Найти в Дзене
MorotSport93

Краткая история автомобильного спорта.

Автоспорт представляет собой технический вид спорта, который включает в себя все виды соревнований на различных типах автотранспортных средств. Речь идёт о гоночных, грузовых, серийных, спортивных и других автомобилях. Одни соревнования могут отличаться от других способом проведения, дистанцией, классом автомобилей. Класс автотранспортного средства определяется по объёму цилиндров в двигателе, по собственному весу авто и по элементам конструкции. Все критерии и признаки, по которым классифицируются автомобили, используемые для участия в автоспорте, указаны в Международном спортивном кодексе.  В настоящее время существует множество различных подвидов автомобильного спорта, каждый из которых имеет собственные правила и положения. Соревнования могут быть на скорость прохождения трассы, экономичность, надёжность, проходимость и так далее. Большинство мировых чемпионатов по автомобильным гонкам проводятся под эгидой Международной автомобильной федерации, ФИА (фр. FIA — Federation Internatio

Автоспорт представляет собой технический вид спорта, который включает в себя все виды соревнований на различных типах автотранспортных средств. Речь идёт о гоночных, грузовых, серийных, спортивных и других автомобилях. Одни соревнования могут отличаться от других способом проведения, дистанцией, классом автомобилей. Класс автотранспортного средства определяется по объёму цилиндров в двигателе, по собственному весу авто и по элементам конструкции. Все критерии и признаки, по которым классифицируются автомобили, используемые для участия в автоспорте, указаны в Международном спортивном кодексе. 

Лада 2105 VFTS «Ралли».
Лада 2105 VFTS «Ралли».

В настоящее время существует множество различных подвидов автомобильного спорта, каждый из которых имеет собственные правила и положения. Соревнования могут быть на скорость прохождения трассы, экономичность, надёжность, проходимость и так далее. Большинство мировых чемпионатов по автомобильным гонкам проводятся под эгидой Международной автомобильной федерации, ФИА (фр. FIA — Federation Internationale de L’Automobile), которая была основана в 1904 году.

Впервые словом «автомобиль» назвал свою паровую повозку выдающийся французский инженер-механик Кюньон в 1769г. Модель первого в мире механического экипажа с февраля 1800г. хранится в национальном музее искусств и ремесел в Париже. 1885 год принято считать годом создания автомобиля, а его изобретателями - немецких инженеров Г.Даймлера и К.Бенца.

Benz Patent-Motorwagen. Запатентованный первый автомобиль.
Benz Patent-Motorwagen. Запатентованный первый автомобиль.
Классифицировать виды автомобильных соревнований можно по типам трасс, на которых проводятся состязания, по особенностям гоночной техники, по особенностям спортивного регламента и т. д.

Первая организованная гонка между двумя самоходными экипажами по заданному маршруту —

30 августа 1867 года в 4:30 утра на северо-западе Англии состоялась первая организованная гонка между двумя самоходными экипажами по заданному маршруту. Она проходила между Эштон-андер-Лайн и Олд-Траффорд, Манчестер, расстояние между которыми составляло восемь миль. Победил экипаж Айзека Уатта Болтона, один из шести, которые, по его словам, он водил на протяжении многих лет, возможно, управляемый его 22-летним сыном Джеймсом У. Соревнование проходило между экипажем Дэниела Адамсона, вероятно, тем, который был изготовлен для мистера Шмидта и, возможно, управлялся самим мистером Шмидтом. В отчетах не указано, кто был за рулем, поскольку оба нарушали закон о красном флаге, действовавший в то время в полной мере. Экипаж Болтона был создан на основе списанного легкого железнодорожного вагона Джона Бриджа Адамса. Это были паровые экипажи на твердом топливе. Это событие и подробности о транспортных средствах были опубликованы в современной прессе The Engineer и в книгах Флетчера.

Законодательное собрание штата Висконсин в 1875 году приняло закон, предусматривающий существенное денежное вознаграждение за участие в первой автомобильной гонке в США, которая состоялась 16 июля 1878 года на дистанции 200 миль от Грин-Бей до Эпплтона, Ошкоша, Уотертауна, Форт-Аткинсона и Джейнсвилла, а затем повернула на север и закончилась в Мэдисоне. В ней приняли участие только двое: из Ошкоша и Грин-Бей (машины назывались по месту их происхождения). Это подробно описано и проиллюстрировано в книге «Великая гонка 1878 года» Ричарда Бэкуса, «Коллекционер ферм», май/июнь 2004 г.

Обычно считается, что первая американская автомобильная гонка состоялась в День благодарения Chicago Times-Herald гонка от 28 ноября 1895 года. Освещение события в прессе впервые вызвало значительный интерес американцев к автомобилям. Трасса протяженностью 54,36 мили (87,48 км) пролегала от южной части города на север вдоль берега озера до Эванстона, штат Иллинойс, и обратно. Фрэнк Дурья выиграл гонку за 7 часов 53 минуты, опередив остальных пятерых участников.

Международное соревнование между странами, а не между отдельными участниками, началось с Кубка Гордона Беннета по автогонкам.

  • Первое автомобильное соревнование —
Le Petit Journal, выпуск от 19 декабря 1893 года.
Le Petit Journal, выпуск от 19 декабря 1893 года.

Датой начала истории автомобильного спорта можно назвать 1894 год. В конце 1893 года (19 декабря) издатель парижской газеты «Le Petit Journal» Пьер Жиффар объявил о проведении первой автомобильной гонки (до этого, в 1887 году, прошёл конкурс «колясок, передвигающихся без посторонней помощи» с одним единственным участником). Её старт был назначен на 22 июля 1894 года. Участвующие «безлошадные экипажи» должны были преодолеть дистанцию в 126 км от Парижа до Руана менее чем за восемь с половиной часов. Критерий победы выглядел довольно расплывчато: первый приз в 5000 франков должен был достаться экипажу, который продемонстрирует «наилучшую комбинацию безопасности, экономии и удобства в управлении». Заявки на участие изначально подали 102 претендента с самыми разнообразными конструкциями, среди которых были автомобили, приводимые в движение паром, керосином, бензином и электричеством. Интересный факт, в технической комиссии гонки был представитель Российской империи — Пётр Климентьевич Энгельмейер, на тот момент работавший преподавателем Императорского Московского технического училища.

Ипполит Панар выступающий под №13 на автомобиле Panhard-Levasso.
Ипполит Панар выступающий под №13 на автомобиле Panhard-Levasso.
Альбер де Дион на своём De Dion–Bouton под №4.
Альбер де Дион на своём De Dion–Bouton под №4.

После проведения входного технического контроля число участников резко сократилось: их осталось всего 25. 19 Июля прошли предварительные испытания, и гонку оставили ещё четыре экипажа. В назначенный день, 22 июля, гонке был дан старт: 21 автомобиль, уходя на дистанцию с 30-секундным интервалом, покинул Париж. Лидером практически сразу же стал маркиз Альбер де Дион на паровом автомобиле «Де Дион-Бутон». Первый участок трассы завершался в Манте, до которого добралось большинство участников, и, после перерыва на отдых, они вновь ушли на дистанцию. В итоге, все 13 стартовавших «Пежо» и «Панар-Левассор» достигли Руана, причём 12 из них уложились в отведённый срок. Из семи стартовавших паровых автомобилей добраться до финиша смогли только три.

Жорж-Альбер Лемэтр выступающий под №65 на своем Peugeot.
Жорж-Альбер Лемэтр выступающий под №65 на своем Peugeot.

После того, как судейская коллегия исследовала финишировавшие автомобили, она присудила первый приз автомобилям «Пежо» и «Панар-Левассор» совместно (оснащённым двигателями «Даймлер» мощностью в 3—4 л. с.). Паровые автомобили «Де Дион-Бутон», фактически преодолевшие дистанцию за меньшее время (их средняя скорость составила 17 км/ч), судьи сочли слишком громоздкими, тем самым отказав в праве получения первого приза.

Эмиль Роже, выступающий под №85 на автомобиле Benz.
Эмиль Роже, выступающий под №85 на автомобиле Benz.

Вместе с тем, принято считать, что первые в истории настоящие автогонки прошли по маршруту Париж-Бордо-Париж (дистанция в 1200 км) в 1895 году. Соревнование прошло под эгидой специально созданного для этого Автомобильного клуба Франции, существующего и по сей день. Предполагалось, что участники должны будут преодолеть эту дистанцию за 100 часов, но в реальности её победитель, Левассор на «Панар-Левассор», прошёл её за 48 часов и 48 минут (средняя скорость в 24,14 км/ч). Интересно, что на этой гонке впервые появился автомобиль с пневматическими шинами. Выступал на нём сам автор идеи, Андре Мишлен. По всему маршруту он расставил огромное число сервисных точек, но в итоге ему пришлось менять шины столь часто, что он попросту не уложился в отведённое время.

  • Развитие автоспорта –

Примерно в те же годы подобного рода состязания прошли в Германии, Италии, Соединённых Штатах Америки и в Великобритании. Причём в последнем случае соревнование прошло фактически случайно. В 1896 году был наконец-то отменён «Закон о красном флаге» (он был принят в 1865 году, и по нему требовалось следующее: в каждом автомобиле должно сидеть два водителя, двигаться автомобиль мог не быстрее 4 миль в час, и перед автомобилем обязательно должен был следовать человек с красным флажком). По поводу столь радостного события и был проведён спонтанный автопробег из Лондона в Брайтон. Естественно, без каких-либо призов или победителей.

Уже с первых соревнований автомобильный спорт начал обретать достаточно четкие организационные формы. В 1895г. был учрежден первый автомобильный клуб - Автомобильный клуб Франции (АКФ). В 1897г. в Германии открылось «Центрально-Европейское общество автомобилистов». В США 13 предприимчивых автоспортсмена основали в 1899г. «Автомобильный клуб Америки». Стали возникать автоклубы и общества в других странах, чему способствовал стремительный рост популярности автогонок. Переломным моментом в истории автомобильного спорта стали гонки Париж-Мадрид, которые состоялись в 1903г. В результате возросших скоростей (свыше 100 км/ч) было много несчастных случаев. В результате вышло правительственное распоряжение об окончании этих гонок в г.Бордо и следственная комиссия, назначенная парламентом для выяснения причин несчастных случаев, пришла к единодушному мнению, что гонки между городами представляют собой опасную форму состязаний. Начиная с 1903г. все дорожные гонки проводятся по замкнутым маршрутам ограниченной длины, закрытым для постороннего движения.

  • История России —

Последние автогонки между городами в нашей стране состоялись в 1956г. между Москвой и Минском. В России первый автомобиль появился в 1891г. на улицах Одессы. Это был «Бенц» с мотором мощностью 1,5 л.с. Тогда слово «автомобиль» не было общепринято, а имело название «самоход», «самокат», «автопер», «автогон», «мотор», «механический экипаж» и другие. Подразумевались под этими названиями 2-3-4 колесные «безлошадные экипажи» с двигателем внутреннего сгорания. В 1898г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано около трех десятков «моторов». Первый русский автомобиль был построен Яковлевым Е.А. и Фрезе П.А. в мае 1896г. в Санкт-Петербурге. Предпосылкой создания первого русского автомобиля послужила Колумбовая международная выставка в Чикаго в 1893г., на которой Яковлев и Фрезе, познакомившись с первыми образцами автомобилей, решили построить у себя на родине автомобиль.

Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе напротив главного павильона нижегородской выставки.
Первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе напротив главного павильона нижегородской выставки.

В дореволюционной России рекорды скорости на автомобиле отмечались на каждом из соревнований в популярных тогда гонках на одну версту (равна 1066м). Первый из них зафиксирован в 1902г. - 42,5 верст/час (45,3 км/ч); абсолютный мировой рекорд скорости автомобиля в эти годы составил 124 км/ч. Высокие результаты были достигнуты 14 мая 1913г. в гонках на 1 версту, организованные Санкт-Петербургским Автомобиль - Клубом, где немецкий гонщик Хернер на мощном «Бенц» показал абсолютно лучший результат 202,0км/ч. Эти достижения стали рекордами дореволюционной России по автоспорту. В дореволюционной период в России действовало более 20 спортивно-общественных организаций по автомотоспорту, а первый в России автомобильный клуб был основан 20 марта 1900г. - «Московский клуб автомобилистов». Клуб оформлял разрешение на право езды по Москве, явился организатором стоверстной гонки в Москве, а члены клуба принимали деятельное участие во многих мероприятиях, связанных с автоспортом. Осенью 1911г. Клуб начал расстановку первых дорожных знаков, вначале по Петербургскому шоссе до деревни Безбородково, а потом по другим шоссейным дорогам Московской губернии.

В 1904г. родилось Российское автомобильное общество (РАО), которое поставило своей задачей развитие и пропаганду автомобилизации, организацию спортивных соревнований на автомобилях и мотоциклах и т.п. Началом активной международной автомобильной жизни в России стал 1907г., когда в Санкт-Петербурге прошла первая автомобильная выставка и приуроченная к ней автогонка Москва - Санкт-Петербург. Через Россию пролегали маршруты марафонских автопробегов, типа «Нью-Йорк - Париж» (1908г.). В 1912г. успешно финишировали на первых международных ралли в Монако и Сан-Себастьян российские экипажи на «Руссо-Балтах». В 1913 и 1914г.г. состоялись первые международные кольцевые гонки «Большого Приза Санкт-Петербурга».

Автомобильный спорт в России стал выходить на международный уровень, однако 1-я Мировая война и особенно последующая смена социально-общественной жизни страны прервали темп развития отечественного автомобильного спорта по сравнению с другими странами Европы и Америки. Первые после революции гонки (Петроград-Псков-Петроград-533км), состоявшиеся в 1922г., ознаменовали наступление новой эпохи в развитии отечественного автомобильного спорта. Победителем тех первых автогонок стал М.Мякинин. А в 1924г. впервые под Москвой был разыгран чемпионат Российской Федерации. 1 ноября 1924г. был собран первый советский автомобиль на московском заводе АМО (завод им.И.А.Лихачева). Все массовые автомобильные соревнования и пробеги стали проводиться только на автомобилях отечественного производства.

Первый советский гоночный автомобиль ЦАМК-ГАЗ, 1937г.
Первый советский гоночный автомобиль ЦАМК-ГАЗ, 1937г.

Развитие массовости автомобильного спорта тормозилось из-за отсутствия специальных трасс. В предвоенные годы у нас в стране появилось много выдающихся гонщиков: Л.Пельцер, Н.Титов, А.Понизовскин, Г.Цветков, А.Лаврентьев и другие. Послевоенный период в развитии автоспорта характерен исключительной динамичностью форм автомобильных соревнований, отмиранием одних и быстрым развитием других видов соревнований. Впервые в стране был налажен мелкосерийный выпуск гоночных, кроссовых (багги), специально подготовленных серийных автомобилей и микроавтомобилей (картов). Высокий уровень спортивного мастерства советских автогонщиков, показавших выдающиеся результаты в наиболее трудных зарубежных соревнованиях, укрепил международный авторитет советского автоспорта.

Триумфальными были для советских гонщиков выступления в авто ралли-марафонах Лондон-Сидней и Лондон-Мехико. Среди 53 финишировавших в 1968г. на Австралийском континенте экипажей, прошедших свыше 16 тыс км, оказались все четыре советских экипажа («Москвич-412»). Календарь международных соревнований только по ралли в 1980г. включая участие советских спортсменов в 14 международных встречах. По основным видам соревнований по автоспорту проводятся ежегодные официальные Чемпионаты мира и Европы, а также национальные чемпионаты, первенства и Кубки. Всегда стояли особняком в программе Чемпионата мира - ралли «Сафари». Необычный контроль времени, автомобили и гонщики, которых на европейских этапах никто в глаза не видел, специфика трассы - все это давно сделало атмосферу состязаний донельзя экзотической и несколько загадочной. Автомобильный спорт был и остается катализатором прогресса в автомобильной промышленности и многосторонней сферой деятельности людей, включая рекламу и бизнес.

Первые специально построенные гоночные трассы —

Первым регулярным местом проведения автогонок была Ницца, Франция, которая прошла в конце марта 1897 года в рамках "Недели скорости". Чтобы заполнить расписание, здесь было придумано большинство типов гоночных соревнований, включая первое восхождение на холм (Ницца – La Turbie) и спринт, который по духу был первой дрэг-гонкой.

Гоночные трассы :

  1. Асперндейлский ипподром, расположенный в Австралии, был первой в мире специально построенной гоночной трассой для автомобилей, открывшейся в январе 1906 года. Трасса в форме груши была длиной около мили, с небольшим уклоном и гравийным покрытием из дробленого цемента.
  2. Бруклэндс, расположенный в графстве Суррей, был первым специально построенным для автогонок треком с виражами, открывшимся в июне 1907 года. Он представлял собой бетонную трассу длиной 4,43 км (2,75 мили) с крутыми поворотами. Бруклэндс также был центром авиационной промышленности: компания Виккерс построила там завод и аэродром во время Первой мировой войны. Гоночная трасса была закрыта в 1939 году, когда началось производство военных самолетов. Ущерб, нанесенный треку во время Второй мировой войны, означал, что трасса больше никогда не открывалась для проведения гонок.
  3. Милуоки-Майл - это второй по возрасту автодром в мире, на котором до сих пор проводятся гонки, начиная с 1903 года. Однако изначально он не предназначался для автогонок. В 19 веке он был построен как ипподром длиной в одну милю (1,6 км) для проведения конных скачек. Первая кольцевая автомобильная гонка была проведена 7 сентября 1896 года в Наррагансеттском рысистом парке в Крэнстоне, Род-Айленд, и в ней победил электромобиль, созданный Riker Electric Vehicle Company.
  4. Ноксвилльская гоночная трасса в Ноксвилле, штат Айова, является старейшим местом проведения гонок и одним из самых престижных в Соединенных Штатах. Она была построена в конце 1800-х годов на ярмарочной площади округа Мэрион в штате Айова. Она была построена для проведения скачек, так же как и Милуокская миля. Хотя санкционированные гонки не проводились до 1914 года, одна автомобильная гонка была проведена в 1901 году. Гонка была неудачной из-за ветра, но в 1961 году Рой Роббинс выиграл первую Ноксвилльскую Национальную гонку. Сейчас Национальные гонки санкционированы Всемирной ассоциацией гонщиков.
  5. С 1903 по 1914 год на острове Бруно, расположенном к югу от Питтсбурга на реке Огайо, проходила гоночная трасса длиной в одну милю по грунтовому покрытию. В 1905 году Луи Шевроле выиграл гонку на автомобиле AAA Champion. 10 сентября 1907 года Рекс Райнерстен погиб в результате аварии на этой трассе. В 1916 году Шевроле выиграл первый приз Universal Films Trophy на гоночной трассе Юнионтаун Спидвей в Хопвуде, штат Пенсильвания.
  6. Соревнование постепенно распространилось на другие части Британской империи. Первое соревнование в Индии было организовано в 1905 году Автомобильным союзом Западной Индии. Оно проходило от Дели до Мумбаи (Дели-Бомбейские испытания 1905 года) на расстоянии 810 миль (1300 км) в попытке познакомить Индию с автомобилями и проверить их пригодность для индийских условий. Лорд Керзон, вице-король, дал согласие на проведение этого мероприятия.
  7. Одной из старейших в США гоночных трасс, специально построенных для проведения автомобильных гонок, которая используется до сих пор, является 2,5-мильная (4,02 км) трасса Индианаполис Мотор Спидвей в Спидвей, Индиана, построенная в период с марта по август 1909 года, когда она впервые была открыта для проведения гонок. Это крупнейшее спортивное сооружение в мире, способное вместить более 257 000 зрителей. Старейшей в США овальной трассой с асфальтовым покрытием является Томпсон Спидвей Моторспортс Парк в Томпсон, Коннектикут, когда-то известный как «Индианаполис Востока».

Парижский художник Эрнест Монто и его жена Маргарита, Маргаритка, как они ласково называли друг друга, скрупулезно задокументировали стремительно меняющийся облик моторизованного транспорта в Европе. Они выпустили большое количество плакатов и гравюр, изданных Mabileau et Cie, посвященных автомобильным гонкам, самолетам, дирижаблям и скоростным катерам. Эти изображения стали ценным вкладом в историю транспорта, особенно в его гоночный аспект.

Артур Дюре на Lorraine-Dietrich, работа художника Эрнеста Монто (1907).
Артур Дюре на Lorraine-Dietrich, работа художника Эрнеста Монто (1907).

Если заинтересовало, подпишись, здесь будет море информации про мир авто. Я буду очень признателен)

Смотри канал так-же в телеграмм.