Найти тему

Как я за 3 года выгорела на работе в школе

Фото из интернета  modasadovod.ru
Фото из интернета modasadovod.ru

Часто мы сталкиваемся с грубыми сотрудниками на кассе, на почте, в регистратуре и ещё много-много где. Иногда я думаю о таких женщинах: "Интересно, а в обычной жизни, дома они тоже такие же хамки?". В обычной жизни - это обычные милые, мягкие жены и мамы. Такими грубыми они становятся , придя на работу. Всему вина - профессиональное выгорание.

    

        Профессиональное выгорание — это состояние эмоционального, физического и умственного истощения, вызванное длительным стрессом и перегрузкой на работе. Оно проявляется в чувстве усталости, апатии, снижении продуктивности и удовлетворенности от работы. Основные признаки выгорания :

1. Хроническая усталость.

2. Снижение продуктивности и эффективности.

3. Отчуждение и цинизм по отношению к работе и коллегам.

4. Психологические проблемы, такие как депрессия и тревожность.

5. Физические симптомы, например, головные боли или проблемы со сном.

           По-моему, ответ понятный, и такое состояние знакомо многим женщинам. Особенно, если тебе уже за 45, работаешь не первый десяток лет на своей "любимой" работе. Многие работают десятилетия в одной профессии . Это прекрасно, преклоняюсь перед такими специалистами, уважаю их. Но только если они соответствуют психологической профпригодности.   Психологи--ческая профпригодность — это соответствие личных психологических характеристик и особенностей человека требованиям и условиям конкретной профессии. Она включает в себя несколько ключевых аспектов:

1. Личностные качества.

    Черты характера, такие как стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, коммуникабельность и ответственность, которые необходимы для данной профессии.

  

2. Когнитивные способности.

Уровень интеллекта, аналитические навыки, способность к обучению и решению проблем, важные для выполнения профессиональных задач.

3. Мотивация и интересы.

Степень вовлеченности и интерес к деятельности, что влияет на удовлетворение от работы и желание развиваться в данной области.

4. Эмоциональная готовность. Способность справляться с эмоциональными нагрузками и конфликтами, поддерживать адекватные межличностные отношения.

     Из этих качеств хочу выделить два наиболее важных - личностные и эмоциональную готовность. Потому что , по-моему, именно они влияют на профессиональное выгорание специалиста. Расскажу о своём небольшом опыте работы в школе и как влияет выгорание на учителей.

       Я имею диплом педагога. Так получилось, что по профессии не работала. До замужества была работа в другой сфере. Потом вышла замуж, родились дети. 2 девочки с разницей в возрасте 1 год 10 месяцев. Потом у нас был свой бизнес в течение 15 лет. Так пролетела молодость, в хлопотах и заботах.

          Детки подросли, закончили школу. Муж ИП закрыл и ушёл в онлайн деятельность. В душе всегда хотела работать в школе по профессии. И вот такая возможность, наконец-то, появилась. Я прошла курсы повышения квалификации и устроилась в школу.

Фото из интернета.  fmvolna.ru
Фото из интернета. fmvolna.ru

Сначала работала воспитателем ГПД. Мне нравилось. У нас был свой уголок. Руководство школы щедро выделило старый класс с полуразваленной мебелью. Он был страшный. Помню, как девочка заплакала, когда мы вошли туда в первый раз. Я в унылость не впала, украсила стены класса аппликациями, отмыла парты, выпросила деньги на покупку настольных игр. Перетащила мат из спортивного зала, чтобы дети могли поиграть на полу. Делали уроки, гуляли, занимались творчеством, играли в спортзале, проводили конкурсы, викторины. Дети до вечера под присмотром, родители довольны. Руководство хвалит. Мне нравилось возиться с детьми. Работала с удовольствием и с хорошим настроением.

       Через год  мне дали 1 класс.

Букет от родителей на день рождения.
Букет от родителей на день рождения.

Было тяжело. Школа большая, 5 параллельных 1 классов. Из них в 3 - новые учителя. Держались вместе всегда. Помогали друг другу. Наставника нет, всем до тебя нет вообще никакого дела. Сентябрь - это месяц самый сложный для классного руководителя. Нужно сдать большое количество данных по классу, по учебной программе. Собираешь информацию кому что сдать у соседей по кабинету. Завучам - главное, чтобы сдала в срок. Не сдала - твой косяк. В конце четверти сдаёшь бесконечные отчёты в 4 вариантах: в электронном журнале, гугл-таблице, на почту школы и ещё бумажный вариант на всякий разный случай. Питание школьников и ведение его в электронном дневнике -это вообще один сплошной стресс. Сам электронный дневник -это наказание и ужас.

        Но сил у меня много, энергии тоже. В голове много идей, желания работать с детьми. Постоянные различные мероприятия, субботники в виде подметания территории, чистки сугробов, регистрации то тут, то там - все делалось быстро и с лёгкостью. Отчёты разные всегда сдавала одной из первых. Руководство просит о чем-то -да, запросто, все будет сделано.

       Все изменилось на 3 год работы. Как только я вышла из отпуска. С первых же дней до самого конца августа мы откапывали забор, красили, стригли кусты. Занимались чем угодно, только не своей работой - подготовкой к учебному году. К 1 сентября все уже были изрядно уставшими морально и физически, с подпорченным настроением. И оно длилось весь год. Времени катастрофически не хватает: уходишь из дома в 6-40 утра, дорога, в 7-40 нужно быть на рабочем месте. Домой возвращаешься в 17-00. Проверку тетрадей и подготовку к урокам никто не отменял, это каждый день. 

           И от всего навалившегося тебе уже не радостно. Все чаще начинаешь жалеть себя. Начинаешь понимать, что за сущие копейки убивать свою нервную систему -это дорога в депрессию. Когда я принимала кабинет после предыдущей учительницы, в тумбочке стола нашла пачку экстракта пустырника. Тогда, помню, посмеялась и оставила на месте. Пригодился он мне не раз.

            Среди учителей очень много таких, которые кричат на детей, придираются постоянно и без причины. Много тех, кто ведёт уроки "на отвали". Много тех, у кого постоянно повышенное давление, болит голова, нет настроения. Это все выгорание. Освободите учителей от общественной работы, от части ненужной отчётности - он будет другим. Будет высыпаться, лучше подготовится к уроку, будет спокойным, уровновешанным. Дайте возможность заниматься любимым делом -давать знания детям.

Мои детки в библиотеке
Мои детки в библиотеке

Учителей угнетает не работа с детьми, а все, что идёт в нагрузку. У нас в школе зимой трактор снег сгребал с асфальта в огромные кучи. Весной эти горы мы, учителя, разгребали лопатами. Однажды после уроков и на последнем часе продленки мы вышли с детьми на прогулку. Я взяла лопату и начала скидывать снег. Потому что была пятница и каждый учитель должен был разбросать свою порцию снега. Пришёл папа за девочкой. Увидел меня на горе снега с лопатой в руках, оторопев, спросил: "А что Вы делаете?" . Я ответила: "Разгребаю снег. Вот такие мы универсальные люди - учителя". Весной уже , докидав снег, той же лопатой добивали лёд. Сам ведь он не растает. Чего учителям дома сидеть по субботам.

      Хватило меня ровно на 3 года. Все. Коллега с параллельного класса, педагог высшей категории , получала зарплату на 5 тысяч больше моей. 20 лет стажа. Постоянное давление, недомогание, головокружение - ежедневные спутники её жизни. Работа-дом. ВСЕ. Многие живут в ожидании пенсии по выслуге лет. Не знаю, что это такое, но для учителей - луч света в тёмном царстве. Мне это было неинтересно. Нельзя доводить себя из-за работы до состояния больной старушки. Чувствуешь, что устала, надоело, работа нервирует - уходи. Окружающие не виноваты в твоём выгорании. На твоё место придут другие, не уставшие.   Ты придёшь на чье-то место. И это нормально. Это жизнь.