Найти тему
ЭКСПЕРТ-УРАЛ

Письменный набор какого производства украшает кабинет президента

Фото из личного архива Александра Сергеева
Фото из личного архива Александра Сергеева

Работающее на Урале предприятие народных художественных промыслов поставило перед собой цель оставить предметы материальной культуры следующим поколениям

Екатеринбургская производственно-торговая фирма «Камни Урала» известна далеко за пределами России. Малахитовые письменные наборы и другие изделия, изготовленные предприятием, украшают кабинеты руководителей субъектов Российской Федерации, крупных государственных и частных корпораций, Центробанка РФ, министров и даже Президента России Владимира Путина, а также глав ряда зарубежных государств — Белоруссии, Узбекистана, Туркменистана, Вьетнама, Киргизии и некоторых других.

Добиться такого успеха компания смогла благодаря опыту одного из ее создателей — директора Александра Сергеева.

— Я родился в Красноуфимске, школу окончил в Туринске, поступил в институт, с 1986 по 1988 год служил в Советской армии — обще­войсковая разведка. В 1991 году окончил геологоразведочный факультет Уральского горного института, по специальности «Технология и техника разведки МПИ» — поделился Сергеев. — В этот бизнес пришел случайно, пытаясь выжить в лихие девяностые.

После окончания института Сергеев работал по специальности около 2,5 лет в Нижнетагильском специализированном буровзрывном управлении на должности мастера буро­взрывных работ.

— Я участвовал в строительстве микрорайна «Ботанический», рвали траншеи под коммуникации. Взрывали в карьерах для добычи камня на отсыпку при строительстве дорог по всему Уралу, можно сказать, водоем у отеля Ramada тоже моя работа, сносили взрывным способом старые сооружения. А весной рвали лед на реках перед паводками, — вспоминает Александр Сергеев.

Но настал 1993 год, молодой специалист попал под сокращение и остался без работы. Встал вопрос, что дальше делать. Пытаясь найти средства для заработка и думая, чем заниматься, он примкнул к компании выпускников своего вуза, которые пробовали развивать камнерезное направление. Эта идея показалась уральцу вполне реалистичной, к тому же имела отношение к основной специальности. Именно тогда Александр Сергеев впервые профессионально прикоснулся к камню для создания предметов декоративно-прикладного искусства для всех желающих.

В те времена, как вспоминает собеседник, возможно было все, амбиций и энергии было много. Все были молодыми, перспективными и рвались покорять мир.

В этой компании будущий предприниматель прошел путь от менеджера до исполнительного директора. Спустя четыре года предприятие закрылось, а Сергеев остался со своим опытом, полученным в камнерезном деле, и своими возможностями. В 1997 году коллектив единомышленников объединился для создания собственного предприятия. Работать «на дядю» больше не хотелось.

— Чем хорош свой бизнес? Руководство предприятия ставит рамки, которые тебя не всегда устраивают, ты вынужден подчиняться чужой воле, не всегда правильной и адекватной. В своем деле все зависит только от тебя, твоих знаний, навыков, мозгов и рук. Ты можешь реализовать себя в полной мере, — считает собеседник.

Бизнес и жизнь с нуля

Как вспоминает Александр, за короткое время в его жизни произошли крутые перемены: потеря работы, проблемы с деньгами, развод с первой женой, общая неустроенность в жизни.

Бизнес начинали буквально с нуля, каких-то финансовых накоплений не было. Только одна идея, постепенно становившаяся целью в жизни. Пришлось крутиться, занимать деньги у друзей, родственников и др. При этом экономить на всем, а каждую добытую копейку вкладывать в развитие дела, днем работать на производстве, а ближе к вечеру заниматься организационно-хозяйственной деятельностью или зачастую, наоборот, ночью  становиться к станку. Доля удачи и объединение с нужными людьми в общую команду с единой целью дали свой результат.

Первая камнерезная мастерская была оборудована в одном из подвалов в жилом секторе района Уралмаш. Там установили станки — для резки, шлифовки и полировки. В 90-е, по словам собеседника, станки купить было не проблема. Оборудование в те времена обанкротившиеся предприятия продавали по цене металлолома или просто сдавали в металлолом. Компания покупала оборудование, зачастую в долг, и устанавливала у себя на производстве. С набором сотрудников тоже не было проблем. В Екатеринбурге до 1994 года готовили мастеров по художественной обработке камня. К тому же еще был завод «Русские самоцветы». Именно с этого завода в период его реорганизации приходили многие специалисты. Поэтому персонал удалось набрать быстро, но убедить людей перестать просто проводить время на рабочем месте и стать ударниками капиталистического труда — задача крайне нетривиальная, пришлось работать еще и психологом, и коучером, меняя ментальность людей.

— У меня первые две недели работы не было денег на проезд в трамвае, и я ездил «зайцем». Первую зарплату я получил через четыре месяца — на нынешние деньги это было около 2500 рублей. Сам себе выдал такую первую зарплату. В приоритете был рабочий коллектив, налоги, покупка сырья, оборудования и многого всего, что необходимо для производства, — вспоминает предприниматель. — Четыре-пять месяцев ушло на развитие бизнеса, чтобы получить хоть какую-нибудь мало-мальскую прибыль. Первые изделия реализовывали везде, где только могли: стихийные рынки, магазины, раздавали на реализацию. Именно тогда мы и озадачились созданием собственной торговой сети.

Взлеты и падения

Поначалу предприятие изготавливало изделия, которые легко находили своего покупателя и продавались в розницу — шкатулки, ларчики, пепельницы, зажигалки. Эти красивые вещицы на рынке уже были поставлены на поток и пользовались спросом у населения.

Однако со временем, с увеличением технических и финансовых возможностей, предприятие перешло на изготовление статусных изделий: письменных наборов, канделябров, ваз, часов, светильников. Упор сделали на изделия из малахита. Этот камень призван подчеркивать статус своего владельца.

— Сейчас мы воспринимаем свою работу не как средство для существования, а как дело всей нашей жизни. Как некую глобальную жизненную цель, как миссию. Для нас очень важно, что останется после нас нашим потомкам. Будут ли они нами гордиться, рассматривая изделия нашего предприятия, так же, как мы гордимся уральскими мастерами и их творениями, украсившими Эрмитаж и Версаль, поражающими своими шедеврами весь мир? — поделился Сергеев.

Он отметил, что любая творческая, сложная с технической и технологической точки зрения задача воспринимается как вызов. Чем сложнее, тем интереснее, тем больше компания растет в творческом и инженерном плане.

Поначалу работал только камнерезный участок. Металлические комплектующие заказывали на стороне. Смежники и поставщики часто подводили, нарушая сроки, да и с качеством были проблемы, поэтому встал вопрос о создании предприятия замкнутого цикла. Собственное литейное производство компания смогла открыть в 2011 году.

— Репутация предприятия как надежного производителя — один из основных активов. За ним надо тщательно следить и постоянно его поддерживать, — подчеркнул собеседник.

С конца 90-х до 2014 года компания развивала в Екатеринбурге собственную торговую сеть. На пике доходило до восьми магазинов. Со временем рынок насытился и розничная торговля пошла на спад, поэтому ряд точек пришлось закрыть. Сейчас в столице Урала действует всего один магазин — в здании правительства Свердловской области.

Со временем из подвала камнерезный и литейный участки переехали на промплощадку одного из крупных промышленных предприятий города, где и было развернуто уже более крупное производство с другим станочным парком и технологическими возможностями.

Спад у предприятия начался во время пандемии коронавируса. Затем положение осложнилось внешнеполитической ситуацией, что вызвало дефицит кадров. Нехватка квалифицированных рабочих рук и грамотных инженеров в общем по стране усугубилась отсутствием подготовки специалистов по художественной обработке камня. Работники стали покидать предприятие в силу возраста, здоровья и других причин, а молодые люди не горят желанием идти к станкам на производство.

— По всей видимости, художественная обработка камня в России доживает последние пару десятилетий, а дальше только — пустыня или экспозиции в музеях, — сокрушается Александр Сергеев.

Рынок статусных изделий из натуральных камней топовых позиций крайне узкий, специ­фический и непредсказуемый. В 2024 году «Камни Урала» столкнулись со значительным увеличением объема заказов. Снова вырос спрос на статусные изделия из малахита, а очередь из заказов стоит на три месяца вперед. Не хватает кадров и времени. Как в старые добрые времена, руководители компании взяли на себя часть обязанностей по проектированию, составлению сборочных чертежей и их деталировки.

-2

Сохраняя традиции

Компания «Камни Урала» с 2001 года имеет статус предприятия народных художественных промыслов, что во многом перекликается с основными задачами, которые ставят перед собой основатели компании.

При создании своих изделий сотрудники предприятия делают упор на сохранении традиций камнерезного искусства Урала. На производстве используют технологии, разработанные на Урале еще в XVIII — XIX веках. Речь идет о стиле «Русская мозаика», созданном именно уральскими мастерами. Аутентичные технологии того периода с поправкой на электрификацию и механизацию производства предполагают полный отказ от современных химических улучшителей и поверхностных лаков, поскольку только руки мастера позволяют передать красоту и неповторимость рисунка природного камня, а тепло и энергия души мастера позволяют вдохнуть в готовое изделие жизнь.

В отказе от использования химии есть и другой зримый эффект — на изделиях проявляются оригинальные мелкие природные включения и дефекты камня как милые морщинки на лице близких нам людей. Как свидетельство природного происхождения камня и изделия из него.

Современные реалии производства вносят свои коррективы. Малахит раскраивают и распускают на пластины на полуавтоматическом станке — это сделано для ускорения процесса изготовления и облегчения работы. В остальном же по большей части используется ручной труд: набор рисунка, его подгонка, шлифовка, полировка, сборка, врезка и другие работы. Для обработки камня применяются современные алмазные пасты, абразивные материалы, клеи и инструмент.

Среди выполненных заказов Александр Сергеев отметил настольные письменные наборы из малахита для рабочих кабинетов резиденций Владимира Путина, сувениры для глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС, каменная часть трона из малахита, лазурита и бирюзы с декоративными плоскостями и вставками из самоцветов для руководителя одной из арабских стран, письменный набор из яшмы для рабочего кабинета Дмитрия Медведева, когда тот работал в должности президента, реставрация интерьеров Константиновского дворца в Стрельне и Строгановского дворца в Санкт-Петербурге.

С традициями уральского камнерезного искусства «Камни Урала» познакомили и зарубежных партнеров из стран СНГ, Ближнего Востока и Европы. Компания больше 20 лет поставляет свои изделия за границу. Одними из первых заграничных клиентов стали представители Катара. При этом предприятие столкнулось с трудностями при оформлении таможенной документации.

Собственно, это и стало поводом для обращения в экспортный центр Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП). Специалисты Фонда взяли на себя поддержку экспортных контрактов и взаимодействие с таможней. Сотрудничество с СОФПП продолжается. Фонд помогает компании, оказывая юридические и экономические консультации, проводит обучение и своевременное информирование по изменениям в законодательстве, готовит документы по экспортным контрактам.

Пять шагов к успешному бизнесу от Александра Сергеева

-3

• Когда у тебя ничего не остается за душой, ты должен с нуля начать что-то делать, иначе пропадешь. Но сначала включи голову. Соберись и начни думать, раскисать и ныть о своей судьбе некогда

• Самое ценное — это идея, причем попавшая тебе в нужный момент и желательно с готовыми путями реализации

• Все получится, если ты объединяешься в компании с нужными профессиональными людьми, и к тому же честными. И у вас есть доля удачи. Часто бывает так, что звезда твоя восходит, и эти действия приносят тебе результат

• Репутация — основной капитал предприятия. Если ты не держишь слово и не укладываешься в сроки, то подрываешь доверие к себе и своему делу

• Важно думать, какое наследие мы оставим после себя

-4

Автор: Наталья Кузнецова