В фильмографии этого актёра не так много главных ролей, но каждая из них яркая и запоминающаяся. Например, его роль Романа Борисовича Буйносова в фильме "Юность Петра" или Михайла Ломоносова в "Дыме Отечества". Однако, даже в небольших ролях Михаил Зимин играл так, что невозможно не обратить на него внимание. Например, его роль директора школы в фильме "Доживём до понедельника" или профессора Тихомирова в фильме "Москва слезам не верит". Он отдавал своей профессии все силы и был беззаветно влюблен в нее, но однажды что-то сломалось.
Михаил Зимин родился в 1930 году в простой рабочей семье в Нижнем Новгороде. Он всегда видел перед собой пример отца, который каждое утро вставал "по гудку" и отправлялся на завод. Сам Михаил, получив аттестат зрелости, устроился работать слесарем, но вскоре решил изменить свою жизнь и поступил в Горьковское театральное училище.
Кажется, желание стать актёром всегда было в нем, но он не спешил признаваться в этом даже самому себе. После окончания училища Михаил Зимин был принят в труппу Горьковского театра драмы, но отработал там всего один сезон. Актёру хотелось большего, и он отправился в столицу, чтобы покорить ее. Он поступил на третий курс школы-студии МХАТ и через два года впервые вышел на сцену Московского Художественного театра.
В 1957 году после уговоров своей жены Светланы Мизери актёр перешёл в "Студию молодых актёров" к Олегу Ефремову.Ей казалось, что быть у истоков создания театра (в то время создавался знаменитый "Современник") было очень увлекательно, но позже и Михаил Зимин, и Светлана Мизери полностью разочаровались в Олеге Ефремове как руководителе. Михаил Николаевич продержался на новом месте всего год, после чего вернулся в родной МХАТ.
Он был безгранично предан своему делу и получал огромное удовольствие от всего, что ему приходилось делать на сцене или на съемочной площадке. Возможно, именно поэтому его роли отличались особой душевностью. И сегодня можно смотреть на сыгранные им роли и удивляться широте его актерского таланта, его способности придавать каждому своему персонажу объемный характер.
Хотя сегодняшние зрители не могут увидеть, как Михаил Зимин работал на сцене, сохранились записи его телеспектаклей, в которых он играл: "Равняется четырем Франциям", "Мертвые души", "Любовь Яровая", "Село Степанчиково и его обитатели", "Цветы запоздалые" и другие. В кино, где он дебютировал в 1959 году, он играл людей с сильным характером. Образы, созданные им, были яркими, сильными и запоминающимися.
Актер выбирал своих спутниц жизни из числа коллег. Первой была Светлана Мизери, с которой Михаил Николаевич прожил немного больше десяти лет.
В этом браке у них родилась дочь Маша. Малышке было всего два года, когда супруги разошлись, но актер никогда не забывал о дочери и поддерживал теплые отношения с бывшей женой до конца своих дней.Как отметила Светлана Мизери, они развелись потому, что они оба чувствовали, что сделали все, что нужно было в их браке. Кстати, их дочь Мария Зимина последовала по стопам своих родителей, она окончила Щепкинское училище и в 2001 году получила звание Заслуженной артистки России.
Актер познакомился со своей второй женой, Светланой Семендяевой, в МХАТе, куда она пришла сразу после окончания ГИТИСа. Вся труппа наблюдала за развитием этого служебного романа, и, кажется, все восхищались этой потрясающей парой. В 1967 году они поженились, а через год у них родился сын Михаил, названный в честь отца. Он выбрал профессию журналиста и работал в этой сфере, но позже перешел в рекламный бизнес.
Актер был очень разносторонним человеком, он много читал и обожал готовить. Все, кто знал Михаила Николаевича, удивлялись тому, как он превращал обычное приготовление пищи в искусство. Можно было наблюдать часами, как он готовил, и по одним только восторженным отзывам близких и друзей можно было судить о том, что получалось у него в результате.
Михаил Зимин также очень любил воду. В 1960-х годах он часто отправлялся с друзьями в походы на байдарках, а в 1970-х сам собрал яхту на базе яхт-клуба. С тех пор актер много путешествовал на ней с семьей и друзьями. Однако, главной страстью всей его жизни оставался театр.
Возможно, именно поэтому Михаил Николаевич так тяжело переживал распад своего родного МХАТа. Естественно, он остался в труппе, которую возглавила Татьяна Доронина, так как у него не сложились отношения с Олегом Ефремовым еще со времен создания "Современника". После разделения МХАТа Михаил Зимин долгое время не мог избавиться от мысли о том, что разрушили его весь мир. Однако он старался не показывать никому, насколько для него эта ситуация была болезненной. Он продолжал активно работать, но количество ролей у него становилось все меньше. Ходили слухи, что актер даже начал злоупотреблять алкоголем.
В 1991 году у Михаила Зимина была диагностирована аневризма легкого. Он прошел операцию, но безуспешно. 1 июля 1991 года ему было присвоено звание Народного артиста СССР, а за два дня до наступления нового, 1992 года, его сердце перестало биться. Однако он почти до последнего дня старался работать, даже преодолевая боль, он ходил на репетиции спектакля "Белые розы, розовые слоны" в театре "Сопричастность", который создали его бывшая жена Светлана Мизери и ее третий муж Игорь Сиренко.