Автор: Валентин Меликов
Кремль мог тайно запустить железнодорожное движение между Ростовом-на-Дону и Мариуполем, что привело в ярость власти Украины, писали в понедельник эксперты. Что об этом нужно знать?
О какой железной дороге вообще идет речь?
Блогер и политик Олег Царев сообщил, что Россия достроила и запустила сообщение по новой железнодорожной ветке, которая протянулась от Ростова до Мариуполя через села Гранитное и Маловодное. По его словам, официальной информации о запуске ж/д ветки в российских СМИ нет.
«Украинцы заявили, что запущена. Значит, следят. [Там] считают, что самостоятельная автономная ветвь с большей пропускной способностью, чем Крымский мост, может кардинально изменить ситуацию на фронте из-за улучшения логистики», — пишет Царев.
Источником сообщения о запуске железнодорожной ветки стал украинский Telegram-канал, который сообщил об открытии новой ветки 4 августа. По его данным, на таких станциях, как Асланово, Кальчик и Сартана, были замечены вагоны РЖД. Учитывая, что старая железная дорога из Таганрога до Мариуполя шла с севера, через Донецк и Волноваху, канал делает вывод, что вдоль берега Азовского моря протянулся новый железнодорожный путь.
«Молчком-тайком, без анонсов и официальных заявлений, железная дорога запущена. Это может кардинально изменить ситуацию на фронте, улучшив логистику россиян. И не говорите про «альтернативу Крымскому мосту». Это хуже. Это самостоятельная автономная ветка, которая имеет гораздо большую пропускную способность и мощность, чем мост», — предупреждает украинский канал.
Согласно данным источников, железнодорожную ветку строили 13 месяцев. За это время она подвергалась авиаударам и диверсиям, в которых участвовали местные жители, работающие на Украину. Тем не менее она была введена в строй. ВСУ продолжают попытки ее снести.
Минобороны РФ это никак не комментировало.
Что даст России новая железнодорожная ветка
Киев и его союзники на Западе открыто заявляли, что Крымский мост является приоритетной целью, которая имеет не только военное, но и символическое значение. Теракты, организованные украинской разведкой, унесли жизни мирных жителей и вынудили ВС РФ сократить переброску военной техники по мосту. Тем не менее мост оставался целью для ВСУ. Тысячи местных жителей и туристов, которые ежедневно использовали переправу, постоянно рисковали попасть под удар украинских ракет или беспилотников.
Железнодорожный путь, обладающий более высокой пропускной способностью, чем Крымский мост, резко упростит военную логистику. Более того, Крымский мост может стать безопаснее для мирного транспорта, поскольку ГУР Украины придется сосредоточиться на военных целях.
«Киев понимая вышесказанное, грозится, что новая железная дорога станет мишенью и для ракет ВСУ, и для диверсантов. Грозится можно, но все понимают, что вывести из строя железную дорогу очень сложно, когда она как в этом случае проложена по земле», — указывает Олег Царев.
Как отмечает блогер, важным моментом для открытия новой железнодорожной ветки также является восстановление Мариуполя. Без запуска ж/д сообщения не сможет начать работу металлургический комбинат имени Ильича — ключевого градообразующего предприятия в городе металлургов.
«Город просит работу. Люди говорят, если в течение года не запустят комбинат, то народ начнет покидать Мариуполь. А для кого тогда мы сегодня ведём строительство и реконструкцию? Кто будет жить в городе, если нет работы? <…> [Важно] чтобы люди видели, что их родное предприятие начало работу. Это самый лучший мотиватор. Это будет означать перспективы для жизни», — приводит Царев слова жителей Мариуполя.
Минобороны РФ это никак не комментировало.
Как Мариуполь и Крым связывают железными дорогами с остальной Россией
В марте 2024 года президент Владимир Путин сообщил о восстановлении железнодорожного сообщения между Донецком и Мариуполем. Это стало возможно после того, как ВСУ оттеснили от Авдеевки, отметил в разговоре с «Украина.ру» политэкономист, глава аналитического бюро проекта «Сонар-2050» Иван Лизан. Он объяснил, что между Донецком и Ясиноватой железная дорога делает петлю, а из-за этого разрыва отправлять поезда на запад было нельзя.
«Наконец-то Донецк и Мариуполь связаны железнодорожным сообщением. Это прекрасная новость. Во-первых, это позволит сдвинуть с мертвой точки вопрос о приватизации государственных шахт в ДНР, которые сейчас прибывают в тяжелейшем кризисе», — отметил Лизан.
Политэкономист отметил очевидные преимущества восстановления железнодорожного сообщения. Угольная промышленность Донбасса позволит начать восстановление грузооборота Мариупольского порта, который на пике переправлял 15 млн тонн грузов в год (а сейчас не доходит и до 1,5 млн тонн).
Как объяснил экономист, сейчас железнорудное сырье из Днепрорудного в Запорожской области должно проехать через семь регионов России, чтобы попасть в Алчевск в ЛНР. После открытия новой ж/д ветки в обход Крыма руда сможет идти напрямую — с началом работы металлургических комбинатов в Мариуполе отпадет необходимость возить ее в ЛНР: Мариуполь вновь станет промышленным и портовым центром региона.
Железнодорожное сообщение в Донбассе находилось в полупарализованном состоянии с 2014 года. Из-за государственного переворота в Киеве и начала вооруженного конфликта экономика региона сильно отстала в развитии. Теперь каждая новая железнодорожная ветка открывает новые возможности для экономики новых регионов России.