Найти тему
Отец родной

Нужен ли хорошему писателю редактор?

Навеяно криками редактора и личной печалью… 😊

По моим ощущениям, редактирование художественных произведений, хоть наших, хоть переводных в полном упадке. Оно либо не производится вовсе, либо осуществляется фрагментарно. Постоянно вижу повторы слов, их употребление в неверном значении, и прочие стилистические ошибки.

Ну это только мои ощущения, и люди, находящиеся внутри профессии, возможно, со мной не согласятся. Вернее, они уже не согласились😊.

Казалось бы, ну что здесь такого? Одни люди радостно себе пишут, другие радостно поглощают и нахваливают. Недовольных, типа, меня какие-то считанные единицы.

И тут на память даже приходит афоризм Сергея Довлатова:

Если писатель хороший,редактор вроде бы не требуется. Если плохой, то редактор его не спасет©

Думаю, многие сталкивались с этим мнением.

Вроде бы, всё понятно и логично было бы просто согласиться. Хороших-то у нас тьма!Но не всё так просто. Мы же серьёзные пацаны, нам бы таки да разобраться.

Как минимум, у любого, даже самого распрекрасного автора, банально, в той или иной степени в процессе написания замыливается глаз. Когда изо дня в день корпишь над текстом, огрехи почти неизбежны. Каждый, кто сталкивался с написанием хотя бы трёх страниц на любую тему сталкивался с этим явлением. И здесь может оказаться недостаточно даже три раза перечитать написанное.

Отсюда простая и незатейливая мысль - нужен сторонний свежий взгляд. В идеале профессиональный.

Кроме того, автор, как правило, всё же не Лев Толстой и может не владеть всем богатством писательского инструментария.

Здесь можно провести аналогию с работой художника. В принципе, оный, буде талантлив, готов творить. Вот только сначала хорошо бы понять как смешивать краски, грунтовать холст и т.п. 

Понятно, что авторы, как люди начитанные, полагают, что способны облачить любые образы в любые одежды. Однако, самонадеянность имеет нездоровую тенденцию подводить. Накладывать грунт всё же надо уметь.

Безусловно, редактор не может проделать за автора его работу. В конечном итоге, в этом нет никакого смысла. Кто автор, в конце-концов? Отсюда третья мысль - писателю есть смысл развивать навыки саморедактуры.

В качестве иллюстрации спича про редактуру и саморедактуру приведу прелюбопытный фрагмент эфира Школы злословия с А. Иличевским (Перс, Матисс и т.д.).

Это же видео можно посмотреть на Яндекс Диск (начиная с 14:30).

Извините за сумбур, матросы.

Какие, однако, будут мысли?