Наш постоянный автор рассказывает о фильме «Собиратель душ» с Николасом Кейджем.
«Собиратель душ» / Longlegs
Жанр: ужасы (в каком месте?), детектив (в каком месте?), триллер (так и быть, есть такое)
Режиссёр: Осгуд Перкинс
В ролях: Николас Кейдж, Майка Монро, Алисия Уитт, Блэр Андервуд, Мишель Чхве-Ли, Дакота Долби, Кирнан Шипка и другие
Продолжительность: 1 час 41 минута
Производство: Канада, США
Год: 2024
18+ (R)
Когда за маркетинг отвечают профессионалы — прокатчики могут быть спокойны. Хоррор Осгуда Перкинса (да-да, сын знаменитого актёра Энтони Перкинса — маньяка из «Психо»), который в российской локализации обрёл название «Собиратель душ» — показывает отличные кассовые результаты, как в нашем, так и в мировом прокате. Снятый за 10 миллионов долларов, авторский индии-хоррор стал самым кассовым фильмом в истории снявшей его студии Neon («Треугольник печали», «Бескрайний бассейн», «Год вечной бури»), в первый уик-энд выхватив 50 миллионов долларов, что для жанра весьма впечатляюще. Маркетинг-группа кинокомпании Neon навела просто запредельного шороха в рамках рекламной компании. И специальный сайт запустили, с подробностями преступлений Длинноногого (Собирателя душ), и вбрасывали странные записки на промо (Привет, «Зодиак»), и облик великого и ужасного Николаса Кейджа, играющего в фильме убийцу, тщательно скрывали.
А чего только стоит ролик, повествующий как Николас Кейдж до полусмерти напугал Майку Монро на съёмках сцены, где актриса впервые видит его в образе серийного убийцы.
Только вот беда, подключившиеся кинокритики после предпоказа слегка переборщили и нарекли фильм новым «Молчанием ягнят», и темп повествования в духе первого сезона «Настоящего детектива» наобещали. А затем и вовсе обозвали «самым страшным фильмом десятилетия», гарантировав зрителю полные штаны. Маркетинг задрал планку ожидания, а прыгать через неё вынужден автор фильма. Да и зритель, соответственно, объевшись ажиотажем, массово рванул на сеансы, раскошелившись за премьерные показы на 121 миллион рублей. Жаждали «самый страшный фильм десятилетия». Теперь гундят. Потому как на маркетинг ведутся только такие кинолюбители, которые смотрят ужасы раз в столетие. И то — мейнстрим, типа «ОНО» Андреса Мускетти. Штаны-то полные, но, скорее, от возмущения. Так или иначе, фильм смотрелся бы куда более выигрышно, не окажись он настолько разафишированным.
«А чего там показывают-то?»
Спецагент ФБР Ли Харкер (Майка Монро), выехав однажды с напарником на рядовое задание, с помощью «шестого чувства» смогла определить, что в одном из домов поблизости скрывается опасный преступник. Напарник Харкер «Битву экстрасенсов» не смотрел, и отмахнулся от ощущений главной героини. За что и поплатился. А Ли была отправлена проходить комплекс проверок на свободные ассоциации и попытки угадать значение, которое показывает генератор случайных чисел. В половине случаев детектив (детектэсса?) угадывает нужное число. Её бы следовало грести в охапку и мчать за билетами «Русского лото», но начальник (Блэр Андервуд) назначает её вести дело Собирателя душ, которого пытаются изловить уже тридцать лет. В тот же день Ли получает от маньяка письмо с цитатой из Откровения Иоанна Богослова (ой, как избито).
Этот гад — Собиратель душ — никого не пластает топорами. Он вообще к жертвам не прикасается, предпочитая действовать чужими руками. Совершенно непонятно, как он это делает, но полицейские продолжают и продолжают находить дома, в которых глава семьи по неизвестной причине убил жену и детей, наложив после этого руки уже на себя. Связывает эти преступления лишь найденные в каждом из домов письма с зашифрованным текстом и подписью Собирателя душ (а я уже здоровался с Зодиаком?)
Харкер обрабатывает гигантский массив данных, пытаясь расшифровать алгоритм, по которому Собиратель выбирает жертв, и в какой-то момент — определяет логику маньяка. Но согласно этой схеме, следующее убийство должно произойти через три дня. И героиня Майки Монро, пытаясь примерить на себя задрипаненький пиджачок Клариссы Старлинг, пускается в незримое — нам его покажут сильно мало и фрагментарно, явив облик Собирателя полностью лишь в кульминации — противостояние с чудовищным убийцей.
Начинаясь как стильный (потрясающая операторская работа Андреса Арочи) идеальный по ритму трукрайм триллер, фильм достаточно быстро сворачивает на тропу оккультного хоррора со всей этой мишурой из магических цифр, перевёрнутых треугольников, потёмками имени Дэвида Финчера и медитативностью элевейтед-хоррора. Композиционно в «Собирателе душ» три главы и вот, к третьей зритель может робко задаться вопросом: «А когда начнутся обещанные полные штаны, простите?»
Саспенс выстроен не по канонам Хичкока, когда зрители знают больше, чем герои, а на том, что Собиратель всегда на шаг опережает ФБР и видит всю картину целиком. Агенты всё это время барахтаются как слепые котята, не понимая, как соотнести между собой все части головоломки, предложенной маньяком (а я уже здоровался с Зодиаком?)
Без того слабая детективная линия фильма, постоянно прерывается на портрет главной героини. Но его раскрытие реализовано отчего-то не посредством движения истории вперёд и поступками Ли Харкер, а через сцены в материнском доме, и диалогами с апатичной родительницей (Алисия Уитт), оформленными как сошествие Ли в персональный ад. Нет, игра Майки Монро и Алисии Уитт, даже учитывая бесцельность этих диалогов для сюжетной схемы, просто отличная. Ну мы и без этого драматического словоблудия могли бы считать параноидальные отголоски детектива Харкер. Единственное оправдание этим заходам — приготовление зрителя к длинному флэшбеку, раскрывающему детскую травму Ли и поясняющему некоторые важные детали метода Собирателя душ. Это мощная сцена, но сполна она сработает только на того, кто впервые смотрит кино данного жанрового направления. Хотя тут чёрт ногу сломит, что это за жанр. Как по мне, всё-таки психологический триллер. С необязательными для данной истории хоррор элементами.
Николас Кейдж, конечно, несмотря на его взлёты и сокрушительные падения в карьере — мощь мощная. Он больше озвучил — смотреть исключительно в оригинале — Собирателя, чем наиграл его. Все эти всхлипывания, рыдания, стоны на самом деле пугают. Через какое-то время после просмотра я РЕАЛЬНО начал испытывать это легендарное ощущение взгляда в спину и вспоминать лицо персонажа Кейджа. А лицо там… То ли обезумевшая старушка, то ли очень сильно избитый гопниками Мэрилин Мэнсон, то ли Юрий Куклачёв — в повседневном своём облике. Каждое появление в кадре этого безумного кукольника-сатаниста, фанатеющего от группы T.Rex, говорящего цитатами из песен Марка Болана и бьющегося головой о стол, превращая череп в кровавое месиво — впечатывается в память. Воистину, за нагнетание в «Собирателе душ» отвечает именно Кейдж. Выкиньте его из фильма и останется одноразовый, но добротнейший полицейский детектив. Неспешный и красивейше снятый.
Новое ли это «Молчание ягнят»? Нет, конечно. Самый ли это страшный фильм десятилетия? Да выходят хорроры и пострашнее, причём регулярно (я смотрю их по паре десятков в неделю, в теме). К тому же здесь нет орущих в лицо призраков, выскакивающих из темноты с озвучкой, когда кувалдой бьют по пианино. И маленьких мёртвых девочек, стоящих в коридорах, здесь тоже нет. И обряды изгнания никто не из кого не проводит. Но «Собиратель душ» способен выстроить со зрителем вполне тесные взаимоотношения. Кто-то сверхнасмотренный скажет «Ну и что?». При этом такой зритель обязательно отметит крутость визуала. А кто-то неделю будет спать со включенным светом: в фильме использовано достаточно инструментов, чтобы и так подействовать на какую-то часть аудитории. На выходе имеем крепчайший середняк, который непременно стоит посмотреть ценителям жанра. Это подчеркнуто, демонстративно дискомфортное кино, пропитанное ощущением одиночества, при верном настрое может подействовать как прослушивание пусть проходной, но завораживающе красивой дарк-джаз пластинки.
А Зодиаку-то я привет передавал?
Продолговатый ящик для сайта Alterlit.ru