Найти тему
Искусство на Века

Живопись Аполлинария Михайловича Васнецова

Аполлинарий Васнецов – художник, воссоздавший древнюю Москву

Н. Д. Кузнецов, «Портрет Аполлинария Васнецова», 1897 год
Н. Д. Кузнецов, «Портрет Аполлинария Васнецова», 1897 год

Аполлинарий Михайлович Васнецов – выдающийся русский художник-пейзажист, известный своими живописными работами, посвященными древней Москве и ее историческому облику. Он внес неоценимый вклад в изучение и популяризацию архитектурного наследия столицы, став одним из ведущих мастеров исторической живописи.

Родившись в 25 июля (6 августа) 1856 году в семье сельского православного священника, Аполлинарий Васнецов с детства проявлял интерес к рисованию и живописи. Обучаясь в Вятском духовном училище, стал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли. Однако от поступления в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге отказался и в 1875 году сдал экзамен на звание народного учителя. Три года проработав в Вятской губернии учителем Васнецов вернулся в Москву к старшему брату Виктору Михайловичу Васнецову

А. М. Васнецов, «Абрамцевские дали», 1880-е
А. М. Васнецов, «Абрамцевские дали», 1880-е

Не получив академического художественного образования Васнецов при поддержке своего старшего брат продолжил брать уроки у Ильи Репина, Василия Поленова, Василия Максимова, Марка Антокольского. Именно Виктор Васнецов ввел брата в абрамцевский кружок. С начала 1880-х годов Аполлинарий Васнецов сотрудничает с Московским обществом любителей художеств, Товариществом передвижных художественных выставок, путешествует по Европе, Крыму, Уралу, работает художником-декоратором в московских и петербургских театрах, создаёт для Русской частной оперы декорации к спектаклям «Псковитянка», «Жизнь за царя», «Хованщина», «Борис Годунов».

А. М. Васнецов, «Эскиз декорации к опере «Жизнь за царя», М. Глинка. Площадь», 1904 год
А. М. Васнецов, «Эскиз декорации к опере «Жизнь за царя», М. Глинка. Площадь», 1904 год

Всё же основной темой творчества Аполлинария Васнецова стала древняя Москва – ее архитектура, улицы, площади и памятники старины. Художник скрупулезно изучал исторические источники, архивные материалы и археологические находки, чтобы максимально точно воссоздать облик Москвы прошлых эпох. Его работы отличаются тщательной проработкой деталей, достоверностью изображения и глубоким пониманием исторического контекста.

А. М. Васнецов, «На крестце в Китай-городе», 1902 год
А. М. Васнецов, «На крестце в Китай-городе», 1902 год

Его картины о древней Москве созданы на стыке искусства и науки, именно он, опираясь на архивные документы, воссоздал облик допетровской Москвы. Аполлинарий Васнецов был членом Московского археологического общества. В своих работах он опирался на опыт и замечания своих коллег-археологов. Благодаря живописи Аполлинария Васнецова, мы можем себе представить старую Москву. Следует отметить, что художник с поразительной точностью передаёт бытовую жизнь горожан: одежда, утварь, предметы быта, культуру тех эпох.

Наиболее известные произведения Аполлинария Васнецова – это серия картин, посвященных Москве XVI-XVII веков. Среди них – «Московский Кремль при Иване III», «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века», «Вероятный вид Белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Конец XIV века», «Красная площадь во второй половине XVII века» и многие другие. Эти работы не только восхищают зрителей своей художественной ценностью, но и служат ценным историческим источником, позволяющим представить облик древней столицы.

Хотя в молодости ему так и не довелось стать студентом Академии художеств, в 1900 году это учреждение присвоило ему звание академика. В 1901-1918 годах Аполлинарий Михайлович занимался преподавательской деятельностью. Любовь к науке выразилась у художника к написанию в 1908 году труда «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи». В ней художник определяет изобразительное искусство как одно из проявлений инстинкта самоопределения, как способ познать себя. Он написал главу «Облик старой Москвы» для второго тома «Истории русского искусства», выходившей под редакцией И. Э. Грабаря. Археологические изыскания художника были признаны Императорским Московским археологическим обществом.

14 де­каб­ря 1909 года при Им­пе­ра­тор­ском мос­ков­ском ар­хео­ло­ги­че­ском об­ще­стве бы­ла ос­но­ва­на Ко­мис­сия «Ста­рая Москва». Основная задача Комиссии – изу­чение па­мят­ни­ков ста­ри­ны и со­хра­нение их в пер­во­здан­ном ви­де. К 1917 го­ду Ко­мис­сия пре­вра­ти­лась в круп­ное и по­пу­ляр­ное на­уч­но-кра­е­вед­че­ское об­ще­ство, а уже в 1918—1923 годах ее возглавил Васнецов. Чле­ны Ко­мис­сии вы­сту­па­ли с до­кла­да­ми, рас­ска­зы­ва­ю­щи­ми об осо­бен­но­стях ар­хи­тек­ту­ры, гра­до­стро­и­тель­ства и усло­вий жиз­ни Моск­вы.

А. М. Васнецов, «Московский Кремль, Соборы», 1894 год
А. М. Васнецов, «Московский Кремль, Соборы», 1894 год

Помимо живописи, Аполлинарий Васнецов занимался также графикой и иллюстрацией. Он создавал рисунки и гравюры, запечатлевающие памятники старинной Москвы, и оформлял книжные издания, посвященные истории и архитектуре города.

Художник трепетно относясь к духовным традициям народа. С большим негодованием воспринял начавшуюся после революции кампанию по уничтожению церквей. Он был единственным из живописцев, кто в 1931 году осмелился выступить против разрушения московского Храма Христа Спасителя, направив открытое обращение в «Известия».

Он умер на 77-м году жизни 23 января 1933 году. В истории русского искусства Аполлинарий Васнецов остался самобытным художником, по картинам которого можно изучать историю нашей страны. Творчество Аполлинария Васнецова оказало значительное влияние на развитие отечественной исторической живописи и стало важным вкладом в изучение и сохранение культурного наследия Москвы. Его работы до сих пор вызывают восхищение и интерес у ценителей искусства и историков, позволяя нам прикоснуться к прошлому великого города.

С любовью, «Искусство на Века»

P.S.  Подписывайтесь на наш телеграмм канал «Искусство на Века»