Проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице иеромонаха Игнатия (Шестакова)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня Евангельская история, которую мы слышали, дает нам прекрасный повод и возможность порассуждать о нашей духовной жизни и о жизни Церкви и всего человечества. Евангелист Матфей повествует, как Господь исцеляет расслабленного. Об этом событии немного по-другому писали и другие евангелисты, но хочется обратить внимание на несколько важных вещей и порассуждать о них.
Ко Господу принесли человека расслабленного на постели его друзья, которые поверили в то, что Этот Учитель и Спаситель мира может ему помочь. Он же, увидев расслабленного, сказал: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9: 2), что вызвало недоумение у фарисеев и учителей иудейских, которые были свидетелями этого исцеления.
Святитель Григорий Палама говорит не только о том, какое значение имела вера тех людей, которые принесли этого расслабленного. Действительно, ведь евангелист Матфей, описывая это событие, говорит, что вера друзей сыграла огромную роль в том, что тот человек получил исцеление. Григорий Палама в своих рассуждениях возносится еще выше, он видит под этим расслабленным целое человечество и в первую очередь язычников. А те люди, которые принесли этого расслабленного, – это апостолы, первые ученики Христовы, а наипаче евангелисты, то есть все те, кто особо потрудился вместе со Христом и после Его отшествия для умножения веры. Это те самые люди, которые приносят уже следующее поколение человечества, уже новый народ, новый плод ко Христу, язычников, которые пребывали в расслаблении, в сладострастии, в параличе духовном. Они, благодаря этим подвижникам, апостолам, исцеляются и становятся членами Церкви.
В этом смысле эта история очень близка и понятна нам, людям, живущим на Руси, потому что если взять нашу историю и историю нашей встречи со Христом, то она как раз была очень похожа на то, как это видел Григорий Палама. Мы восприняли веру Христову намного позже, чем это сделали не то что апостолы, но и другие народы, которые географически жили ближе к месту, где прошла земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Мы недавно праздновали день Крещения Руси, и в этом смысле сегодняшнее евангельское чтение еще раз нас возвращает к этому событию, к его глубокому и духовному пониманию. Действительно, мы, как и другие народы, лежали в некоем страстном расслаблении на своем одре, и благодаря труду наших предшественников, в первую очередь святых апостолов, учеников Христовых, евангелистов, к моменту Крещения Руси уже произошла, как говорят, кодификация Священного Писания, потому что все Евангелия уже были написаны и переведены на несколько языков.
Вот они и были теми самыми подвижниками, которые принесли нас на этом одре расслабления ко Христу, и Господь, видя не только нашу веру, еще слабую, во мгле пребывающую, но и их веру, умилосердился и привел нас к познанию истины.
Мы не часто обращаем внимание на образ постели, на которой принесли расслабленного. Кровать, постель – это место, где, как правило, рождается человек и где он умирает. Кровать – это очень важное место. Когда мы заболеваем, мы ложимся в кровать, и врачи не позволяют нам вставать. У каждого из нас, живущего на земле, была самая замечательная и надежная постель – утроба нашей матери.
Человеку, когда он исцеляется, Господь говорит: «Возьми одр свой и иди в дом свой». В какой дом? Какой дом для нас свой? В первую очередь Церковь – это наш дом. И вот мы исцеляемся, становимся новыми людьми и берем с собой всю нашу жизнь. Ведь если у человека есть какое-то имущество: машины, квартиры, дома, то что для него важнее всего, если отсекать это имущество? И это у него забрали, и другое, и в конце концов для него очень важным окажется его постель. Раньше заключенные постель носили с собой, потому что если ты не сможешь нормально спать, не можешь прилечь, когда ты заболел или устал, то никакие богатства этого мира тебе не будут нужны.
И человек берет свою постель и идет в дом свой, то есть идет в храм, взяв собой все самое важное, свою жизнь и источник жизни. Человек приходит и остается там, если, конечно, он не становится предателем и не забывает о Христе, как о Нем забыли девять прокаженных – эту историю мы тоже помним, так тоже часто бывает.
И Господь говорит человеку исцеленному: «Дерзай, чадо!» Это очень важно. Мы, став христианами, наконец поняли, что такое христианство, что такое Церковь. Нам нужно обязательно помнить об этих словах Христа: «Дерзай, чадо».
Нужно особое дерзновение для нашего спасения и исцеления нашей души, и это дерзновение – такое же, какое было у апостолов – имеет огромную силу для того, чтобы исцелить и наших ближних, чтобы Господь, увидев уже нашу веру, исцелил еще кого-то рядом. Вот настолько важно нам задуматься над своей христианской жизнью и над тем, насколько мы дерзновенны в исповедании своей веры и решимости следовать за Христом.
Об этом нам сегодня прекрасно напоминает и апостольское чтение, которое относится в буквальном смысле слова ко всем социальным группам, ко всем служениям, ко всем людям. Если учитель – учительствуй, если пророк – пророчествуй, занимайся милосердием с любовью. Если у тебя власть, то властвуй с дерзновением, с тем, чтобы смотреть на эту власть не как на источник личного обогащения или издевательства над ближним, тешения своей гордыни, а как на служение, как на то, что Господь тебе дает особую власть и возможность послужить Ему и ближнему.
Читая Священное Писание, мы каждый раз узнаем что-то новое, и, казалось бы, уже читали многажды, и снова открываешь Евангелие, и как будто все снова. И снова и снова мы находим что-то, что дает ответы на вопросы, которые возникают у нас в жизни. Будем с дерзновением служить Христу, будем людьми, которые любят Священное Писание и знают его, и будем теми людьми, которые обладают такой верой, благодаря которой Господь исцелит любого расслабленного. Аминь.