Святой Грааль, кто не слышал о нем! Трудно найти более знаменитую и таинственную христианскую реликвию. О тайне Грааля, говорят 800 лет, а она и по сей день, как новая, будоражит воображение все новых и новых поколений людей. На Святом Граале замешана история альбигойцев и тамплиеров, замка Монсегюр и короля Артура. Сотни лет персонажи различных произведений ищут и ищут Чашу Грааля!
Однако параллельно этой материалистической версии издавна существует и другая, аллегорическая. Согласно ей многие исследователи старались приравнять Грааль в символическом плане к Святой Деве Марии! Эта версия имеет простое и логическое толкование: до рождения Мария содержала Христа в своем чреве; следовательно, Грааль является символом Марии. (Развитием этой версии стал бестселлер последних лет от Дэна Брауна «Код Давинчи», здесь Святой Грааль – лоно Марии Магдалины, невесты Христа). Вот эта та версия, как оказалось, и имеет прямое отношение к русской истории. Дело в том, что некоторые авторы в своих исследованиях приходят к выводу - о тождестве Грааля и библейского Ковчега Завета...
Ковчег Завета – самая знаковая реликвия Ветхого Завета. Он упоминается более двухсот раз в Библии. С ним связаны крупные события в библейской истории евреев. Это и исход из Египта, и взятие Иерихона и строительство Храма. Но Ковчег неожиданно исчезает со страниц Ветхого Завета в эпоху царя Соломона. Исследователи считают, что в этом и заключается подлинная историческая загадка: исчезает религиозная святыня, но факт этот окружен полным молчанием. Однако следы исчезнувшего со страниц Библии Ковчега, неожиданно обнаруживаются в… эфиопском национальном эпосе – Кебра Нагаст (Слава Царей)! Именно этот эпос и сопутствующие ему легенды эфиопов позволили мне ранее (1) высказать предположение, проливающее, как кажется, свет на эту загадку.
«Чаша» – это основная, долгое время, трактовка понятия Грааль. Восходит оно к апокрифу, хоть и записанному в Евангелиях, гласящему о том, что Иосиф Аримафейский выпросил у Пилата тело распятого Христа. Получив тело, Иосиф завернул его в плащаницу и положил в пещере. И вот тут, некоторые авторы добавляют, что Иосиф взяв чашу из которой пил Спаситель в свой последний вечер, собрал в неё кровь тела Господа и с этой реликвией ходил по свету, проповедуя христианство. Обладатель заветной чаши получал бессмертие и вечную молодость. С тех пор многие мечтают найти эту чашу. Апофеозом развития этой версии Грааля можно назвать великолепный голливудский фильм «Искатели утерянного ковчега», с не превзойденным Харрисом Фордом в главной роли.
Напомню, что эфиопский эпос рассказывает историю царицы Македы (по Библии царицы Савской), описывает ее путешествие в Иерусалим к царю Соломону. Рассказывает об интимной связи между ними и рождении у царицы сына, о путешествии, выросшего сына, к отцу и похищении им в Иерусалиме Ковчега Завета.
В своей первой книге, я попытался вывести и доказать тождество между Царем Соломоном и русским царем Алексеем Михайловичем Романовым, между царицей Савской и шведской королевой Кристиной Ваза. Шведская королева отреклась от трона и совершила тайное путешествие по Европе. Во время этого путешествия она нанесла визит в Россию, в Москву к русскому царю Алексею Михайловичу. Это путешествие в последствии было засекречено. В кортеже сопровождения Кристины была и чернокожая фаворитка из Эфиопии – Македа. У нее-то и родился от русского царя, сын Менелик. По-видимому сын Менелика, остался известен в русской истории под именем Абрам Петрович Ганнибал.
Сам Менелик, достигнув 22 лет, отправляется в Иерусалим на встречу со своим отцом. Пробыв у отца несколько месяцев, он принимает решение вернуться домой в Эфиопию. Огорченный отец решает отправить с сыном старших отпрысков высшей знати страны. Вместе с ними, едет их прислуга и охрана. А если верить эфиопским легендам, с Менеликом ушли и строители Иерусалима (!), причем это они потом построили величественные храмы Абиссинии. Это, повидимому, те самые знаменитые итальянцы построившие Московский Кремль и бесследно исчезнувшие из русской истории. Согласно КН, сыновья первой знати, перед отъездом, крадут из Храма Ковчег Завета. Уйдя от погони, караван Менелика успешно возвращается на родину. С тех пор, считается, что Ковчег находится в Эфиопии, в древней столице – Аксуме, в часовне храма Марии Сионской. Видеть его нельзя, а раз в год, на праздник Тимкан, выносят его копию...
Так что же представляет собой Ковчег Завета, что ищут столько веков исследователи со всего мира? В основе всей информации о Ковчеге, лежит его описание помещенное в Библии. Согласно этому описанию, Ковчег завета, представлял собой деревянный ящик в длину 2,5 локтя (примерно 1,25 м), 1,5 (примерно 0,75 м) локтя в высоту и в ширину 1,5 локтя. Внутри и снаружи он был обложен чистым золотом и украшен двумя крылатыми фигурками херувимов, стоящими лицом к лицу по краям тяжелой золотой крышки.
Библейский текст упоминает КЗ более 200 раз, в большинстве случаев, где присутствует его описание, оно соответствует приведенному выше. Но несколько иное представление о нем дает текст эфиопского эпоса. Автор(ы) эпоса цитирует многочисленные фрагменты из Ветхого Завета, символически отождествляя Ковчег Завета с Девой Марией. При таком уподоблении, Святой Грааль и КЗ становятся тождественны. Именно к такому выводу приходят многие авторы, в том числе и Г.Хенкок, посвятивший много лет своей жизни поискам этой святыни в Эфиопии. «…Мне показалось весьма знаменательным, что и ковчег, и Грааль — внешне столь разные — тем не менее сравниваются неоднократно с одним и тем же библейским персонажем и абсолютно одинаковым образом. Если Мария — и «живой ковчег», и «живой Грааль», размышлял я, тогда это наводит на мысль, что два священных предмета могут и не быть очень уж разными и что они даже могут быть одной и той же вещью». (3) Читая эфиопский эпос, только утверждаешься в правоте такого заключения. На протяжении всего текста, Ковчег отождествляется с Сионом и иначе чем в женском роде не упоминается (4):
«…небесный Сион (небесную Сион)следует почитать подобным Марии, Матери Искупителя. Ибо в Сион(е), что возведен (построена), помещены Десять Слов Закона, написанных рукою Его, и Сам Он, Создатель, пребывал у Марии в утробе, и через Него все стало быть».
"…Давайте же не допустим, чтобы причина другая - ненависть родичей наших - печаль доставляла нам, но воспечалимся (мы) о Сион(е), Госпоже нашей, ибо нас принуждают покинуть ее. Из-за нее и из-за этого больше приходится плакать нам. И отвечали другие и говорили им: "Истинно есть Госпожа она наша и наша надежда, и основание гордости нашей, и возросли мы под сенью ее благословенности. И как же (воз)можно покинуть Сион нам, госпожу нашу? Ибо мы отданы ей. И что же нам делать? Если же мы воспротивимся приказанью, царь нас убьет, да и не можем мы преступить слово отцов наших и приказанье царя. И что же нам делать с Сион(ом), Госпожой нашей?"
«…Что же, давайте возьмем [вместе с нами] Госпожу нашу Сион; но как возьмем мы ее? Я разъясню вам. Исполните замысел мой и, если Бог пожелает, сумеем мы взять Госпожу нашу с нами. И то, что прознают о наших делах, и убьют нас, пусть это нас не тревожит, ибо умрем мы (тогда) за Госпожу Сион».
«…И вот, это есть Госпожа наша, Мать наша и спасение наше, крепость наша и укрытие наше, слава наша и гавань спасения нашего, для тех, кто полагается на него (т.е. ковчег»).
«…Восстань же, Сион, и облачись в свою силу, и завоюй врагов твоих, и дай силу нам, наша царица (т.е. Сион - Ковчег)».
«…И отвечала она и сказала ему: "Сын твой унес Сион, Госпожу твою, сын твой, которого ты породил, кто происходит от рода чужого, с которым тебе Бог не дозволил вступление в брак, то есть от женщины эфиопской, которая цвета не твоего, и не родственна стране твоей, и которая, того более, черная (есть)».
Оценивая выше приведенные цитаты склоняешся к мысли, что есть только один предмет культового поклонения верующих, к которому полностью применим весь пафос библейского и эфиопского текстов. Это ИКОНА Богородицы…
И это подтверждает, как мне кажется, и само слово Грааль. Если посмотреть значение слова Грааль в мифологическом словаре, то кроме прочего читаем:
...Генезис легенд о Г. вызывает в науке 19-20вв. много споров. Спорна сама этимология слова «Г.»: Sangreal – переосмысление от Sang real– «истинная кровь» (подразумевается кровь Хтиста), Gradalis – от Cratalem (грч.нрατήр- большой сосуд для смешения вина с водой), Gradalis – от Graduale (церковное песнопение), Graal –от ирл. Cryol– «корзина изобилия» и т.д. (5)
Между тем, мне этимология этого слова представляется несколько иначе. Как и в случае со словом Христос1, Грааль очевидно состоит из двух слов Гра+аль, где приставка «аль» (возможно преднамеренно поставлена в конец слова) и иногда переводимая как «святой». А «Гра» - это сокращенное от французского „gravure”– гравюра! Тогда это просто «святая гравюра» или «святое изображение», полный латинский аналог греческого понятия «ИКОНА», чем по сути и является Ковчег Завета.
Итак, Соломон строит Храм для Ковчега. В первой книге, в главе посвященной Храму Соломона, я отождествил его с Успенским Собором Московского Кремля. Последний был построен (вопреки официальной версии) царем Алексеем Михайловичем в 1649-1656 годах. Сегодня не существует старинных графических изображений Кремля показывающих его в современном виде до времен Алексея Михайловича. Зато есть карты изображающие его совершенно в ином виде. Как, например, на карте Москвы 1638 года («ПЛАН МЕРИАНА» ).
1 Христос=Хр(л)ис+Тос=Хелиос+Теос=Солнце Бог
Если посмотреть на историю событий связанными с Успенским собором в этот промежуток времени, то видно, что в первой трети 17-го века идут постоянно аварийные работы в соборе, где стены и купол грозят обвалиться. Нам сообщается, что в 1645 году в соборе коронуется царь Алексей, затем тишина до 1652-го года, когда по инициативе Алексея Михайловича происходит перенос мощей святых мучеников из разных мест в Успенский собор. В начале 1652 года переносятся мощи митрополита Филиппа с Соловков, и гробы патриарха Иова из Старицы и патриарха Гермогенаиз Чудова монастыря. В 1653 году были предприняты обширные работы по капитальному ремонту иконостаса (капитальный ремонт сродни созданию нового). С этого же года начинается череда дарственных вкладов в собор. Так в этом же году царь принес в дар Успенскому собору серебряное в 2 пуда блюдо и ведро, с которым он сам ходил на Иордан и черпал им только что освященную воду. Он же пожертвовал золотые, украшенные жемчугом священно-служительские облачения и пелену к Владимирской Богоматери. Царица Наталья Кирилловна пожертвовала громадное евангелие, оправленное массивным золотом и разнообразными драгоценными камнями. Боярин Морозов, пожертвовал огромное паникадило в 60 пуд. Царь повелел перенести из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор царицино место. Одновременно Никон подновил патриаршее место.
Согласно библейскому тексту Храм строился 7 лет, то есть в нашем случае с 1649 по 1655 год (начал строиться на четвертый год царствования). С этим временем связано появление в Москве Влахерснской иконы Богоматери. Относительно даты привоза иконы в литературе имеются разночтения. Но все они удовлетворяют рассматриваемой здесь версии. Согласно одной из них: «...2 октября 1653 года св. икона прибыла в Москву. Только через год кончились все переговоры и протосингел получил за нее двести рублей. 17 октября 1654 года произошла торжественная встреча св. Влахернской иконы Богоматери вместе с честной главой св. Григория Богослова, прибывшей в Москву еще в сентябре 1652 года. В этот день «Государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руссии и святейший Никон патриарх Московский и всея Руссии встречал чудотворную икону Пресвятыя Богородицы и главу Григория Богослова на Лобном месте со кресты». На другой день, 18 октября, по случаю прихода в Москву чудотворного образа во дворце было большое торжество. «Праздновал Государь принесение чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы. И того дни ел у Государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси святейший Никон патриарх Московский и всея Руссии, а стол был по передней палате, а у стола велел Государь быть боярам и окольничим всем без мест». (6)
Из данного сюжета можно предположить, что прибывшую икону в 1653 году еще невозможно было поместить в собор в котором шли отделочные работы (в это время «обновлялся» иконостас), как невозможно было ранее поместить в собор и голову Григория Богослова. Такая возможность появляется только к концу 1654 года. Праздник по случаю водворения иконы в собор, соответствует и торжеству описанному в библейском тексте.
Здесь не достает информации об каких-либо деяний с Владимирской иконой в этот период. Тем не менее косвенные свидетельства о существовании таковых мы находим в образе другой иконы. Так объективным подтверждением рассматриваемой версии является знаменитая икона 1668 года работы Симона Ушакова «Насаждение древа государства Российского». На этой уникальной иконе, мы видим кремлевскую стену, а за ней единственный храм, главный храм России – Успенский собор (он же Храм Соломона) из него вырастает раскидистое дерево на ветвях которого размещены медальоны с образами святых, а в центре большой медальон с Владимирской Иконой. Согласно библейскому тексту Храм Соломона строился для главной святыни евреев – Ковчега Завета. Так же и Успенский собор строился для главной святыни Руси – Владимирской Иконы Божьей Матери!
Эта икона "Владимирской Богоматери"изображает становление русской государственности в равной мере, как библейский сюжет постройки Храма и помещение в него Ковчега, означал становление государственности евреев. В библейском смысле сюжет иконы можно трактовать так – царь Соломон (Алексей Михайлович изображенный в низу иконы) построил Храм (Успенский собор) и поместил в него Ковчег Завета (Владимирскую икону Богоматери). Кстати, историки предпочитают не задаваться вопросом – почему иконописец не изобразил на иконе Ивана III, якобы основателя Собора и поместившего туда эту икону (по версии трад. истории), а увековечил Алексея Михайловича. На иконе так же изображены: у подножия собора князь Иван Калита - собиратель русских земель и митрополит Петр – духовный основатель храма. Они сажают древо русского государства. На ветвях его размещены медальоны с портретами всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. (Внизу, на Кремлевской стене, стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором.).
Итак мы определили, что постройка Успенского собора и помещение в него Владимирской иконы Богоматери соответствует во многом библейскому описанию соответствующих деяний царя Соломона.
Сравним теперь описание библейского Ковчега с образом православной иконы.
- Ковчег был деревянный, из дерева ситтим (якобы акация).Но и иконы православные пишут на деревянных досках, разных пород деревьев.
- Он был "обложен" снаружи и изнутри "чистым золотом" и вверху украшен золотым венцом. Наиболее чтимые православные иконы имеют золотой или серебряный оклад, а некоторые обильно украшены драгоценными камнями.
- Внизу, по продольным сторонам ковчега, к стенкам его было прикреплено по два золотых кольца, в которые продевались шесты, также сделанные из дерева "ситтим" и обитые золотом. Крупные иконы, да если еще в ковчегах, весят не мало. Во время крестных ходов их носят на специальных носилках с шестами по нескольку человек. Для этих целей на некоторых иконах закреплялись специальные кольца. Есть еще особый вид икон называемый хоругвей, их носят на шестах. Хоругви и шесты к ним, являются неотъемлемым атрибутом православного храма.
Учебник по православию для верующих (7)почти на прямую приравнивает КЗ, из приведенных фрагментов Библии, с понятием Иконы. «Святые иконы берут свое начало в Священной истории Ветхого Завета. И применительно к ветхозаветным событиям традиционное их наименование – образ. Сам Святой Дух был творителем нерукотворных небесных образов. Господь явил Моисею с небес святилище Свое – образ скинии, ковчег и херувимов и строго повелел ему сделать подобные рукотворные святыни по виду и по образу показанных небесных образцов (Исх. 25). Творцом первых рукотворных образов стал Моисей, который сотворил их по образцу, данному Богом».
Отметим, что Ковчегу Библия приписывает всевозможные чудеса, равно как и святым иконам приписывается чудодейственная сила.
Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди К.З. как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок (Чис 10:33).
Сходные свойства, согласно приданиям, проявили практически все русские иконы которые сами определяли направления движения и места, где они «хотели» остаться. Такова история и главной русской святыне - Владимирской Иконы Божьей Матери… Когда князь Андрей Юрьевич Боголюбский отправляясь из Киева в Северо-Восточную Русь, решил взять чудотворную святыню с собой, то при подъезде к городу Владимиру кони, запряженные в сани с чудотворной иконой, остановились, и никакой силой невозможно было заставить их сдвинуться с места. Тем самым Божья Матерь указала, где ей угодно было пребывать. На этом месте позднее построили Боголюбовский замок.
К.З. носили вокруг Иерихона, перед тем как евреи овладели городом (Нав 6:4-12).
Это действия соответствуют в христианской традиции Крестному ходу (КХ). Даже в учебнике вопросов и ответов по православию, дается толкование КХ через этот ветхозаветный сюжет. «Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.
Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта во обетованную землю; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого последовало чудесное разделение реки Иордана; торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа; а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном.» (Там же)
«Так как кольца располагались внизу, во время переноски ковчег возвышался над головами несущих.»()
Иосиф Флавий несколько иначе описывает шесты на которых переносился КЗ. В частности он пишет, что они располагались крестом. Сегодня такой картины во время крестного хода не увидишь, но вот еще в конце 19-го века это было возможно. Илья Репин на своем полотне «Крестный ход в Курской губернии» увековечил перенос ковчега с иконой Курская Коренная. Как видим здесь крестообразные носилки, а сам ковчег во многом соответствует библейскому описанию, с той только разницей, что стоит вертикально.
Читая библейские тексты с упоминанием КЗ, порой испытываешь ощущение, что схожие сюжеты прямо списаны с русских летописей. Таков, например сюжет из Первой книге Царств (глава 4, последний судья - пророк самуил)
3.И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших.
4.И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес.
5.И когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала.
6.И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан.
7.И устрашились Филистимляне, ибо сказали: Бог тот пришел к ним в стан. И сказали: горе нам! ибо не бывало подобного ни вчера, ни третьего дня;
8.горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это - тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне;
В этом тексте просматривается аналогия с сюжетом присутствующем сразу в нескольких летописях. Так, в 1395 году к московским пределам подошла армия грозного завоевателя Востока Тамерлана (Темир Аксака). Великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел к Коломне и встал на берегу Оки. Все войско с князем стало усердно молиться Богу и Пресвятой Богородице. Князь повелел, чтобы из Владимира доставили икону Богородицы. Вокруг Москвы прошли крестные ходы, сопровождаемые толпами народа; впереди несли чудотворный лик Богоматери Владимирской. И о чудо: « в тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлану было видение. Во сне он увидел великую гору, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в воздухе в лучезарном сиянии — Дева неописуемого величия, окруженная армией ангелов с пламенными мечами. Тамерлан в ужасе проснулся и после совета с военачальниками велел полчищам повернуть вспять». (10)
В 1451 году к Москве подступил новый враг, ногайский царевич Мазовша. «Он уже стал разорять и жечь предместья, когда святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города. Жители Москвы самоотверженно сражались с врагом. Но утром они увидели, что под стенами уже нет врага: ночью по неизвестной причине он бежал от Москвы. Как потом выяснилось, враги услышали вдали шум и подумали, что это великий князь, собравший многочисленное войско, пришел на выручку Москве. Великий князь Василий III поспешил в церковь и на коленях со слезами благодарил Небесную Заступницу.»(там же)
Аналогичное событие происходит и тридцать лет спустя, получившее собственное название в русской истории – стояние на Угре. Осень 1480 года, хан Ахмат подошел к московским пределам и стал по левую сторону реки Угра. Русские войска московского князя Иоанна III встали на другом берегу. Это противостояние закончилось уходом татар с поля боя. В Сказании говориться, что Великий Князь Иван Васильевич: «…посла в Володимир по чудотворную икону Пресвятыя Богородици, и повеле ея принести второе на Москву, в заступление царствующему граду Москве и всеа Российской земли». (Там же) Так, Владимирская икона вновь защитила Москву.
Подведем некоторые итоги и представим их в виде сравнительной таблицы.
Литература
Часть 2
2008г