Найти тему

Таможенным брокерам предлагают смягчить солидарную ответственность

Согласно ТК ЕАЭС представители выступают гарантом исполнения обязательств компаний-декларантов товаров

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Солидарную ответственность таможенных брокеров, наступающую, если компания, которую они представляют, не исполняет обязательства по таможенным платежам, предлагают смягчить. Такие положения содержатся в пакете поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС), который бизнес-объединения и таможенные службы стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия) представили в Евразийскую экономическую комиссию. Об этом сообщает «Forbes».

История вопроса:

Таможенные брокеры согласно ТК ЕАЭС выступают гарантом исполнения обязательств компаний-декларантов товаров. На таможенных представителей возложена обязанность по уплате пошлин – если ее не исполнили их клиенты. В случае неоплаты таких долгов брокеры теряют лицензию.

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предлагает расширить список причин, по которым таможенным представителям не нужно будет платить за своего клиента. К ним предлагается относить корректировку таможенной стоимости после оплаты бизнесом, смену классификации товара уже после его таможенного выпуска, не связанную с его недостоверным описанием, а также в случае установленной вины декларанта в передаче недостоверных документов и сведений.

Государственный таможенный комитет Белоруссии предложил разрешить брокеру не оплачивать долги компании-клиента, если она не выполнила свои финансовые обязательства до своей ликвидации.

Идея таможенных представителей в том, чтобы между таможней и декларантом стоял профессиональный агент, который страхует таможенные органы и бюджет от невыплат, а декларантов – от ошибок при таможенном оформлении, объясняет руководитель практики таможенного права и международной торговли юридической фирмы BGP Litigation Александр Кирильченко.

Предложенные нормы стали актуальными в последние годы, когда из России начали уходить компании из «недружественных» стран. Обязательства перед таможней у них могут возникать уже после их ухода, и таможенным брокерам приходится их оплачивать. Например, таможенники могут изменять классификационный код товара в течение трех лет после оплаты пошлин, а это зачастую увеличивает таможенные платежи.

– Проблема сильно обострилась из-за геополитической ситуации: прочно работавшие в России компании уходят. А это в основном экспортеры и импортеры, – говорит председатель Совета ТПП РФ по таможенной политике Георгий Петров.

По закону таможенные органы могут проводить проверки в течение трех лет после закрытия сделки, в итоге все возникающие долги покинувших Россию компаний ложатся на брокеров. Зачастую суммы, которые они обязаны выплатить, достигают сотен миллионов рублей – такие нагрузки могут приводить к банкротству таможенных представителей.

Если не решать проблему, утверждает председатель комитета «Опоры России» по международным связям Николай Дунаев, то «мы останемся без толковых таможенных брокеров, потеряем часть компетенции, а таможне придется общаться с декларантами один на один, что не всегда удобно».

Предложения об ограничении ответственности таможенных представителей звучали и ранее, но сейчас идея имеет больше шансов на реализацию, считает Кирильченко.

– В основном предложенные поправки готовы обсуждать и поддерживать все государства – члены ЕАЭС. Изменения давно назрели, – подчеркнула эксперт «Деловой России», член Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России Анастасия Чурсина.

Подготовка поправок поручена экспертной группе по таможенным платежам при Консультативном комитете ЕЭК по таможенному регулированию, говорится в ответе ЕЭК Forbes. Обсуждения поправок, в том числе в части расширения перечня случаев, когда таможенным представителям можно не нести солидарную ответственность, продолжается.

По мнению Анастасии Чурсиной, предлагаемые поправки хоть и не решат всех вопросов, но дадут таможенным представителям больше возможностей для своей защиты. При этом «должно быть разумное ограничение ответственности, а не освобождение от нее, чтобы не разрушить саму идею таможенного представительства, когда последнее станет ненужным ни декларанту, ни таможеннику», добавляет Кирильченко из BGP Litigation.

Поправки перераспределят ответственность – государство в лице таможенного органа возьмет на себя часть бремени взыскания таможенных платежей с декларанта, говорит эксперт «Деловой России», управляющий партнер компании «Парадигма права» Олег Белоуско. Это справедливо, особенно, если учитывать, что у таможенного органа есть гораздо больше полномочий, средств и ресурсов для выполнения этой задачи.

Напомним, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков или таможенных брокеров, которые уже пытались обойти санкции, будут оценивать как субъектов с повышенным риском и проверять особенно тщательно, заявил генеральный директор Таможенного департамента Литвы Дарюс Жвиронас. LR