Найти тему
Sputnik Латвия

Cовладелец шпротного завода застыдил коллег за торговлю с РФ

Шпроты, которые потеряли свое место на российском рынке © Sputnik
Шпроты, которые потеряли свое место на российском рынке © Sputnik

Совладелец рыбоперерабатывающего предприятия Karavela Андрис Бите в эфире TV3 заявил, что ему стыдно за латвийских предпринимателей, которые продолжают торговать с РФ и Беларусью, а сам он прибыли предпочел "мораль".

"С началом военных действий на Украине мы прекратили контакты с Россией и Беларусью. Сейчас покупать там сырье было бы очень выгодно, но мораль выше экономики", - утверждает Бите.

Прдприниматель не стал отрицать, что российский рынок очень важен для латвийской экономики в целом и его профильной отрасли в частности.

"Наша отрасль много лет сотрудничала с Россией. Это был самый большой рынок. Там мы заработали первые большие деньги", - припомнил Бите.

"Моралист" Бите © CC BY-SA 2.0 / Reinis Inkēns
"Моралист" Бите © CC BY-SA 2.0 / Reinis Inkēns

Вместе с тем он уверяет, что давно позаботился о переориентации бизнеса на другие рынки.

"Когда мы поняли, что зависимость от единственного рынка может стать нашим могильщиком, начали работать со всем остальным миром. Поняли, что шпроты едят повсюду в мире, только назвать надо по-другому. Переименовали шпроты в сардины - и бизнес теперь идет", - поделился опытом предприниматель.

При этом Бите посетовал, что француза так просто не "научишь" есть латвийские шпроты, и заводу пришлось адаптировать продукцию к пожеланиям потребителя.

Реванш не удался

Напомним, предприятие Karavela, совладельцем которого является Бите, стало единственным, кому в конце 2017 года Россельхознадзор разрешил возобновить поставки шпрот в Россию. Летом 2015 года российский регулятор запретил поставки консервированных шпрот из Латвии из-за системных нарушений, выявленных в ходе инспекций, а также в связи с наличием в продукции канцерогенного вещества бензопирена.

В цеху рыбоперерабатывающего предприятия Karavela © Youtube / Screenshot: LIAALatvia
В цеху рыбоперерабатывающего предприятия Karavela © Youtube / Screenshot: LIAALatvia

Бите тогда остался недоволен результатами возвращения на российский рынок. За 2018 год компании удалось продать в РФ меньше 3% всего объема своей продукции - даже с эксклюзивным правом ввоза. Оказалось, что российский рынок успел переформатироваться и перестал нуждаться в импортных шпротах.

Тогда предприятие решило зайти в узкий сегмент рынка - продукция Karavela стала позиционироваться в России как дорогие шпроты высокого качества.

"Совсем отказываться от продажи шпрот в России мы, конечно, не намерены, это было бы глупо", - пояснял тогда директор отдела маркетинга Karavela Янис Энделе.
Энделе понимал, что терять российский рынок глупо © Sputnik / Тимур Селиванов
Энделе понимал, что терять российский рынок глупо © Sputnik / Тимур Селиванов

При этом сам Бите в интервью Би-Би-Си жаловался, что производить консервы для российского рынка практически некому, потому в Латвии крайне сложно найти рабочую силу.

"Наше производство - это сырость, запах… Наши люди уже не хотят так работать", - говорил бизнесмен.

В итоге компания продала странам Таможенного союза, по оценке Бите, в 50 раз меньше банок консервов, чем они могли бы "переварить". Неудачный опыт побудил руководство Karavela заявить, что компания не хочет быть "советским колхозом" и делает ставку на продажу своей продукции под брендами европейских торговых сетей и новыми товарными знаками.