Найти тему
Внук Эзопа

Ницше и мораль: высший человек и стадо

Оглавление
В предисловии к своему классическому труду «О генеалогии морали» Ницше задаётся вопросом: «Что, если в “хорошем человеке” таилась регрессивная черта, а также опасность, соблазн, яд, наркотик, так что настоящее существовало за счёт будущего? Возможно, в большем комфорте и меньшей опасности, но также и в более ограниченной, подлой манере?»

Он продолжает размышлять о том, что сама мораль может быть виновата в том, что человек так и не достиг наивысшей власти и великолепия, возможных для человека данного типа. Мораль сама по себе может быть опасностью из опасностей.

Большинство людей не задаются вопросом, почему вещи считаются морально хорошими или злыми. Скорее некритично и в значительной степени бессознательно они принимают «ценностные суждения о добре и зле», доминирующие в их обществе.

В течение последних 2000 лет доминирующей моралью на Западе, согласно Ницше, была «антиприродная» мораль, которая, по его словам, направлена «против инстинктов жизни».

✅ Ницше предвидел, что эта мораль будет господствовать над западным миром в обозримом будущем, и она была для него «опасностью из опасностей» — моралью, при которой все индивиды, даже те, у кого есть потенциал подняться над заурядной массой, подвергаются давлению, вынуждающему их становиться «мелким, почти смешным типом, стадным животным, некто, стремящимся угодить, болезненным и посредственным».

Почему «антиприродная» мораль — «яд», распространившийся «по всему телу человечества», получила господство над западной цивилизацией? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить классификацию индивидов Ницше на два различных типа: высшие человеческие существа и те, кто принадлежит к стаду.

В категории высших человеческих существ можно выделить два основных типа:

Существуют творческие гении — «люди великого творчества, действительно великие люди в моём понимании» («Воля к власти»), которые благодаря редкому сочетанию характера и воспитания способны посвятить свою жизнь ремеслу и подарить миру поразительные произведения искусства.

Индивид слишком узко фокусируется на своей собственной короткой продолжительности жизни
Индивид слишком узко фокусируется на своей собственной короткой продолжительности жизни

Наряду с творческими гениями есть более многочисленные высшие люди, которые не достигают высот гениальности и поэтому скрыты от глаз общественности, их жизнь проходит «без песен и певцов» («Рассвет»). И всё же жизнь этого более обычного высшего человека качественно не отличается от жизни творческого гения; у обоих есть схожие черты характера, которые отделяют их от стада.

✅ Высшие люди имеют объединяющий жизненный проект и поглощены стремлением реализовать свои высокие цели. Этот объединяющий проект предпринимается не ради сиюминутного удовлетворения, а в результате обширной исторической перспективы высшего человека, представляет собой форму работы, выполняемой под присмотром столетий, — цель, последствия которой сохранятся ещё долго после физической смерти высшего человека.

Как писал Ницше в книге «Человек слишком человечен»: «[Современный] индивид слишком узко фокусируется на своей собственной короткой продолжительности жизни… и хочет сам срывать плоды с дерева, которое он сажает, и поэтому ему больше не нравится сажать те деревья, которые требуют столетнего постоянного ухода и предназначены для обеспечения тени на протяжении долгой череды поколений». («Человек Слишком человечен»)

Для такого рода возвышенной работы высшему человеку требуется уединение и свобода от стада — «бесчисленных… мелких и жалких людей» («Так говорил Заратустра»). Как писал Ницше: «Концепция величия подразумевает благородство, желание быть самим собой, способность отличаться от других, одиночество и необходимость жить независимо». («По ту сторону добра и зла»)

Оставаясь в одиночестве и живя независимо, высший человек не обращает внимания на мелкие заботы, которые занимают стадо, и таким образом невосприимчив как к похвале, так и к критике, исходящей из уст многих.

Внутри него есть одиночество, недоступное похвале или порицанию, его собственная справедливость, которая не подлежит обжалованию
Внутри него есть одиночество, недоступное похвале или порицанию, его собственная справедливость, которая не подлежит обжалованию
«Внутри него есть одиночество, недоступное похвале или порицанию, его собственная справедливость, которая не подлежит обжалованию» («Воля к власти»).

Осознавая важную задачу, которая стоит перед ним, и потенциал величия, который заложен в нём, высший человек испытывает чувство почтения к самому себе; и даже перед лицом великих страданий утверждает жизнь как «гордый и состоявшийся человек, который говорит „Да“, который уверен в будущем, который гарантирует будущее» («Ecce Homo»).

В отличие от этих высших людей, существует множество — стадо. Стадо состоит из двух типов: последний человек и раб.

Последний человек — это квинтэссенция посредственности. Стремясь исключительно к комфорту и удовлетворённости, к цели, которая делает его ленивым и презренным, последний человек полностью лишён какого-либо внутреннего творческого порыва и слеп к высшим ценностям, которые делают возможным творчество.

Раб, напротив, — это слабое и болезненное человеческое существо, которое страдает от самого себя и наполнено тем, что Ницше называл ressentiment — гноящейся ненавистью к жизни, порождённой чувством бессилия перед лицом внешней реальности, которую он считает всепоглощающей и угрожающей.

Тему продолжаем в следующей статье, следите за выпусками.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа