Сегодня я предлагаю вам разобраться с менее популярным произведением, по сравнению с теми, что уже были проанализированы мной в рубрике «Читательский дневник». Я предлагаю вам познакомиться с многогранным произведением Вирджинии Вулф «Наследие».
Из этой статьи вы узнаете много интересных вещей об авторском стиле, о том, как в XX веке затрагивали тему ныне крайне популярную, тему феминизма, и о том, какие автобиографические черты прослеживаются в данном произведении. Мы рассмотрим патриархальный строй того времени, затронем несколько эссе, написанных писательницей, а так же построим жемчужную теорию, связанную с авторской игрой. Кроме того, в этой статье вы сможете найти ссылку на лекцию, посвящённую творчеству Вирджинии Вулф, поэтому, уважаемый читатель, приятного чтения и хорошего дня!
Перед тем, как углубиться в непосредственный анализ данного произведения, давайте разберёмся с самой базовой информацией. Жанр «Наследия» - рассказ, по объёму умещающийся на пяти страницах. Его датой появления на свет стал 1940 год. Впервые это произведение было переведено на русский язык Марией Фёдоровной Лорие в 1968 году, однако в 2011 году появилась более свежая версия перевода, её автором стал Юрий Князев.
Теперь давайте разберёмся с кратким содержанием произведения и его героями.
«Наследие» - это история о том, как жена известного политика совершает самоубийство, чтобы воссоединиться со своим возлюбленным. Любовник известен только как "Б.М.". Далее по сюжету мы узнаем, что Б.М. был братом секретарши жены политика. Он покончил с собой, потому что жена политика не была готова оставить своего мужа и признать их отношения. Когда жена политика узнает о его самоубийстве, она оставляет письма и подарки своим друзьям, а затем в один прекрасный день сходит с тротуара и попадает под машину. Она умирает, намереваясь воссоединиться со своим возлюбленным. Жену политика звали Анджела Клэндон. Это история Анджелы, которую ее муж, Гилберт Клэндон, читает на страницах ее пятнадцати дневников.
А вот и всё, что нам известно о персонажах данного произведения:
Сесси Миллер – подруга и секретарша Анджелы, надёжная и сдержанная девушка, в наследство от главной героини ей досталась жемчужная брошь.
Гилберт Клэндон – пятидесятилетний муж Анджелы, детей нет, «видный политический деятель», человек консервативного склада ума (в восторге от капитализма и высшего класса).
Анджела Клэндон – жена Гилберта, умерла шесть недель назад: её сбила машина. Она моложе своего мужа, однако конкретная разница в возрасте не известна. По мере развития сюжета обстоятельства смерти женщины раскрываются более подробно, после чего читателю удаётся понять, что она совершила самоубийство, специально бросившись под машину.
Б.М. – любовник Анджелы, умерший за две недели до смерти самой героини, он тоже совершил самоубийство. Мужчина был интеллектуально развитым человеком, который интересовался социализмом, а соответственно, и политикой в целом.
Вирджиния Вулф в своих произведениях «предпочитает описывать человека, который не сдела что-то. То, что человек почувствовал бессознательно гораздо важнее, чем то, что он сам себе объяснил» - цитата из лекции Андрея Аствацатурова. Лекция находится в свободном доступе на ютубе (https://youtu.be/rZBrqjmAFGw?si=NrKKeRekaqDRLiNE). Она отходит от классического описания целостного характера человека, писательница описывает своих персонажей в самой простой форме, но она не делает их цельными, постоянными и неизменными. Она предпочитает рассматривать конкретного человека, изображать его чувства, предпочитает давать возможность читателям смотреть глазами этого персонажа. Этим и отличается творчество Вирджинии Вулф от тех же самых писателей традиционалистов: Арнольд Беннетт для того, чтобы описать какую-нибудь мисс Браун пересчитал бы все ворсинки на её юбке, описал бы конкретную позу, в которой сидит женщина, выразил бы комплимент её задумчивому взгляду, в то время как сама Вирджиния Вулф показала бы читателю мир глазами этой самой мисс Брауни. Если же обожать, то именно в данном представлении образов героев и заключается основной конфликт традиционалистов с модернистами. Так, Вирджиния Вулф считала, что, взглянув на эту самую мисс Браун, читатель не сможет понять, кем на самом деле данная женщина является. Но если же он посмотрит на мир глазами женщины, то станет близок к пониманию её внутреннего мира.
Зачастую, практически даже во всех произведениях писательницы отсутствуют внешние характеристики героев. И, конечно, рассказ «Наследие» не становиться исключением в этом плане. Единственная цитата, относящаяся к описанию портрета одного из героев, повествует нам о внешности Гилберта Клэдона: «…На ходу он поймал свое отражение в зеркале. За пятьдесят, но нельзя не признать, что, по свидетельству зеркала, он все еще весьма интересный мужчина», позже Гилберт находит подтверждение своим мыслям в дневнике Анджелы: «"Гилберт, — прочел он, открыв его наудачу, — выглядел просто замечательно…"». Обратите внимание, что в данной портретной характеристики, Вирджиния Вулф описывает лишь основные черты: возраст и внешний вид в целом. О цвете глаз героя, о размере его носа, о линии губ, о форме лица или черепа никакой информации нет. И это основная черта творчества данной писательницы. Многие критики, в их число входил и Арнольд Беннетт не раз упрекали Вирджинию в том, что в её произведениях отсутствуют не только портреты героев, но и сюжет. Сама же Вирджиния Вулф отвечала тем, что сюжет, как и целостный характер – это фикция, потому что в жизни есть много вещей, которые не укладываются в какие-либо схемы. Да и в самой жизни сюжета нет, по большей части сюжет улавливает человеческое сознание, которое и превращает жизнь в строгую схему.
И вот тут, когда речь зашла непосредственно о сюжетах произведений Вирджинии Вулф, я бы хотела приблизиться уже к самому произведению «Наследие», которому, в конце концов, и посвящена данная статья.
Завязка сюжета описана в спокойных тонах: «Как это похоже на Анджелу — не забыла даже Сесси Миллер, свою секретаршу. А все-таки странно это, снова подумал Гилберт Клендон, что она оставила все в таком порядке — хоть маленький да подарок для каждой из своих подруг. Словно предчувствовала близкую смерть. Но ведь она была совершенно здорова в то утро, шесть недель назад, когда вышла из дому, а на Пиккадилли ступила с тротуара на мостовую, и машина переехала ее.» Читатель не понимает, что конкретно произошло, кто такая Анджела. Мы знаем только, что Анджела умерла, умерла шесть недель назад. Мы, похоже, не подозреваем, что в смерти Анджелы может скрываться что-то странное, пока секретарша Анджелы не сообщает Гилберту, что вскоре ему потребуется её помощь. Гилберт — человек, который всегда ставил свои интересы и желания выше всего остального. Для него его собственные нужды были важнее, чем нужды жены или же секретарши жены. Когда Сисси говорит, что ей нужно будет объяснить некоторые моменты, он с легким презрением предполагает, что, возможно, она была в него влюблена. Такое поведение свойственно людям с нарциссическими расстройствами, ведь в тексте, да и в поведении самой секретарши не было ничего, что могло бы хоть как-то намекнуть на её романтический интерес к мужу своей покойной подруги.
Подробности этой истории мы узнаём из дневников Анджелы, и именно они в данном случае позволяют нам взглянуть на происходящее в семье супругов глазами главной героини. Изучив историю до конца, мы осознаем, что в мире Анджелы и Гилберта царил классический для того времени патриархальный порядок, который играл ключевую роль в их жизни и который, безусловно, оказывала непосредственное влияние на действия главной героини, на её выбор. Гилберт любил свою жену и баловал её, как это делают с домашним кроликом, но не относился к ней с уважением как к самостоятельной личности с её собственными желаниями и потребностями.
Конкретно в этом рассказе примечательно то, как умело автор отвлекает внимание читателя от таинственной смерти Анджелы. Внимание читателя переключается на жемчужную брошь и в целом перечисление предметов, которые героиня завещала своим близким людям, потом в сторону от таинственных событий нас отводит разговор Гилберта с Сесси Миллер. Кроме того, в заблуждение нас вводит добродушное поведение Гилберта в начале повествования.
В момент, когда развязка плавно перетекает в кульминацию, можно заметить проявление черт феминизма в упрощённом виде. Погрузившись в чтение дневников вместе с Гилбертом, мы узнаём героя с другой стороны: мы видим в его характере проявления мизогинии, мы видим человека, который относился к своей жене, как к предмету коллекционирования. Сам же Гилберт являлся нарциссом, поэтому ему было важно не только то, как он выглядит в обществе, но и то, как в обществе выглядит его жена, о чём нам свидетельствует его презрение в сторону манеры жены просто одеваться, когда выходила на социальную службу в Ист-Энде.
Однако признаки закореневшего патриархата мы видим во взаимоотношениях Анджелы не только с её мужем, но и с Б.М. Она зависела от Гилберта, а теперь и от Б.М. Похоже, что у Анджелы не было собственного мнения, и она всегда предпочитала, чтобы ею руководили. В конечном счете, она действительно думает сама, но это оказалось ее последними мыслями в этом мире. Она предпочла Б.М. Гилберту и покончила с собой, намеренно съехав с тротуара. У водителя не было возможности затормозить. Водителю было очевидно, что это было сделано намеренно, но Гилберт все еще не замечал этого факта, пока не прочитал дневники Анджелы.
Б.М. мечтал о коммунистическом будущем для Англии. Он был образованным человеком, который поделился с Анджелой книгой Карла Маркса под названием "Грядущая революция". Следует отметить, что такой книги, написанной Марксом, не существует, но ее идеи можно найти в его разнообразных социалистических трудах. Примечательно и то, что Б.М. делился этим несуществующим произведением и своими взглядами с Анжелой не потому, что считал ее равной себе, а потому, что она была внимательным слушателем, который, как губка, впитывал все его слова.
Читая заметки о Б.М. и его супруге, Гилберт продолжает размышлять о мужчине, которого любила его жена. Он пытается оправдать себя, утверждая, что, если бы Анджела доверилась ему, а не Б.М., она сделала бы более разумный выбор. Однако в этом есть ирония, ведь Гилберт никогда не был рядом с Анджелой. Тем не менее, он не может смириться с тем, что Б.М. пришел к нему домой, влюбился в его жену и стал навязываться ей, когда она пыталась сохранить свой брак с Гилбертом. Эта мысль не дает ему покоя, потому что Гилберт ненавидел проигрывать, а Анджела и Б.М. показали, что он оказался проигравшим в этой игре под названием «любовь».
Погружаясь в детали произведения, мы всё отчётливее видим не только черты патриархального строя в жизни главных героев, но и замечаем автобиографические мотивы.
Первым сходством Анджелы и Вирджинии стало наличие дневников, Вирджиния Вулф вела дневники всю свою жизнь, о чём опять же упоминается в лекции Андрея Аствацатурова. Вторым же сходством прекрасных женщин является конец их жизни: Вирджиния, подобно своей героини, решает добровольно уйти из жизни 28 марта 1941 года. Примечательно, что «Наследие» написано за год до смерти самой писательницы. Но в рамках моей статьи, как мне кажется, уместнее всего было бы изучить феминистические настроения женщины, которые проявляются практически во всех её произведениях.
Вообще Вирджиния была одной из самых образованных женщин своего времени, чему способствовал неограниченный доступ к отцовской библиотеке. Кроме того, отец семейства был интеллектуалом и представителем интеллигенции. У него был собственный литературный салон, куда часто заглядывали люди максимально развитые. Вирджиния часто могла общаться с друзьями отца и именно это общение послужило для девочки новым источником знаний.
Вирджиния, будучи ещё маленькой девочкой чувствовала давление патриархального строя, которое запрещало ей получать образование, подобно её братьям, в кембриджском университете. Вместо этого, девочку обучали на дому, сначала её образование ограничивалось уроками с родителями, однако позже, в возрасте от 15 до 19 лет, она брала частные уроки немецкого, греческого и латинского языков. Одним из ее учителей греческого языка была Клара Патер (1899–1900), преподававшая в Королевском колледже. Другой учительницей была Джанет Кейс, которая вовлекла ее в движение за права женщин и чей некролог Вирджиния напишет в 1937 году.
С общения девушки с Джанет Кейт началось увлечение Вирджинии борьбой за права женщин. В книге «Феминизм: от Мэри Уолстонкраф до Бетти Фридан» упоминается, что в настоящее время, настоящее на момент выхода книги, а именно – 2007 года, творчество Вирджинии изучается сугубо в рамках феминистических настроений. В 1928 году она обратилась к женской составляющей в обществе ODTAA в Гиртон-колледже, Кембридж и Обществе искусств в Ньюнхэм-колледже с двумя докладами, которые в конечном итоге стали "Своей комнатой" (1929).
В эссе рассматривается вопрос о том, были ли женщины способны создавать произведения такого же качества, как у Уильяма Шекспира, и действительно ли они были свободны в своем творчестве, учитывая ограничения, с которыми сталкивались писательницы прошлого и настоящего.
Отец Вулф, сэр Лесли Стивен, придерживаясь взглядов той эпохи, считал, что в школу следует отдавать только мальчиков из семьи, поэтому в своих лекциях, изложенных в эссе, Вулф обращается к женщинам, у которых есть возможность получить образование в официальной обстановке. Она призывает своих слушателей понять важность их образования, предупреждая при этом о шаткости их положения в обществе.
В своем эссе Вирджиния Вулф применяет метафоры для иллюстрации темы социальной несправедливости и комментирует ограниченные возможности женщин в свободном выражении своих мыслей. Ее метафора о рыбе служит ключом к пониманию главной идеи: «Чтобы писать художественную литературу, женщине нужны деньги и собственная комната». Она описывает женщину, чьи мысли «утекают в ручеек». Когда женщина начинает размышлять над какой-то идеей, охранник навязывает ей правило, запрещающее ходить по траве. Подчиняясь этому запрету, женщина теряет свою мысль. В этом контексте Вулф подчеркивает, как социальные ожидания влияют на женщин, превращая их в простых домохозяек, невежественных и целомудренных.
Таким образом, в самых известных научно-популярных работах Вирджинии Вулф, например, «Своя комната» или «Три гинеи», рассматриваются проблемы, с которыми сталкивались писательницы того времени из-за того, что мужчины обладали непропорциональной юридической и экономической властью, а также вопросы будущего женщин в сфере образования и общества. Во «Втором поле» Симона де Бовуар отмечает, что из всех женщин, когда-либо живших на свете, лишь три писательницы — Эмили Бронте, Вулф и «иногда» Кэтрин Мэнсфилд — исследовали «данное».
Тема борьбы за права женщин, как я уже упоминала ранее, прослеживается и в рассказе «Наследие». Особенно ярко её можно заметить, если обратиться к расшифровке названия произведения.
Самая простая трактовка заключается в том, что главная героиня произведения, решила совершить самоубийство и именно поэтому оставила в наследство после себя всем своим близким какие-либо вещи: «А все-таки странно это, снова подумал Гилберт Клендон, что она оставила все в таком порядке — хоть маленький да подарок для каждой из своих подруг. Словно предчувствовала близкую смерть.» Кому-то из своих друзей женщина оставила после смерти бусы, кольца и китайские ларчики, однако мужу Анджела оставила в наследство свои дневники. Дневники, в которых она описывала их совместную жизнь. Примечательно, что для Гилберта эти дневники являются безделушками, по крайней мере так думает сам герой: «Ему лично она, конечно, ничего не оставила, если не считать дневника.» На самом же деле эти дневники были самым ценным, что у неё было. Примечательно, что все вещи, оставленные героиней в наследство, были куплены не ей самой, а её мужем. Дневники же принадлежали лично ей, они были частью её души.
Эти дневники ярко декламируют как Гилберту, так и читателям, что героиня не была довольна своей жизнью. Они обличали некорректное поведение Гилберта. Для Анджелы они стали последней попыткой доказать своему мужу, что патриархальный строй разрушает жизнь женщины. Прискорбно наблюдать, что эти попытки не увенчались успехом, ведь дочитав последний том, Гилберт лишь начинает злиться на измену жены. Он не понимает, почему она так поступила, он даже не пытается осознать, прав ли он был, правильно ли он поступал, обходясь со своей женой, как с предметом интерьера. Все эти дневники как для Анджелы, так и для самой Вирджинии стали инструментом борьбы за права женщин.
В своих произведениях писательница аккуратно намекала читателям, причём читателям любого пола, о том, что патриархальный уклад в том виде, в каком он присутствовал в системе ценностей времени Вирджинии, некорректный, что это не традиционные ценности, а угнетение женщин. По форме намёки на это, а в последствии и все свои метафоры, связанные с феминизмом, Вирджиния составляла грамотно и максимально лояльно. Однако в то время многие просто не понимали основных посылов произведений писательницы. Было, конечно, и то меньшинство, которое всё-таки понимало. Но оно упрямо закрывало на это глаза.
Ну, и в заключительной части своей статьи я бы хотела немного углубиться в размышления о символе жемчужной броши, подаренной Анджелой своей секретарши.
Сразу хочется отметить, что достоверной информации о том, что эта драгоценность является символом произведения, подобно «зелёному огоньку» из «Великого Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда, я не нашла. А потому, я бы хотела просто проанализировать данный литературный образ и попытаться составить своё предположение о его роли в произведении.
Итак, жемчуг. В большинстве культур жемчужина считается символом непорочности, возвышенного образа мыслей и действий, искренности и чистоты. Также нередко жемчуг ассоциируется с печалью и слезами. Это символ души или духа, заключенного в тело, внутреннего центра, Тайного знания, истины, до которой можно дойти, лишь прилагая усилия, потому что она скрыта, как жемчуг внутри ракушки. Такая символика хорошо прослеживается в гностической поэме «Гимн Жемчужине», которая рассказывает о юноше, отправленном на поиски жемчужины, о соблазнах, встречающихся на его пути, и о том, как он, наконец, находит свою жемчужину, тем самым обретая мудрость.
Следует отметить, что данная вещь была оставлена в наследство подруге Анджелы после смерти её брата, поскольку мы знаем, что брат Сесси умер за две недели до смерти самой Анджелы.
Скорее всего, именно эта драгоценность показывает читателям о глубине чувства Анджелы к её любовнику, к брату Сесси Миллер. Это украшение может стать намёком на то, что Анджела действительно раскаивается в смерти Б.М., девушка испытывает сильное чувство вины и считает, что именно её действия, её выбор в сторону супруга погубил Б.М. Она оплакивает своего любовника, а потому своим завещанием хотела показать его сестре то, что она горюет не меньше своей подруги, что для неё самой смерть героя стала сильным ударом.
Кроме того, данное украшение может стать подсказкой и для самих читателей, оно показывает, что Сесси Миллер обладает тем самым «тайным знанием» о связи Анджелы с её братом. Соответственно, этот образ может стать противодействием против искусного приёма Вирджинии Вулф, приёма, который с самого начала произведения отвлекает нас от загадочных обстоятельств смерти главной героини. Используя этот образ в своём произведении, писательница словно играет с читателями: вроде бы именно этой брошью она отвлекает внимание от смерти главной героини, но именно это украшение и служит ключом к преждевременной разгадки тайны трагического ухода Анджелы.
Сегодня мы познакомились с малопопулярным произведением Вирджинии Вулф, узнали о её биографии самую базовую информацию, мы прикоснулись к её творчеству, рассмотрев его с феминистической точки зрения и, честно признаться, когда я писала эту статью, я заинтересовалась темой феминизма на страницах литературных произведений. И я очень надеюсь, что это обоюдно. Ведь если это так, вы всегда сможете дать мне об этом знать в комментариях, а я в свою очередь напишу статью на данную тему. Спасибо за внимание! И приятного остатка дня вам, дорогие мои любители зарубежной литературы.