«За что вы особенно любите Литейный проспект?» Как всегда, отвечу с большим удовольствием.
Очень нравится Литейный проспект в том числе за его «угловатость». Угловатость в хорошем, восходящем смысле, сейчас расскажу, в чём она.
«Дома ставить единою фасадою» – так повелел еще сам Пётр Первый, и он же распорядился непременно информировать о том всех гостей Санкт-Петербурга на самой первой же обзорной экскурсии по городу. Так оно и повелось: и дома ставят, и информируют.
Так вот: когда дома идут этой самой «единою фасадою», то задача архитектора – в первую очередь сделать красивым один фасад, а боковые стены дома, в общем, никто и не видит. Но это для тех домов, что стоят вдоль проспекта или улицы.
Но вот если дом стоит на перекрестке – то задача архитектора «удваивается»: фасадов теперь фактически два, и каждый требует своего собственного решения, да и непосредственно угол строения тоже можно архитектурно обыграть.
А перекрестков на Литейном много: так навскидку – один из самых «перекресточных» проспектов Питера! И каждый перекресток – это сразу четыре угловых дома, так что зодчим было где проявить свой талант, и они его проявляли.
Вот такая «угловатость» Литейного. Тема сегодняшней прогулки – наши любимые Углы Литейного проспекта!
Литейный проспект, 4. «Большой Дом»
Давайте попробуем все-таки отвлечься от «функционала» здания и взглянуть на него с точки зрения чистой Архитектуры...
И с точки зрения Архитектуры – настоящий шедевр Конструктивизма. Хочется сказать: Конструктивизм как он есть, идеальный пример стиля, вплоть до того, что согласно рабочему проекту «...открытые площадки на кровлях используются в качестве солярия, велосипедных треков и для игры в теннис...»
Работали над этим проектом сразу три «знаковых» ленинградских архитектора того времени: Александр Гегелло, Андрей Оль и Ной Троцкий. Первоначально каждый представил собственный проект, однако затем все три проекта «соединились», так что кто именно спроектировал Угол – вряд ли мы выясним. Но получился просто-таки Образец Конструктивистского угла. Ну а завершилось возведение Большого Дома в 1932 году.
«А я сперва решил, что шпиль – это та самая Кирха, по которой названа Кирочная улица!»
Нет-нет: Кирха – она на самой Кирочной и в глубине квартала. А это – Офицерское собрание армии и флота, торжественно открытое весной 1898 года. У России ведь только два союзника, Армия и Флот: вот государь Александр III и стал инициатором строительства. Столь же неудивительно, что и велось строительство «в строго русском стиле», во всяком случае, как его понимали академик архитектуры А.И. фон Гоген и военные инженеры Иванов, Гаугер и Донченко.
В общем, так оно и получилось. «...Общее офицерское собрание, номера для приезжающих офицеров, склады, магазины и мастерские экономического общества...» А сегодня здесь в том числе – Музей истории войск Ленинградского округа.
Литейный, 24. Дом Мурузи
Рассказывая про Дом Мурузи, трудно, конечно, обойти его более чем насыщенную «литературную составляющую»... Но если просто его обойти, то легко заметить, что выходит дом сразу на три улицы, на Литейный, на улицу Пестеля и на улицу Короленко: да, такова петербургская география, и подобных «тройных адресов» в центре довольно много. И, конечно, эта тройственность дала возможность архитектору А.К.Серебрякову при поддержке художников-архитекторов П.И.Шестова и Н.В.Султанова выступить по-восточному широко и щедро. На все деньги, так сказать, как, собственно, и сформировал творческое задание князь Мурузи перед началом строительства. «Фасады дома в мавританском стиле оформлены многочисленными эркерами, балконами и нишами, украшены тонкими терракотовыми колонками, подковообразными арками, арабесками и стилизованными надписями. Объемная пластика отдельных деталей сочетается с плоскостно решенными фасадами...»
Литейный, 21 (улица Пестеля, 14) Дом Косиковского – Дом Тупикова
А вы бы хотели однажды взять и поселиться на углу Литейного и Пестеля, и вот именно ради этого балкончика на третьем этаже, на самом углу? Утром выходить на него, пить кофе, любоваться небом над головой и всем говорить: «Всем доброе утро, чудесный сегодня день, ведь правда же! Так что заходите вечерком, после работы, посидим на балкончике, полюбуемся городом вместе!» А вот у нас есть немножко такой мечты...
Ну а сам дом не раз менял своих хозяев и перестраивался, так что последним его архитектором значится Ю.О.Дютель. Выглядит в итоге чудесно!
Литейный, 23. Дом Оболенской-Нелединской-Мелецкой
Не самый высокий и, пожалуй, не самый яркий «угол» Литейного проспекта. Но зато – хозяйка его, княгиня Наталья Владимировна имела чудесную «тройную» фамилию – Оболенская-Нелединская-Мелецкая, а ко всем Оболенским, как вы понимаете, мы относимся с особенным вниманием. Ну а «финальная перестройка» здания происходила под руководством архитектора Василия Кенеля: того самого, который построил наш любимый Цирк на Фонтанке.
И еще: кофейня в этом доме открылась еще в «ленинградские времена», так что место по-своему историческое и очень «вкусное»!
Литейный, 47. Доходный дом Иоффа
И еще один мощный «угол» Литейного, фактически даже «столп». Да, возможно, дом на углу с улицей Белинского выглядит чуть мрачновато, но так ведь и стиль его – Неоклассицизм, так что всё серьезно. А вообще – замечательная работа замечательного архитектора Александра Лишневского, архитектора и русского, и советского, и что самое главное – архитектора очень талантливого.
Между прочим, здание не чужое для всех тружеников туристического сектора Санкт-Петербурга: здесь уже в 1925 году открылся Дом Экскурсанта! А задачами его были «...подготовка новых экскурсионных тем и маршрутов, печатных трудов, обучение руководителей экскурсий...»
И, конечно, «кафе для одного гостя»: «Буфет-автомат №2» на углу Литейного и Белинского открылся еще в 1930-х годах!
Понравился «взгляд на Литейный под углом»? Тогда обязательно продолжим. Каждый перекресток – это ведь четыре угловых дома, а перекрестков на Литейном очень много!