Найти в Дзене
Фильманьяк

Когда молчат фанфары (1998) - малоизвестное, но великолепное кино о войне

Осень 1944 года, граница между Германией и Бельгией. В Хюртгенском лесу захлёбывается наступление союзных войск. Рядовой Дэвид Мэннинг - единственный выживший из своего взвода. Он мечтает об отправке в тыл, но вместо этого его отправляют прямиком в новую бойню, поручив ему под командование необстрелянных новобранцев... Джон Ирвин – один из тех режиссёров, чьё имя не ассоциируется с какими-то громкими хитами. Что немного жаль, поскольку все его виденные фильмы отличает одно – качество. Не важно, будь это ретро-драма «Звёзды под луной» или потешный криминал «Без компромиссов» со Шварценеггером. Ирвин снимает уверенно и без понтов, а актёры в его фильмах всегда убедительны. «Когда молчат фанфары» - кино в тематике, уже знакомой для Ирвина после «Псов войны» и «Высоты «Гамбургер». Со второй перекличка наиболее очевидна, поскольку сражение за городок Шмит близ Хюртгенского леса выглядит столь же бессмысленно, как и штурм печально известной высоты. Несмотря на то, что фильм снимался для ка
Фрэнк Уэйли не может похвастаться славой как у Шона Бина, но его портфолио бесславных экранных смертей ведёт стабильный отсчёт с того самого эпизода из «Криминального чтива»
Фрэнк Уэйли не может похвастаться славой как у Шона Бина, но его портфолио бесславных экранных смертей ведёт стабильный отсчёт с того самого эпизода из «Криминального чтива»
Осень 1944 года, граница между Германией и Бельгией. В Хюртгенском лесу захлёбывается наступление союзных войск. Рядовой Дэвид Мэннинг - единственный выживший из своего взвода. Он мечтает об отправке в тыл, но вместо этого его отправляют прямиком в новую бойню, поручив ему под командование необстрелянных новобранцев...
Талантливая игра Рона Элдарда хорошо подчёркивается его обликом - вечно бледный от холода, он выглядит как нежилец.
Талантливая игра Рона Элдарда хорошо подчёркивается его обликом - вечно бледный от холода, он выглядит как нежилец.

Джон Ирвин – один из тех режиссёров, чьё имя не ассоциируется с какими-то громкими хитами. Что немного жаль, поскольку все его виденные фильмы отличает одно – качество. Не важно, будь это ретро-драма «Звёзды под луной» или потешный криминал «Без компромиссов» со Шварценеггером. Ирвин снимает уверенно и без понтов, а актёры в его фильмах всегда убедительны.

Роль вышестоящих лиц в потерях прописана однозначно хорошо. И сам типаж Тимоти Олифанта и Дуайта Йоакама выразительно обозначает их как антагонистов.
Роль вышестоящих лиц в потерях прописана однозначно хорошо. И сам типаж Тимоти Олифанта и Дуайта Йоакама выразительно обозначает их как антагонистов.

«Когда молчат фанфары» - кино в тематике, уже знакомой для Ирвина после «Псов войны» и «Высоты «Гамбургер». Со второй перекличка наиболее очевидна, поскольку сражение за городок Шмит близ Хюртгенского леса выглядит столь же бессмысленно, как и штурм печально известной высоты. Несмотря на то, что фильм снимался для канала HBO, это ни разу не делает его выглядящим бюджетно.

В этой истории вообще довольно много противоречий между своими. Автор сценария не испытывает иллюзий по поводу единого фронта...
В этой истории вообще довольно много противоречий между своими. Автор сценария не испытывает иллюзий по поводу единого фронта...

Скорее тут уместно высказаться в стиле – снято экономно, но экономия не видна не разу. Потому что хотя фильм Ирвина не обладает бюджетом, подобным «Спасти рядового Райана», но аутентичности у него хоть отбавляй. Боевые сцены, как и в «Высоте «Гамбургер», сняты явно с оглядкой на «Железный крест» Сэма Пекинпы – с дерзким монтажом и полным отсутствием намёка на пафос.

Обрисовываются контрасты войны - можно угробить батальон лобовой атакой. А можно решить исход сражения грамотной тактической операцией, для которой понадобится несколько человек.
Обрисовываются контрасты войны - можно угробить батальон лобовой атакой. А можно решить исход сражения грамотной тактической операцией, для которой понадобится несколько человек.

Война, которую на экране создаёт Ирвин – это хаотичная поступь смерти, в окружении которой для солдат остаётся лишь один вопрос – как выжить. Ведь только выжившие остаются победителями. И ради выживания подчас приходится решать такие моральные дилеммы, которые выглядят ни разу не геройскими поступками.

Несмотря на ограниченный бюджет, декорации «линии Зигфрида» вышли масштабными и весьма аутентичными.
Несмотря на ограниченный бюджет, декорации «линии Зигфрида» вышли масштабными и весьма аутентичными.

Финал фильма подчёркнуто пронизан отчаянием и безысходностью без какого-либо пафоса. Выиграно трое суток, уже обстрелянный Сэнди завтра вполне может повторить судьбу Мэннинга. Однозначно рекомендуется к просмотру – очень динамичный фильм, не разменивающийся на дешёвый пафос. За свои полтора часа он показывает о войне гораздо больше, чем делают некоторые другие постановщики.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.