Найти в Дзене
Горизонты

Лоуренс Аравийский и его "Семь столпов мудрости"

Оглавление
Перечитал «Семь столпов мудрости» Лоуренса Аравийского. Автор – личность легендарная. Арабы его чуть ли не боготворили, турки ненавидели и даже назначили цену за его голову. На западе о нём слагали легенды. В 1962 году о его деятельности Голливуд снял кинофильм, ставший не менее легендарным. Смерть Лоуренса привела к важным изменениям в правилах дорожного движения (!). А скандинавские металлисты (и не только) пишут о его личности песни. Так кто же он – Лоуренс Аравийский?

Лоуренс Аравийский
Лоуренс Аравийский

Начало

Томас Эдвард Лоуренс родился в Британии в 1888 году. С детства он увлекся историей и собирался связать с ней свою жизнь. Окончив с отличием Оксфорд, Лоуренс стал заниматься археологическими раскопками на Ближнем Востоке. Он вдоль и поперек изучил Сирию, побывал в Египте и много путешествовал по Аравии — все эти земли в начале XX века принадлежали Османской империи, (см. карту). Естественно, Лоуренс прекрасно знал арабский язык. А чтобы не вызывать лишних вопросов, да и просто для удобства он привык одеваться как местные жители.

Примерно в это время Лоуренс собирается написать книгу о семи главных города Востока. По его мнению, к таковым следовало относить Константинополь (ныне Стамбул), Смирну (ныне Измир), Бейрут, Алеппо, Дамаск, Каир и Медину. "Семь столпов мудрости" — именно такое название (как отсылку к Библии) Лоуренс придумал для книги, но она так и осталось ненаписанной. Началась Первая мировая война.

Ближний Восток в начале XX века. "Семь столпов мудрости" выделены красной рамкой
Ближний Восток в начале XX века. "Семь столпов мудрости" выделены красной рамкой

Первая мировая война

Уже в январе 1914 года Лоуренс по заданию британских вооруженных сил был отправлен в пустыню Негев для её изучения и картографирования. Англичанам было важно разведать этот район перед грядущей войной. Попутно Лоуренс занимался археологией региона.

А летом 1914 года началась мировая война. Лоуренс был зачислен в армию в звании лейтенанта. Как человека, тесно знакомого с арабской культурой, образом жизни и языком, его отправили в Бюро по арабским делам в Каире. Тут он занимался вопросами военной разведки.

Война в Европе быстро зашла в тупик, поэтому с конца 1914 года союзники по Антанте (Россия, Франция, Великобритания) считали возможным нанести поражение не Германии, а её более слабым союзникам, в частности — Турции. Для этого в 1915 году была организована Дарданелльская операция, британцы активизировали свои действия против турок в Египте и Месопотамии, а русские попытались это сделать на Кавказе. Также англичанами была предпринята попытка войти в контакт с шерифом Мекки и правителем Хиджаза Хусейном для того, чтобы поднять арабов на восстание против турок. Почему обратились к Хусейну? Он считался потомком самого Мухаммеда и был вторым человеком в исламском мире после турецкого султана.

Но Дарданелльская операция с треском провалилась, англичане в Египте не смогли пройти дальше Газы, а в Месопотамии вообще были окружены и разгромлены под Эль-Кутом (кстати, именно Лоуренса назначили вести переговоры о сдаче британских сил). Русские на Кавказе в связи с поражениями 1915 года в Европе также не смогли далеко продвинуться.

И только переговоры с Хусейном имели успех. Надо сказать, что арабы в Османской империи при младотурках испытывали национальное угнетение. И ещё до начала войны в Сирии и Месопотамии создавались различные арабские организации, которые выступали за освобождение арабов от турецкого владычества. Начавшаяся война только подстегнула эти настроения арабов. Между англичанами и шерифом Мекки начались переговоры, в результате которых:

  1. Шериф Хусейн согласился призвать арабов к восстанию;
  2. Англичане согласились это восстание спонсировать;
  3. Самое главное: по окончании войны Хусейну пообещали создать единое независимое арабское государство из тех арабских территорий, что контролировала Турция.
Шериф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими
Шериф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими

Арабское восстание

Итак, арабы подняли восстание в июне 1916 года. По большому счету это относилось только к арабам Аравийского полуострова, и то, далеко не всем. Поэтому очень быстро восстание захлебнулось. Для координации действий и любой другой помощи к арабам был отправлен Томас Лоуренс.

Шериф Хусейн был уже в довольно преклонном возрасте и лично восстанием не руководил. Этим занимались его сыновья: Абдулла, Али, Зейд и Фейсал. Именно Фейсал считался настоящим лидером восстания: его проповеди привлекали массы арабов, и он стал олицетворением арабской независимости. И именно при нём находился Лоуренс.

Фейсал (на переднем плане) и члены арабской делегации, 1919 год. Позади Фейсала справа стоит Лоуренс Аравийский
Фейсал (на переднем плане) и члены арабской делегации, 1919 год. Позади Фейсала справа стоит Лоуренс Аравийский

С первых же дней Лоуренс с головой погрузился в планирование и организацию общеарабского национального движения. Он также разрабатывал военные операции и лично принимал в них участие.

Одной из главных заслуг Лоуренса является то, что он смог убедить Фейсала отказаться от удара по Медине, где засели турки. Вместо этого он предложил направить силы на уничтожение турецких линий снабжения, в частности, Хиджазской железной дороги (см. карту). Это предопределило успех восстания. Кроме того, Лоуренс умело улаживал конфликты между различными арабскими племенами и активно вовлекал их в общую борьбу с турками.

Ближний Восток и Хиджазская железная дорога
Ближний Восток и Хиджазская железная дорога

Постепенно арабы подчинили себе побережье Красного моря и отрезали от него турок. Фактически, именно Лоуренс руководит их действиями. Серьёзным успехом стал захват Акабы летом 1917 года — главной турецкой крепости на Красном море. После этого действия арабов и Лоуренса были направлены на турецкие гарнизоны и города южной и восточной Сирии. Арабская Северная армия (таким было её наименование) становится, по сути, правым крылом британских сил, которые действовали в Палестине. В это время турки назначают награду за голову Лоуренса. Но это не спасло их от поражения. В начале 1918 года арабы серьёзно угрожают туркам в центральной Сирии, а Лоуренс уничтожает их узловые железнодорожные центры. Осенью, в то время как британцы продвигаются на север вдоль побережья Средиземного моря, Лоуренс и арабы входят в Дамаск — главный арабский город Ближнего Востока на тот момент. Вскоре Первая мировая война подошла к концу.

"Семь столпов мудрости"

Собственно тому, чем Лоуренс занимался у арабов и посвящена его книга. Она была написана в 1922 году на основе дневниковых записей, которые Лоуренс вёл в военные годы. Эта работа не имеет отношения к истории древних городов Востока. Название "Семь столпов мудрости" было оставлено в память о первой книге с таким названием.

Аннотация гласит: "Самое главное в книге — душа Аравии, которую Лоуренс прочувствовал и описал так, как это не удавалось ни одному из европейцев". С этим трудно не согласиться. Образ арабской пустыни, созданный Лоуренсом, завораживает. Просто почитайте эти строки:

"Песчинки были чистыми, отполированными и улавливали солнечные лучи, как крошечные бриллианты, отражая их с такой силой, что это быстро стало невыносимо для глаз. Я щурился как мог, пристраивал головной платок козырьком над глазами, стараясь защитить их и снизу, на манер забрала, чтобы хоть как-то уберечься от жгучего жара, сверкающими волнами поднимавшегося от раскалённого песка и хлеставшего меня по лицу. В восьми милях впереди высился гигантский пик Рудны, подножие которой тонуло в дрожавшей дымке испарений. Совсем близко поднимались горы Хасны, казалось, перегораживавшие нам путь. Справа от нас поднимался крутой кряж, зубчатый и узкий, как пила. Эти горы постепенно опускались в северном направлении, переходя в синеватый ряд небольших холмов с мягкими очертаниями, а за ними к господствовавшему над всем центральному массиву Джебель-Субха с его фантастическими шпилями поднимались неровной лестницей, ряд за рядом кряжи гор, в этот час казавшиеся красными в лучах низко повисшего солнца".

Красиво, не правда ли?

Лоуренс Аравийский в районе Акабы
Лоуренс Аравийский в районе Акабы

Описания арабов, их привычек, жизненных устоев — всё это занимает добрую часть книги. С особой любовью и трепетом Лоуренс описывает верблюдиц, на которых пересекал пустыни:

"Я отдал верблюдице остаток своей доли: после таких трудных переходов несчастное животное едва стояло на ногах от усталости и голода. Это была породистая верблюдица, подаренная Ибн Саудом из Неджда шерифу Хусейну, который, в свою очередь, прислал её в подарок Фейсалу, — великолепное животное, с ногами, отлично приспособленными для движения по холмам, и очень доброе".

Вообще, несмотря на то что Лоуренс вел войну, одним из главных лейтмотивов книги является милосердие и желание сберечь человеческие жизни. Не раз Лоуренс пишет об отвращении к насилию и смерти. Причем, ему одинаково жаль, как арабов, так и турок. Очень часто в книге описываются ситуации, когда арабы могут напасть и одержать победу над турками. Но Лоуренс этого не допускает, ибо такая атака может привести к большому числу жертв:

"Это был хороший шанс. Но я участвовал в игре, где ставкой были человеческие жизни, и, как обычно, нашёл эту цену слишком высокой".

Значит, пишет автор далее, нужно искать иные пути достижения цели. Таким путём, например, может стать подрыв железнодорожных путей и поездов. Одних только ж/д мостов при участии Лоуренса было подорвано около 79! Описание партизанской войны в условиях пустыни — это другая сторона книги. Рейды на железные дороги, уничтожение поездов, обстрелы ж/д станций — всего этого тут полно. Лоуренс пишет увлекательно и красочно. Но при этом не устает жаловаться на то, что вся эта деятельность не для него. И дело не в том, что он получил более 32 ранений. Он не раз просил перевода на другую службу, но всё время получал отказ. Лишь после взятия Дамаска генерал Алленби перевёл Лоуренса обратно в Каир.

Дело в том, что Лоуренс всецело выступал за независимость арабов и считал их достойными иметь собственное государство. В этом и заключалась проблема — британское правительство, не смотря на обещания, не собиралось давать свободу арабам. Подтверждением этого было соглашение Сайкса-Пико, подписанное англичанами, французами и русскими весной 1916 года ещё до начала Арабского восстания. Соглашение делило турецкие владения между странами победительницами по окончании войны. Ближний Восток по этому договору отходил к Великобритании и Франции. Тем более, что в Месопотамии и Сирии уже были обнаружены залежи нефти, значение которой выросло в ходе войны. Отпускать арабов никто не хотел.

И Лоуренс знал это. Тем не менее, он вынужден был врать. Конечно, арабские руководители восстания не раз интересовались у Лоуренса, сдержит ли Англия своё обещание. Лоуренс это гарантировал, хотя и переживал из-за обмана. Ближе к концу книги он пишет:

"Мною вдруг овладела тоска по родине, живо высветившая мою бесприютную жизнь изгнанника среди этих арабов, чьи высшие идеи я эксплуатировал, превращая их любовь к свободе всего лишь в ещё одно орудие, способствовавшее победе Англии.

И далее:

"Здесь, в Аравии, я торговал своей порядочностью ради блага Англии".

И ещё:

"Я горько раскаивался в том, что дал вовлечь себя в движение, и этой горечи хватило с лихвой, чтобы отравлять мои свободные часы".

Точнее и не скажешь. На этом кончается книга. Алленби отпускает Лоуренса, и Лоуренс осознает, насколько он несчастен и одинок. Позже Уинстон Черчилль скажет:

"Он очень терзался, видя, что наше правительство откровенно использует его арабских друзей и союзников".

Уже после войны, Лоуренс участвовал в работе Версальской и других конференций, где активно выступал за предоставление полной независимости арабским государствам, которых на тот момент было уже несколько. Но его призывы услышаны не были.

Т. Э. Лоуренс и У. Черчилль на Каирской конференции, по итогам которой номинальное руководство Ираком и Иорданией было предоставлено сыновьям шерифа Мекки — Фейсалу и Абдулле,1921 г.
Т. Э. Лоуренс и У. Черчилль на Каирской конференции, по итогам которой номинальное руководство Ираком и Иорданией было предоставлено сыновьям шерифа Мекки — Фейсалу и Абдулле,1921 г.

Лоуренс буквально вложил душу в книгу, которая описывает душу Аравии. Этим она и берёт. Не знаю, смог ли я достаточно точно описать, почему эта книга так меня привлекает, но "Семь столпов мудрости" точно вошли бы в топ-5 моих любимых книг, если бы я его составил.

Легенда

Лоуренс и его мотоцикл "Brough Superior SS100"
Лоуренс и его мотоцикл "Brough Superior SS100"

После войны Лоуренс отказался от всех военных наград и постарался уйти в тень. Он ненавидел свою популярность. СМИ постоянно писали о нём, превознося как одного из героев Первой мировой. А он настолько не хотел шумихи вокруг себя, что вступил в Королевские ВВС под фальшивой фамилией. Но пресса и тут его нашла. Причина отвращения к такой известности в том, что Лоуренс героем себя не считал. Он полагал, что предал арабских союзников и не смог сдержать данных обещаний. Поэтому он переживал глубокое чувство вины и называл себя неудачником.

В дальнейшем Лоуренс продолжил тихую и незаметную службу. Попутно он писал книги. В 1932 году им был опубликован собственный перевод "Одиссеи" Гомера.

Томас Эдвард Лоуренс любил мотоциклы и скорость. В 1935 году он не справился с управлением и попал в аварию, получив серьёзную черепно-мозговую травму. Через несколько дней он скончался.

У. Черчилль — близкий друг Лоуренса — так высказался о его гибели:

"Эта потеря стала большим горем для нас. Этот человек был отмечен печатью гения, что сразу становилось очевидно всем, хотя природа его гениальности оставалась непостижима. И в молодости, в период головокружительных приключений, и в более зрелые годы, когда Лоуренс устранился от дел и отошел в тень, он неизменно завладевал сердцами и умами всех, кому выпадала удача с ним встретиться. Всякий, кто имел с ним дело, чувствовал, что общается с необыкновенной личностью, обладающей безмерным потенциалом и огромной силой воли".

Трагедия оказала влияние на правила дорожного движения: после этой аварии англичане стали разрабатывать и внедрять мотоциклетные шлемы.

Наследие

Количество упоминаний Лоуренса Аравийского в массовой культуре сосчитать невозможно. От Остапа Бендера у Ильфа и Петрова до андроида Дэвида у Ридли Скотта — несть им числа. Лоуренса Аравийского можно встретить в фильмах, сериалах, книгах, компьютерных и настольных играх. Назову лишь основное.

В 1962 году режиссёр Дэвид Лин по мотивам "Семи столпов мудрости" снял фильм "Лоуренс Аравийский" с Питером О'Тулом в главной роли. Лента получила 7 "Оскаров" и тоже стала легендарной. Например, режиссёр Стивен Спилберг ("Список Шиндлера", "Парк Юрского периода", "Спасти рядового Райана" и др.), съёмки каждого своего фильма начинает с просмотра "Лоуренса Аравийского". Влияние фильма прослеживается в таких кинолентах как "Звездные войны: Эпизод IV", "Дюна" (все фильмы), "Прометей", "Безумный Макс: Дорога ярости" и другие. Так что, если не хотите читать книгу, посмотрите хотя бы фильм.

Питер О'Тулл в роли Лоуренса Аравийского
Питер О'Тулл в роли Лоуренса Аравийского

А не хотите смотреть кино, послушайте музыку, на создание которой повлияла книга Лоуренса Аравийского:

  1. Рок-группа Camel в 1999 выпустила концептуальный альбом, который был посвящен теме Аравии и путешествий через пустыни. Одна из песен альбома так и называется — Lawrence.
  2. Шведские металлисты из группы Sabaton в 2019 выпустили целый альбом о Первой мировой. Среди многих песен там нашлась и такая — Seven Pillars of Wisdom.

Также Лоуренса можно встретить в компьютерной игре "Battlefield 1". А на обложку коробки с настольной игрой о событиях Первой мировой войны на Ближнем Востоке авторы поместили лицо этого героя.

Настольная игра (варгейм) "Pursuit of Glory"
Настольная игра (варгейм) "Pursuit of Glory"

Человек продолжает жить до тех пор, пока о нём помнят. Так что Лоуренс Аравийский до сих пор с нами. Его подвиги не дают покоя современным исследователям. Его образ до сих пор остается привлекательным. Образ человека, бредущего верхом на верблюде через песчаные барханы ради далекой и, казалось бы, недостижимой цели. Трагедия Лоуренса заключается в том, что он этой цели достиг, но так и не обрел счастья.

"Сущность пустыни открывается, когда едешь по ней в одиночестве, как сын дороги, отрешившийся от всего мира," - Лоуренс Аравийский.

Одна из самых знаменитых фотографий Лоуренса Аравийского
Одна из самых знаменитых фотографий Лоуренса Аравийского

Источники и литература:

  • Ергин Д. Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 944 с.
  • Копылов К.Ю. Первая война за иракскую нефть. Месопотамский театр Первой мировой. - СПб.: Питер, 2022. - 352 с.
  • Лоуренс Аравийский. Семь столпов мудрости; пер. с англ. Г. Карпинского. - М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2015. - 672 с.
  • Медведев Д.Л. Уинстон Черчилль. Против течения. Оратор. Историк. Публицист. 1929-1939. - М.: РИПОЛ классик, 2020. - 720 с.
  • Роган Ю. Арабы. История. XVI-XXI вв.; пер. с англ. И Евстигнеевой. - М.: Альпина нон-фикшн, 2020. - 769 с.
  • Роган Ю. Падение Османской империи: Первая мировая война на Ближнем Востоке, 1914–1920 гг.; пер. с англ. И Евстигнеевой. - М.: Альпина нон-фикшн, 2021. - 560 с.
  • Черчилль У. Никогда не сдаваться! Лучшие речи Черчилля; пер. с англ. С. Чернина. - М.: Альпина нон-фикшн, 2018. - 644 с.