечатление, чем патриархальные порки, организованные белыми, дабы такими старомодными методами упредить разгул пьяной партизанской орды, не ведающей, что такое закон (при белых, заметим, действовали и суд, и прокуратура, и адвокатура, но всех этих институтов были, конечно же, лишены партизанские "сообщества"). Послевоенной амнистией Ленин и его гвардия "отпускали грехи" не столько белым (они все равно, судя по случаю Кузеванова, приговаривались к смерти), сколько партизанам - их убийства объявлялись "во благо" и они отныне ходили в героях.

Александр Александрович Кузеванов на "героя" не походил. Каким он предстал перед взорами тысяч горожан, мгновенно воспылавших к нему ненавистью? Его ввели в зал под усиленной охраной. Было ему 47 лет. С большой бородой. В очках. Вид - старозаветный, что вполне понятно. Он - выходец из крестьян села Баннова Крапивинского района. Из крестьянской среды, тем не менее, пытался выбиться: освоил грамоту, был учеником приказчика, сельским писарем и к 1917 году дорос до должности урядника в селе Брюханово (Красное). Кстати, "грамотность" Кузеванова суд посчитал фактом, доказывающим "отрыв от крестьянского хозяйства", что в те времена не приветствовалось. Знание азов письма и чтения, таким образом, истолковано не в пользу обвиняемого.

далее тут
http://www.kuzbasshistory.narod.ru/Ist_Pub/Text/20_30/kuzev.html

Дворец построили в рекордные сроки, почти за год.

Архитектор Андрей Крячков.

Андрей Дмитриевич Крячко́в (24 ноября (6 декабря) 1876[3][4], д. Вахрево, Ростовский уезд, Ярославской губернии25 августа 1950, Сочи) — русский и советский архитектор (гражданский инженер) и преподаватель, доктор технических наук (1942), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944). По проектам А. Д. Крячкова построено около 100 крупных зданий и сооружений в городах Сибири, многие из которых являются памятниками истории и культуры федерального и местного значения.
Далее о его деятельности здесь: 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крячков,_Андрей_Дмитриевич

-7

КЕМЕРОВО, 22 сентября 2018, 03:45 — REGNUM Кемеровскому областному колледжу культуры и искусств присвоят имя народного артиста СССР Иосифа Кобзона, сообщили ИА REGNUM в администрации региона.
С такой просьбой ранее к руководству региона обратился коллектив учебного заведения. Преподаватели и студенты напомнили, что творческая деятельность Иосифа Кобзона была тесно связана с историей колледжа, расположенного в здании Дворца Труда — он неоднократно выступал на сцене учреждения и в музее колледжа даже сохранились фотографии с его концертов.

-8
-9
-10
-11
-12

-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21

#улица_карболитовская, историческая публицистика, колледж культуры и искусства, ул Карболитовская