Здравствуйте, дорогие читатели!
Меня зовут Кеслер Илона, я — Директор по маркетингу Первого ОФД. В этой серии статей я делюсь своей и экспертизой компании в части открытия бизнеса в разных нишах. В этой статье расскажу о том, как выбрать направление продуктового магазина, чтобы попасть в тренды.
Пару слов о Первом ОФД
Мы помогаем предпринимателям закрывать под ключ задачи, связанные с кассами, товарным учетом, аналитикой, электронным документооборотом, обязательной маркировкой.
Но основной наш продукт - это сервис передачи фискальных данных (ОФД).
Данные, с которыми работает ОФД, охватывают всю информацию о продажах, произведенных через кассы и отраженных в кассовых чеках.
Первый ОФД ежедневно передает в ФНС более 30 млн. чеков с 495 000 касс из торговых точек по всей России.
Таким образом наша аналитика основана на 20% всех продаж российского ритейла (включая Крым).
Эти данные мы используем в обезличенном виде для анализа потребительского поведения и определения трендов покупок во всех товарных категориях.
Накопленная аналитика и большой опыт работы с ритейлерами разных товарных категорий дают нам достаточную экспертизу, которой мы готовы делиться с предпринимателями, в том числе начинающими.
В связи с этим Первый ОФД запустил спецпроект: серию статей, полезных для тех, кто открывает бизнес в разных нишах ритейла.
-
Сфера продуктов питания будет развиваться, несмотря ни на что, а текущий рост спроса на качественные и свежие продукты только подстегнет развитие ниши. Люди никогда не перестанут покупать продукты, поэтому бизнес в этой сфере может быть очень прибыльным.
Однако, просто поставить ларек возле дома и ждать клиентов — недостаточно. Для успешного старта нужно изучить конкурентов, потребителей, определить формат торговли и следовать плану, который в идеале сделать заранее. Ниже я подробно разберу процесс открытия продуктового магазина: от предстартового сбора аналитики до маркетинга и масштабирования. Также поговорим про санитарные разрешения, фискализацию и маркировку товаров.
Анализ рынка и выбор ниши
В любых нишах с высокой конкуренцией для начала главное — «занишеваться». То есть сфокусироваться на одной группе потребителей и дать им хороший продукт. Поскольку вкусы покупателей часто меняются, ваши продукты могут вполне из «узконишевых» перейти в «жизненно-необходимые для многих людей». Чтобы правильно выбрать направление торговли, нужно понимать текущие тренды на рынке. Это поможет предсказать предпочтения людей и ускорит масштабирование.
Ниже я подготовила ключевые тренды торговли продуктами 2024 года:
- Тренд 1. Варианты замены привычных продуктов «ЗОЖными» аналогами
Из-за этой тенденции многие бренды начали выпускать более здоровые продукты на замену «вредностям»: например, сладости без добавления сахара, фитнес-хлеб, протеиновые печенья и мороженое. Также становятся популярными товары для укрепления иммунитета и восстановления недостатка витаминов, линейки индивидуализированного питания и так далее.
Стремительную популярность набирают следующие виды продуктов:
- Для укрепления иммунитета с имбирем, куркумой, лимоном и другими растениями;
- Витамины, минералы, пробиотики;
- Продукты, направленные на улучшение настроения, борьбу со стрессом и улучшение сна.
Во всех крупных продуктовых магазинах есть отдельные стенды с надписью «Здоровое питание». Количество магазинов, специализирующихся на здоровом питании, также постоянно растет.
Как сообщают Forbes, по данным «Яндекс Лавки», за год количество заказов из категории «Здоровый образ жизни» выросло почти на 70%. У «Самоката» рост похожий: спрос на продукты для здорового питания с начала года повысился на 69% по сравнению с прошлым аналогичным периодом.
- Тренд 2. Забота об экологии и прозрачность производства
В нише продуктов забота об экологии проявляется так:
- Продукты животного происхождения заменяются веганскими;
- Покупатели чаще изучают упаковку, способ производства и отдают предпочтение экологически чистым товарам;
- Появился отдельный тренд на фермерские товары, которые производятся в ограниченном объеме в том же регионе, где и продаются, без использования вредных технологий.
Также вы можете воспользоваться специальными сервисами по аналитике продуктов разных рынков. Например, продажи.рф - сервис, который использует данные Первого ОФД для аналитики различных товаров.
- Тренд 3: Замороженные продукты
Я думаю, вы заметили, как много замороженных продуктов в последнее время появилось в магазинах. Продуктовые сети по всей России закупают больше камер заморозки и расширяют ассортимент. А некоторые магазины открываются специально под заморозку.
Ниже прикрепляю прогноз объема рынка замороженных полуфабрикатов до 2026 года от РБК:
Источник: https://marketing.rbc.ru/articles/14017/
Россияне начали закупать больше замороженных продуктов на 5,4% процента за последние несколько лет. В будущем подобный рост продолжится.
Возможно, это знак открыть магазин замороженных продуктов и поймать восходящий тренд.
Тренд 4: Экономия
Покупательская способность в последнее время неустойчива, качественные продукты дорожают, поэтому многие потребители начали выбирать дешевые аналоги привычных товаров. По этой причине повышаются продажи СТМ-продуктов, т.е. собственных торговых марок различных розничных сетей, например, «Каждый день» или «Красная цена». Себестоимость таких продуктов гораздо ниже за счёт меньших трат на маркетинг и дистрибуцию, поэтому и конечная цена в магазине ниже аналогов от других производителей.
На этот же тренд указывает то, с каким темпом растут сети-дискаунтеры: «Светофор», «Доброцен» и другие. Просто посмотрите на график роста открытых точек Светофора. Возможно, стоит задуматься об открытии магазина-дискаунтера в качестве первой торговой точки. Но сразу должна предупредить, что конкурировать с большими сетями в цене закупки и добиться такой же стоимости товаров, как больших дискаунтеров, будет тяжело. Но если выбрать правильный регион, расположение магазина, ассортимент, можно «попасть в яблочко».
Источник: delprof.ru
Тренд 5: Онлайн-торговля
Мы поговорим об этом формате далее в статье. Я могу точно сказать, что есть целый сегмент покупателей, которые уже никогда не пойдут в магазин за покупками из-за развития сетей доставок. «Самокат», «Яндекс Лавка» и другие компании продолжают активно расти и отбирать клиентов у привычного формата магазинов.
Согласитесь, удобно выбрать в телефоне продукты из широкого ассортимента и через 20 минут получить их? Если у вас хватает опыта и ресурсов, можно пойти в онлайн-торговлю. Но советую рассмотреть открытие и развитие доставки в регионах, поскольку в Москве большая конкуренция.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вы всерьез задумываетесь об открытии своего продуктового магазина, вам обязательно понадобится система аналитики, возможность передавать чеки в налоговую и другие нюансы, о которых мы поговорим в следующих статьях.
Команда Первого ОФД разработала продукт, который под ключ закрывает все задачи владельцев продуктовых магазинов:
- Физическая или облачная онлайн-касса
- Торговый или Интернет-эквайринг, СБП
- Онлайн-витрина или поддержка CMS
- Управление товарами, остатками и ценами
- Передача фискальных данных (ОФД)
- ЭДО с модулем маркировки
- Онлайн-бухгалтерия и отчетность
- Сервис выхода на маркетплейсы
- Анализ продаж на основе данных из чеков