В предисловии к своему классическому труду «О генеалогии морали» Ницше задаётся вопросом: «Что, если в “хорошем человеке” таилась регрессивная черта, а также опасность, соблазн, яд, наркотик, так что настоящее существовало за счёт будущего? Возможно, в большем комфорте и меньшей опасности, но также и в более ограниченной, подлой манере?»
Он продолжает размышлять о том, что сама мораль может быть виновата в том, что человек так и не достиг наивысшей власти и великолепия, возможных для человека данного типа. Мораль сама по себе может быть опасностью из опасностей.
Большинство людей не задаются вопросом, почему вещи считаются морально хорошими или злыми. Скорее некритично и в значительной степени бессознательно они принимают «ценностные суждения о добре и зле», доминирующие в их обществе.
В течение последних 2000 лет доминирующей моралью на Западе, согласно Ницше, была «антиприродная» мораль, которая, по его словам, направлена «против инстинктов жизни».
✅ Ницше предвидел, что эта мораль будет господствовать над западным миром в обозримом будущем, и она была для него «опасностью из опасностей» — моралью, при которой все индивиды, даже те, у кого есть потенциал подняться над заурядной массой, подвергаются давлению, вынуждающему их становиться «мелким, почти смешным типом, стадным животным, некто, стремящимся угодить, болезненным и посредственным».
Почему «антиприродная» мораль — «яд», распространившийся «по всему телу человечества», получила господство над западной цивилизацией? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить классификацию индивидов Ницше на два различных типа: высшие человеческие существа и те, кто принадлежит к стаду.
В категории высших человеческих существ можно выделить два основных типа:
Существуют творческие гении — «люди великого творчества, действительно великие люди в моём понимании» («Воля к власти»), которые благодаря редкому сочетанию характера и воспитания способны посвятить свою жизнь ремеслу и подарить миру поразительные произведения искусства.
Наряду с творческими гениями есть более многочисленные высшие люди, которые не достигают высот гениальности и поэтому скрыты от глаз общественности, их жизнь проходит «без песен и певцов» («Рассвет»). И всё же жизнь этого более обычного высшего человека качественно не отличается от жизни творческого гения; у обоих есть схожие черты характера, которые отделяют их от стада.
✅ Высшие люди имеют объединяющий жизненный проект и поглощены стремлением реализовать свои высокие цели. Этот объединяющий проект предпринимается не ради сиюминутного удовлетворения, а в результате обширной исторической перспективы высшего человека, представляет собой форму работы, выполняемой под присмотром столетий, — цель, последствия которой сохранятся ещё долго после физической смерти высшего человека.
Как писал Ницше в книге «Человек слишком человечен»: «[Современный] индивид слишком узко фокусируется на своей собственной короткой продолжительности жизни… и хочет сам срывать плоды с дерева, которое он сажает, и поэтому ему больше не нравится сажать те деревья, которые требуют столетнего постоянного ухода и предназначены для обеспечения тени на протяжении долгой череды поколений». («Человек Слишком человечен»)
Для такого рода возвышенной работы высшему человеку требуется уединение и свобода от стада — «бесчисленных… мелких и жалких людей» («Так говорил Заратустра»). Как писал Ницше: «Концепция величия подразумевает благородство, желание быть самим собой, способность отличаться от других, одиночество и необходимость жить независимо». («По ту сторону добра и зла»)
Оставаясь в одиночестве и живя независимо, высший человек не обращает внимания на мелкие заботы, которые занимают стадо, и таким образом невосприимчив как к похвале, так и к критике, исходящей из уст многих.
«Внутри него есть одиночество, недоступное похвале или порицанию, его собственная справедливость, которая не подлежит обжалованию» («Воля к власти»).
Осознавая важную задачу, которая стоит перед ним, и потенциал величия, который заложен в нём, высший человек испытывает чувство почтения к самому себе; и даже перед лицом великих страданий утверждает жизнь как «гордый и состоявшийся человек, который говорит „Да“, который уверен в будущем, который гарантирует будущее» («Ecce Homo»).
В отличие от этих высших людей, существует множество — стадо. Стадо состоит из двух типов: последний человек и раб.
Последний человек — это квинтэссенция посредственности. Стремясь исключительно к комфорту и удовлетворённости, к цели, которая делает его ленивым и презренным, последний человек полностью лишён какого-либо внутреннего творческого порыва и слеп к высшим ценностям, которые делают возможным творчество.
Раб, напротив, — это слабое и болезненное человеческое существо, которое страдает от самого себя и наполнено тем, что Ницше называл ressentiment — гноящейся ненавистью к жизни, порождённой чувством бессилия перед лицом внешней реальности, которую он считает всепоглощающей и угрожающей.
Тему продолжаем в следующей статье, следите за выпусками.
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа