Найти тему

Почему импорт из Китая — это не страшно

Оглавление
Раскроем подводные камни при покупке товаров из Китая и поможем наладить поставки.
Раскроем подводные камни при покупке товаров из Китая и поможем наладить поставки.

Заказывать товары и оборудование у китайцев очень выгодно. При этом многие предприниматели не хотят работать с продавцами из КНР из-за возможных рисков. Они боятся нарваться на недобросовестного поставщика, получить брак и потерять деньги. В статье расскажем, как избежать этих сложностей.

Импорт из Китая: подводные камни

Риски есть в любом бизнесе: важно знать, в чем они заключаются, и правильно их нивелировать. Предупрежден — значит вооружен. Поэтому перед тем, как заказывать товары, стоит учесть главные сложности импорта из Китая.

Условно ошибки российских селлеров можно разделить на четыре группы: неправильный выбор поставщика, плохая подготовка к переговорам, недостаточный контроль качества, неумение организовать доставку товаров. Все эти подводные камни вызывают у предпринимателей сомнения и страхи. Рассмотрим каждый из них подробнее и разберем основные способы их решения.

Источник: Freepik
Источник: Freepik

Страх № 1. Обман со стороны поставщика

Представьте себе ситуацию: предприниматель Василий из Москвы только начинает импортировать китайские товары. Он находит на сайте Alibaba продавца новых калькуляторов, который предлагает ему акцию «три по цене двух». Василий соглашается на выгодные условия и переводит валютный платеж на выставленный счет (инвойс). Получив оплату, поставщик перестает выходить на связь. Очевидно, что «акция» изначально была уловкой мошенника. Значит ли это, что найти честного поставщика из Китая так же сложно, как выиграть в лотерею? Нет, главное — знать, как проходит поиск.

Где искать поставщика китайских товаров

Существует несколько способов найти поставщика из Китая:

1. Крупные маркетплейсы — Alibaba, Made-in-China, 1688, Global Sources и другие. На платформах торгуют как трейдеры, так и производители. Они предлагают огромное количество самых разных товаров. Онлайн-площадки удобны для общения с поставщиками, но риск встретить там мошенников высок.

2. Международные бизнес-выставки в Китае и России — Кантонская ярмарка, Automechanika Shanghai, Maison Shanghai, CES Asia, China Machinery Fair. Мероприятия позволяют встретиться с представителями конкретных фабрик лично, оценить качество товаров и договориться о поставках.

3. Оптовые рынки — такие как Yiwu International Trade City. Работают постоянно, в отличие от выставок, но предлагают те же возможности для селлеров из России.

4. Китайский поисковик Baidu. С его помощью можно найти нужную информацию о фабриках Китая и связаться с ними напрямую.

Найти поставщика — задача несложная, гораздо труднее удостовериться в его надежности до заключения контракта. Всегда есть риск столкнуться с фирмой-однодневкой, которая предоставит поддельные сведения и документы, чтобы усыпить бдительность покупателя. Поэтому при выборе компании из Китая в качестве подрядчика советуем проверить, действительно ли она существует и достаточно ли у нее ресурсов, чтобы выполнить ваш заказ вовремя.

Как проверить надежность контрагента из Китая:

  • найти в интернете китайскую версию сайта: если домен заканчивается на .cn, значит, компания зарегистрирована в Министерстве промышленности и информатизации КНР;
  • проанализировать актуальные отзывы, связанные с деятельностью организации, на форумах и блогах;
  • запросить официальное свидетельство о регистрации бизнеса, проверить подлинность документов;
  • применить сервисы проверки, например, Qichamao, QCC;
  • встретиться с продавцом лично, посетить фабрику или заказать оценку производства — Quality Checking.

Если поставщик активно отвечает на вопросы клиентов, не путается в данных и всегда идет на контакт, с ним можно работать. Готовность к постоянному общению — важный показатель добросовестности партнера. На коммуникациях строится весь процесс сотрудничества: от них зависит, получите ли вы качественный продукт в обозначенное время. Поэтому не стоит заключать договор с поставщиками, которые игнорируют ваши сообщения или дают противоречивую информацию. Так вы сможете избежать задержек в поставках, брака товаров и других незапланированных расходов.

Источник: Freepik
Источник: Freepik

Страх № 2. Сложности переговоров

Вернемся к нашему примеру. Предположим, Василию удалось найти добросовестного производителя калькуляторов и договориться о закупке. Партнер согласился на необходимые условия и даже сделал большую скидку. Проект обещал быть выгодным ровно до того момента, пока Василий не получил первую партию устройств гораздо худшего качества, чем ожидалось. В чем причина такой неудачи?

Дело в том, что бизнесмены в Китае общаются не так, как привыкли мы. В китайской культуре есть свои правила коммуникации. Там не принято говорить «нет», это считается неуважением к собеседнику. Поэтому важно принимать во внимание не только то, что говорят партнеры, но и то, как они это делают. Тревожным звоночком станет любое увиливание от ответа и попытки перевести разговор в другую плоскость. Скорее всего, за этим кроется какая-то проблема. Выстроить конструктивный диалог при таком подходе может быть непросто.

Что необходимо знать для общения с китайцами

1. При знакомстве постарайтесь произвести впечатление партнера, заинтересованного в долгосрочном сотрудничестве. Китайцы дорожат полезными связями и отношениями, поэтому так вам будет проще заключить договор на персональных условиях.

2. Уклончивые ответы — одна из особенностей общения в Китае. Для получения информации потребуется проявить настойчивость. Не стесняйтесь задавать вопросы, пока не узнаете все, что вам надо.

3. Общаться с партнерами лучше на китайском языке. Не все поставщики владеют английским, а языковой барьер создает пространство для недопонимания. Чтобы минимизировать риски, советуем обратиться за помощью к специалисту по переводу.

4. Китайцы ценят вежливость. Поэтому все вопросы и замечания следует формулировать уважительно и дружелюбно.

5. В Китае не принято открыто выражать любые эмоции, это считается дурным тоном. Старайтесь сохранять лицо при общении с партнерами, даже если вы чем-то недовольны. Конфликтное поведение и споры только усугубят положение.

Страх № 3. Брак и срыв сроков

Наученный горьким опытом торговли Василий скорректировал свой подход к заключению сделок. Он оставил попытки получить бесплатный сыр прямо из мышеловки и четко обозначил контрагенту технические характеристики закупаемых калькуляторов: форму, качество сборки, функционал. Однако очередная партия устройств пришла с царапинами на корпусе. И это тоже было ожидаемо: в договоре не указана защитная упаковка, поэтому калькуляторы отправили в тонких полиэтиленовых пакетиках.

При импорте товаров из Китая важно предусмотреть каждую деталь. Результат сделки будет полностью зависеть от того, как составлен договор. Если забыть о таких нюансах, как ответственность исполнителя в случае брака и срыва сроков, и не прописать требования к каждому этапу сотрудничества, высок риск понести убытки в большом размере. Поэтому советуем уделить особое внимание контракту.

Как составить договор при покупке товаров из Китая

Договор может быть заключен в трех вариантах: на русском, английском и китайском языках. Перед тем, как подписать соглашения, стоит хорошо проверять каждый из них, чтобы избежать расхождений. Вот список моментов, которые обязательно должны быть закреплены юридически:

1. четкие сроки изготовления;

2. транспортные обязательства;

3. ответственность исполнителя.

Эти пункты договора гарантируют своевременность выпуска товара и его безопасность во время транспортировки в Россию. При этом важно понимать, что в числе минусов товарного импорта из Китая можно выделить сложность согласования даты поставки. Чтобы не понести дополнительные финансовые потери, советуем учитывать обстановку в стране (праздничные выходные, карантин, новости политики, санкции, изменения в работе портов, ставки), курс юаня к рублю и способ доставки.

Источник: Freepik
Источник: Freepik

Страх № 4. Задержка доставки

Предположим, Василий снова заказал калькуляторы у поставщика из Китая, но в этот раз ему было важно, чтобы они оказались на территории РФ как можно скорее. Решив сэкономить на авиадоставке, предприниматель заказал у логистической компании услугу перевозки груза морем. При этом он не учел, что это самый медленный способ логистики. В итоге товар прибыл на склад гораздо позже, чем планировал Василий.

При выборе канала доставки важно принять в расчет, что они отличаются не только ценой, но и длительностью.

Каким транспортом доставить товар из Китая

  • Авиаперевозки — самый быстрый и дорогой способ. Доставка длительностью от 3 дней до недели обойдется в 5-9 долларов за килограмм товара.
  • Автоперевозки на втором месте по скорости: доставка груза занимает примерно месяц и стоит 2—3 доллара за килограмм.
  • Железнодорожные перевозки медленнее автомобильных. Период транспортировки составляет 50—55 дней, цена равна 1—2 долларам за килограмм.
  • Морские перевозки — самый медленный и экономичный канал. Стоимость составляет, как правило, менее 1 доллара за килограмм. По морю груз идет больше 60 дней.

Согласовывая даты поставки, закладывайте в свои планы оптимальный запас времени. Обычно на доставку товара из Китая в Россию уходит не меньше 70 дней, включая обработку заявки, производство и прохождение таможни.

Иногда предприниматели, импортирующие товары из Китая и Казахстана в РФ, решаются на торговую перевозку в обход таможенного оформления — карго-доставку. Они обращаются к специальному агенту, чтобы тот доставил товары в контейнере с другими грузами, поставленными на учет под одним кодом ТН ВЭД. На границе обман может вскрыться, тогда таможня запретит ввозить груз в Россию. Предприниматель понесет убытки, но уже не сможет вернуть средства, так как воспользовался серой схемой.

Важно понимать, что риски карго-доставки в разы выше, чем экономия. Государство активно борется с серым импортом. С 2021 года налоговая с помощью электронной системы отслеживает все операции на счетах в банках и быстро находит нарушителей. Если селлера уличат в неуплате налогов и пошлин, его обяжут выплатить не только НДС на всю сумму реализации, но и штраф. Проблем не возникнет, если ввезти товары по закону. Для этого потребуется оформить на таможне разрешительные документы и сертификаты соответствия, которые являются обязательным условием для законной продажи импортного товара.

Когда стоит обратиться к специалистам

Если нет времени и желания разбираться в сложностях импорта из Китая или вы начинающий селлер без опыта и команды, имеет смысл доверить работу с китайскими поставщиками посреднику.

Джум Про – сервис поставки товаров из Китая под ключ, который помогает сделать оптовый импорт доступным для предпринимателей. Наши специалисты выберут для вас проверенного поставщика, проконтролируют производство, организуют безопасную и своевременную доставку в любой город, оформят таможенные документы. Вы избежите неоправданных рисков и получите свой товар вовремя.