Найти тему
Lacrima

Главная женщина «серебряного века». 5 шокирующих фактов о Лиле Брик

Оглавление

Лиля Брик
Лиля Брик

Обаятельная и непредсказуемая, уверенная и независимая – всё это о Лиле Брик. Она была женщиной ревущей эпохи, владелицей известного литературного салона, вдохновительницей не только Маяковского, но и кутюрье Ив Сен Лорана, имела широкие связи и в европейском и в советском обществе. Кто же такая эта загадочная Лиля Брик? Давайте приоткроем занавесу тайны.

1. Еврейские корни

-2

Лиля Каган, впоследствии известная как Брик по фамилии мужа, появилась на свет 11 ноября 1891 года в состоятельной семье, осевшей в Москве. По национальности девочка была еврейкой. В семье Лили царила атмосфера прекрасного, с детства юная Каган впитывала интеллигентность, особую художественность и музыкальность, ведь её мать, Елена Юрьевна, – выпускница Московской консерватории. А отец, Урий Александрович Каган, занимался юриспруденцией, защищал права евреев, но свободные часы с радостью проводил в литературно-художественных салонах. В 1899 году в семье родилась еще одна девочка – Эльза. Лиля и ее младшая сестра с ранних лет свободно владели немецким и французским языками, были обучены игре на фортепиано и получили образование в частной гимназии. Завершив обучение в гимназии в 1908 году, Лиля решила посвятить себя математике и целый год училась на высших женских курсах. После этого она посещала институты живописи и архитектуры, а также Мюнхенский университет.

2. Путь к сердцу через «Облако»

Владимир Маяковский и Лиля Брик
Владимир Маяковский и Лиля Брик

Однажды, Эльза, младшая сестра Лили, в 1915 г. представит семье Бриков необычного гостя - Владимира Маяковского. Будущий поэт-революционер прочитает новое стихотворение «Облако в штанах» и публично объявит, что посвящает свои стихи изумительной хозяйке дома, Лиле Брик, ведь она очаровала его с первых минут. Так и начался бурный роман, который стал одной из самых ярких историй любви в русской литературе. Не сразу Лиля полюбила Маяковского, её поразило творчество, но не автор. Позже она осознает, что и поэт ей не безразличен.

«Меня пугала его напористость, его громада, неуемная, необузданная страсть» — говорила Брик.

Для Маяковского Лиля была не только вдохновительницей, но и человеком, сыгравшим важную роль в его карьере поэта. Ведь Лиля Брик создавала амплуа для футуриста, посредством определённой роли и одежды, сводила с нужными людьми света. Маяковский не был бы тем, кого мы знаем со школьного учебника литературы без лёгкой руки Брик. Лиля пробуждала в Маяковском невероятный талант. Непостоянная любовь вдохновляла поэта на создание значимых произведений, которые вскоре станут символом советской поэзии, а Маяковский – её голосом.

«Страдать Володе полезно. Он помучается и напишет хорошие стихи» – считала Лиля Брик.

Маяковский называл Лилю «Киса», «Лисичка», а она его кличила "Щеном".

3. Брак втроём

Осип Брик, Лиля и Маяковский
Осип Брик, Лиля и Маяковский

Но Маяковский был не один у Лили, ему пришлось потесниться, ведь его муза уже была замужем за Осипа Брика. Семья Бриков была за свободные отношения, что было ново в ту пору и даже сейчас, поэтому мужу Лили пришлось смириться с Маяковским. Со временем футурист был вынужден примириться, и даже сблизиться со своим соперником. Владимир ощутил острую необходимость в этом человеке. Ведь Брик оказался достойным товарищем, другом, который восхищался гением футуриста, оказывал поэту помощь в публикации его работ, именно Осип за собственные средства издал «Облако в штанах». Союз втроём вызывал общественный диссонанс, но что сделаешь с людьми творчества, они были по-своему счастливы в этом странном браке.

4. Связи с КГБ

-5

Литературный салон Бриков был главной обителью московской интеллигенции того времени, его посещали такие гости как: Сергей Есенин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Максим Горький и другие именитые деятели. Но салон был не так прост на первый взгляд, ведь семья Бриков, активно сотрудничали с чекистами. Осип был уполномоченным секретного отдела с июня 1920 по январь 1924 года, а Лиля – агентом спецслужб. Их ведущая функция заключалась в наблюдении за настроением художественного света, бывшей буржуазии. Об этой связи никто не утаивал, ею даже кичились, ведь чекисты для Маяковского и львиной доли общества были героями коммунизма. Были друзья семьи, которые неодобрительно отзывались о салоне:

«Квартира Бриков была, в сущности, отделением московской милиции» – писал Борис Пастернак.

Так или иначе связи с секретной службой помогли Маяковскому, Лиле Брик свободно выезжать за границу. После смерти футуриста Брики стали наследниками памяти Маяковского, организовав музей в честь него. Благодаря связи Лили Брик с Луи Арагоном (мужем её сестры Эльзы) и Жаком Дюкло, лидерами Французской коммунистической партии, КГБ получало доступ к информации из этой организации. Из-за этого Лиля обладала определенными привилегиями в СССР. В 1960-е годы именно она помогла Майе Плисецкой, которой было запрещено покидать страну, выехать с труппой Большого театра на гастроли в Америку.

5. Эпатаж рождает красоту

Лиля Брик в старости
Лиля Брик в старости

Лиля Брик остаётся одной из самых эксцентричных дам XX столетия. Она сводила мужчин с ума не только природным обаянием, и врождённой харизмой, но и нарядами. Лиля была законодательницей мод, авангардного стиля. Она разъезжала на авто во французских одеяниях, когда все женщины ходили пешком в одежде советского производства. Сестра Лили Брик высылала из Парижа наряды, сшитые на заказ и духи Guerlain. Её стилем был поражён сам Ив Сен Лоран, когда музе авангарда было 82, тонкий вкус не исчез с годами, а только больше властвовал Брик. При первой встрече с кутюрье Лиля была в зелёной шубе от Dior, на что первый и обратил внимание в серой массе. Так началась дружба между бывшей музой Маяковского и мэтром высокой моды. Спустя два года Брик умерла, но навсегда вошла в историю, как одна из самых эпатажных женщин XX века.

Надеюсь вам понравилась статья, подписывайтесь, здесь вещают об искусстве с интересом)