Всемирный биржевой крах! Понедельник ознаменовался падением фондовых рынков в ряде регионов мира и имеет шансы остаться в истории как новый «черный понедельник». Существенный спад продемонстрировали биржевые индексы стран Азии. Японский индекс Nikkei потерял больше 10%. Предыдущий исторический антирекорд в Японии был зафиксирован в «черный понедельник» октября 1987 года. Европейское снижение показателей последовало за обвалом на азиатских площадках, общеевропейский индекс снизился на 2,3%. Оно вызвано опасениями относительно возможной рецессии в США, где статистические данные о рынке труда оказались ниже ожиданий рынка. В Америке вышел отчет, по которому безработица выросла до трехлетнего максимума - 4,3%. Дональд Трамп использует панику на фондовых рынках для своего пиара: «Я вам говорил! Камала ничего не понимает. Байден крепко спит. Во всём виновато некомпетентное руководство США!» В этой связи некоторые эксперты вспоминают 1997 год, когда был обвал на Гонконгской бирже, и чуть позже в России начался кризис, который запомнился дефолтом. Но сейчас ситуация совершенно иная. Запад пытался санкциями и другими способами изолировать наш фондовый рынок. У нас тоже падение, но небольшое.
Сергей Михеев: Стамбульская фондовая биржа приостановила торги после обвала котировок. Какими бы криптовалюты ни были, они серьезно зависят от того, что происходит на фондовых рынках. Я думаю, что здесь совпадение факторов, хотя есть люди, которые в этом лучше разбираются. С одной стороны, прогнозы по американской экономике, а с другой стороны, обострение конфликта на Ближнем Востоке, возможность ударов Ирана по Израилю и Израиля по Ирану. Американцы стянули туда четыре авианосные группировки, то есть достаточно серьезное напряжение. Я считаю, что это совокупно подействовало на фондовые дела.
На мой взгляд, мировая экономика нуждается в переосмыслении того, что дальше делать. Мы все являемся заложниками доминирования финансовых инструментов управления экономикой, в том числе спекулятивных. Падение всех курсов связано с прогнозом, который то ли будет, то ли не будет. Что такое классическая рыночная экономика? Это сочетание спроса и предложения. При чем здесь спрос и предложение? Ни при чем. Здесь, с одной стороны, ожидание финансистов, которые вкладывают деньги, а с другой стороны, игра: «Давайте сейчас обрушим рынки для того, чтобы акции подешевели. Мы скупим их по дешевке, потом рынки поднимем, потом продадим дороже». Где здесь классика рыночной экономики, которой учат в институтах и университетах наших экономистов, запудривая им мозги? Потому что реальная ситуация совершенно другая.
Товар не имеет значения или косвенно относится к тому, что происходит, а финансовая спекуляция напрямую воздействует на состояние экономики целого мира. Является ли это правильным? Является ли это лучшей моделью организации? На мой взгляд, нет. Нам надо думать, можем ли мы от этого отстроиться? Самый лучший способ – это собственное производство. Когда либеральные финансисты, экономисты периодически (несмотря на войну) продолжают нас уверять в том, что «так устроен мир и по-другому не может быть - не надо ничего делать, не надо вкладывать деньги в производство, а будем жить, как живем, и всё хорошо», они обрекают нас на вечную зависимость от внешних схем игры. Если мы не освоим собственное производство, не найдем собственную модель управления экономикой, которая будет страховать нас от этих рисков, мы всё время будем находиться и в финансовой зависимости, и в зависимости с точки зрения неспособности производить товары, продукты и всё остальное. У нас не хватает суверенной, самостоятельной экономической теории, которая бы трезво, без взгляда на авторитеты, без руководства штампованных иностранных учебников оценила экономическую ситуацию в мире, перспективы её развития, потребности и интересы Российской Федерации и поняла, насколько надо изменить себя для того, чтобы: а. быть максимально эффективной с точки зрения самообеспечения; б. максимально независимой с точки зрения пертурбаций на мировых рынках. Мне кажется, это ключевая вещь.
А когда нам начинают рассказывать про то, что «весь мир так живет»… На самом деле, разные страны мира находятся в разных условиях. Мы находимся сейчас в сложных условиях, поэтому и вырабатывать должны собственные механизмы, свою теорию. Либерально экономическая теория примитивная и давно не соответствует действительности, поэтому кто-то из экономистов, финансистов верит в это как в идеологию, а кто-то научился так и по-другому не умеет. Многие западные эксперты говорят, что это только «разминка», а впереди могут быть очень серьезные проблемы: лопнет биржевой «пузырь» в Штатах, а также IT-компании, в том числе связанные с ИИ, и мы опять будем зависеть от всего того, что происходит. Разговор о том, что «этого невозможно избежать»,- от очень сильной задогматизированности и нежелания свободно мыслить. Интересно, что люди, придерживаясь либеральных экономических теорий, постоянно ратующие за свободу, разучились свободно, суверенно мыслить. Все их рецепты сводятся к тому, что «не надо дергаться - надо отказаться от амбиций во внешней политике и просто плыть по течению, а дальше мировое разделение труда всё само отрегулирует».
Это уже похоже не на экономическую теорию, а на квазирелигию. Стоит подумать о том, как учить студентов-экономистов, которые, несмотря на то, что мир меняется и задачи перед страной стоят другие, по-прежнему учатся по тем учебникам, которые нам навезли или напереводили в 1990-е годы.
По поводу Америки ситуация двоякая: с одной стороны, Трамп будет это использовать, потому что успехи в экономике - одна из тех позиций, на которую давили во время избирательной кампании Байдена, а теперь Камалы Харрис. Они говорят про что? «Есть проблемы, но это зависит не от Америки, а, самое главное, что есть успехи в «байденомике»». Даже Харрис любила повторять это слово. Есть какая-то «байденомика», которая якобы очень успешна. Эти успехи отчасти были и есть, а отчасти они выдуманные за счет финансовых спекуляций. Сейчас есть риск того, что всё это окажется пустышкой, и Трамп отыграется, потому что у него есть два козыря. Когда-то ему ставили в вину, что он не политик, что он полностью завалит внешнеполитическое направление. Сейчас во внешнеполитическом направлении у американцев куча проблем, которые будут только нарастать, и ещё появилась экономика.
А экономика – это (условно)сильное место Трампа, потому что он бизнесмен, миллиардер, начинал с капиталов своего отца. Понятно, что на эти темы он любит порассуждать, в том числе критикует демократов, потому что «байденомика» - это продолжение политики Демократической партии в экономической сфере. С одной стороны, ему это на руку, но, с другой стороны, если Трамп победит, то все эти проблемы свалятся на него. Когда мы обсуждали возможность ухода или неухода Байдена, я говорил, что Демпартия будет биться за власть, но она сейчас могла бы спокойно уйти на 4 года в оппозицию. Потому что эти 4 года не будут легкими ни в отношении экономики, ни в отношении внешней политики. Подождать, пока Трамп завалит всё, что может, или они его завалят, потому что есть объективные предпосылки к целому ряду проблем.
Судя по всему, у Трампа универсальных рецептов решения всех проблем нет, хотя он рассказывает, что все проблемы решит за 24 часа (конечно, это обман). Можно было бы, теоретически, смириться, уйти с достойным результатом и дать возможность республиканцам и Трампу наделать нехороших дел, провалиться, потому что объективные обстоятельства этому способствуют, а потом сказать: «Вот вам Трамп» и исключить возможность появления таких людей на ближайшее будущее. Но борьба за власть и есть борьба за власть. Если Трамп победит на фоне мрачных прогнозов и они сбудутся, то всё разгребать придется ему, и не факт, что он сможет. По мнению многих специалистов, взрыв этого «пузыря» может быть настолько серьезным, что не удастся полностью компенсировать последствия.
У Трампа есть рецепт, как избавиться от колоссального госдолга в 35 трлн долларов. Он предлагает его погасить с помощью биткоинов. То есть вручить криптовалютный чек держателям американских облигаций, дать им немного криптовалюты, чтобы они успокоились. Но на фоне сегодняшнего обвала криптовалют на рынке несколько миллиардов долларов испарились. Возможно, это такой рецепт от Трампа: «Вместо бумажных фантиков дам вам виртуальные, и они исчезнут». Тем самым существенно уменьшится государственный долг США.