Обаятельная и непредсказуемая, уверенная и независимая – всё это о Лиле Брик. Она была женщиной ревущей эпохи, владелицей известного литературного салона, вдохновительницей не только Маяковского, но и кутюрье Ив Сен Лорана, имела широкие связи и в европейском и в советском обществе. Кто же такая эта загадочная Лиля Брик? Давайте приоткроем занавесу тайны.
1. Еврейские корни
Лиля Каган, впоследствии известная как Брик по фамилии мужа, появилась на свет 11 ноября 1891 года в состоятельной семье, осевшей в Москве. По национальности девочка была еврейкой. В семье Лили царила атмосфера прекрасного, с детства юная Каган впитывала интеллигентность, особую художественность и музыкальность, ведь её мать, Елена Юрьевна, – выпускница Московской консерватории. А отец, Урий Александрович Каган, занимался юриспруденцией, защищал права евреев, но свободные часы с радостью проводил в литературно-художественных салонах. В 1899 году в семье родилась еще одна девочка – Эльза. Лиля и ее младшая сестра с ранних лет свободно владели немецким и французским языками, были обучены игре на фортепиано и получили образование в частной гимназии. Завершив обучение в гимназии в 1908 году, Лиля решила посвятить себя математике и целый год училась на высших женских курсах. После этого она посещала институты живописи и архитектуры, а также Мюнхенский университет.
2. Путь к сердцу через «Облако»
Однажды, Эльза, младшая сестра Лили, в 1915 г. представит семье Бриков необычного гостя - Владимира Маяковского. Будущий поэт-революционер прочитает новое стихотворение «Облако в штанах» и публично объявит, что посвящает свои стихи изумительной хозяйке дома, Лиле Брик, ведь она очаровала его с первых минут. Так и начался бурный роман, который стал одной из самых ярких историй любви в русской литературе. Не сразу Лиля полюбила Маяковского, её поразило творчество, но не автор. Позже она осознает, что и поэт ей не безразличен.
«Меня пугала его напористость, его громада, неуемная, необузданная страсть» — говорила Брик.
Для Маяковского Лиля была не только вдохновительницей, но и человеком, сыгравшим важную роль в его карьере поэта. Ведь Лиля Брик создавала амплуа для футуриста, посредством определённой роли и одежды, сводила с нужными людьми света. Маяковский не был бы тем, кого мы знаем со школьного учебника литературы без лёгкой руки Брик. Лиля пробуждала в Маяковском невероятный талант. Непостоянная любовь вдохновляла поэта на создание значимых произведений, которые вскоре станут символом советской поэзии, а Маяковский – её голосом.
«Страдать Володе полезно. Он помучается и напишет хорошие стихи» – считала Лиля Брик.
Маяковский называл Лилю «Киса», «Лисичка», а она его кличила "Щеном".
3. Брак втроём
Но Маяковский был не один у Лили, ему пришлось потесниться, ведь его муза уже была замужем за Осипа Брика. Семья Бриков была за свободные отношения, что было ново в ту пору и даже сейчас, поэтому мужу Лили пришлось смириться с Маяковским. Со временем футурист был вынужден примириться, и даже сблизиться со своим соперником. Владимир ощутил острую необходимость в этом человеке. Ведь Брик оказался достойным товарищем, другом, который восхищался гением футуриста, оказывал поэту помощь в публикации его работ, именно Осип за собственные средства издал «Облако в штанах». Союз втроём вызывал общественный диссонанс, но что сделаешь с людьми творчества, они были по-своему счастливы в этом странном браке.
4. Связи с КГБ
Литературный салон Бриков был главной обителью московской интеллигенции того времени, его посещали такие гости как: Сергей Есенин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Давид Бурлюк, Василий Каменский, Максим Горький и другие именитые деятели. Но салон был не так прост на первый взгляд, ведь семья Бриков, активно сотрудничали с чекистами. Осип был уполномоченным секретного отдела с июня 1920 по январь 1924 года, а Лиля – агентом спецслужб. Их ведущая функция заключалась в наблюдении за настроением художественного света, бывшей буржуазии. Об этой связи никто не утаивал, ею даже кичились, ведь чекисты для Маяковского и львиной доли общества были героями коммунизма. Были друзья семьи, которые неодобрительно отзывались о салоне:
«Квартира Бриков была, в сущности, отделением московской милиции» – писал Борис Пастернак.
Так или иначе связи с секретной службой помогли Маяковскому, Лиле Брик свободно выезжать за границу. После смерти футуриста Брики стали наследниками памяти Маяковского, организовав музей в честь него. Благодаря связи Лили Брик с Луи Арагоном (мужем её сестры Эльзы) и Жаком Дюкло, лидерами Французской коммунистической партии, КГБ получало доступ к информации из этой организации. Из-за этого Лиля обладала определенными привилегиями в СССР. В 1960-е годы именно она помогла Майе Плисецкой, которой было запрещено покидать страну, выехать с труппой Большого театра на гастроли в Америку.
5. Эпатаж рождает красоту
Лиля Брик остаётся одной из самых эксцентричных дам XX столетия. Она сводила мужчин с ума не только природным обаянием, и врождённой харизмой, но и нарядами. Лиля была законодательницей мод, авангардного стиля. Она разъезжала на авто во французских одеяниях, когда все женщины ходили пешком в одежде советского производства. Сестра Лили Брик высылала из Парижа наряды, сшитые на заказ и духи Guerlain. Её стилем был поражён сам Ив Сен Лоран, когда музе авангарда было 82, тонкий вкус не исчез с годами, а только больше властвовал Брик. При первой встрече с кутюрье Лиля была в зелёной шубе от Dior, на что первый и обратил внимание в серой массе. Так началась дружба между бывшей музой Маяковского и мэтром высокой моды. Спустя два года Брик умерла, но навсегда вошла в историю, как одна из самых эпатажных женщин XX века.