Найти тему

Ле Корбюзье. Гений формы и повелитель пространства.

Гений формы и повелитель пространства.

Шарль-Эдуа́р Жаннере́-Гри, великолепный Ле Корбюзье, считается одним из наиболее влиятельных архитекторов и дизайнеров XX века, фактически сотворивший целую архитектурную эпоху.

Ле Корбюзье́ (фр. Le Corbusier); настоящее имя и фамилия Шарль-Эдуа́р Жаннере́-Гри (фр. Charles-Edouard Jeanneret-Gris)
Ле Корбюзье́ (фр. Le Corbusier); настоящее имя и фамилия Шарль-Эдуа́р Жаннере́-Гри (фр. Charles-Edouard Jeanneret-Gris)

Шарль Эдуард Жаннере-Гри (фр. Charles Edouard Jeanneret-Gris), родился в Швейцарии в 1887 году. Яркие художественные способности Шарль Эдуард проявил еще в детстве. В 13 лет родители отдают его в художественную школу и через 3 года он уже принят на высшие курсы декора. Одним из его преподавателей был известный швейцарский модернист Шарль л’Эплатенье (Charles L’Éplattenier), который привил юноше любовь к модернизму и первым разглядел в нем талант архитектора. Именно по его совету, Эдуард Жаннере-Гри решает заняться зодчеством, что приводит его в итоге к мировой славе.

Первое здание Ле Корбюзье "Вилла Фоле" в стиле ар-нуво.
Первое здание Ле Корбюзье "Вилла Фоле" в стиле ар-нуво.

С 1914 по 1917 год, молодой архитектор работает в родном городе. Основанное им архитектурное бюро создает несколько крайне интересных зданий по заказам местных состоятельных граждан.

Вилла Швоб, дом Анатоля Швоба. Одно из первых творений Ле Корбюзье 1916г
Вилла Швоб, дом Анатоля Швоба. Одно из первых творений Ле Корбюзье 1916г

Опыт работы в этот период оказался поистине бесценен. Находясь в постоянном поиске чистых и простых архитектурных конструкций и решений, он разрабатывает базовую модульную конструкцию дома, которую называет "Дом-Ино". Эту конструкцию он в дальнейшем применяет практически во всех своих работах.

Дом-Ино (Dom-Ino House) Ле Корбюзье 1915г
Дом-Ино (Dom-Ino House) Ле Корбюзье 1915г

Рождение Мастера.

В 1917 году он уезжает в Париж напитаться атмосферой безудержного творчества, которой в то время бурлила французская столица.

Но, как оказалось, молодой архитектор уехал навстречу своей славе.

Вначале Шарль Эдуард работает архитектором-консультантом в парижском архитектурном бюро. У него в голове кипит масса оригинальных идей. Но в бюро он стреножен требованиями заказчиков. И неизвестно куда повернула бы его судьба, если бы он не встретился с художником Анри Озонфаном. На 4 года бросив архитектуру, он с головой погружается в живопись. Молодых людей переполняет энергия. Они творят, делают выставки, с увлечением выпускают журнал L'Esprit Nouveau, где наконец-то можно рассказывать и продвигать свои новаторские идеи и... создают абсолютно новое, революционное направление в искусстве - пуризм.

-5
-6
-7

В этот период рождается псевдоним Ле Корбюзье.

В этот период формируется великий дизайнер и зодчий, великий теоретик архитектуры Ле Корбюзье.

Творческая жизнь и творческая мысль бьют ключом. Но в конце концов желание видеть результаты своих идей в реальном воплощении побеждает. И в 1922 году художник вернулся к зодчеству. Вместе с кузеном Пьером Жаннере (Pierre Jeanneret) они создают небольшую архитектурную мастерскую, которая достаточно быстро приобрела широкую известность в Париже.

С середины 1920-х гг. Ле Корбюзье уже знаменитый и модный зодчий Европы. Архитектор прославился своими инновационными проектами. Дом «Вилла Савой» во Франции, построенный в 1929 году, стал первым образцом функциональной архитектуры, где здание было изначально разработан с учетом естественного света, пространственной организации и удобства жильцов.

Вилла Савой (Villa Savoye). Ле Корбюзье. 1929г.
Вилла Савой (Villa Savoye). Ле Корбюзье. 1929г.

Он получает заказы из разных стран мира, его даже приглашают в Советский Союз. Проект Ле Корбюзье по строительству здания Центросоюза в Москве становится победителем конкурса, а для правительства родной Швейцарии он строит общежитие Международного студенческого городка в столице Франции.


В этот период Ле Корбюзье создает гениальный труд по теории архитектуры «5 исходных точек современной архитектуры», где формулирует основные принципы своего стиля. 5 пунктов Ле Корбюзье, считающиеся провозвестниками базовых принципов современной архитектуры, были впервые им опубликованы в 1920 году в своем журнале L'Esprit Nouveau.

Позже, в 1923 году, Ле Корбюзье собрал свой манифест, состоявший из собрания статей, в книгу. Эта работа, которая служит руководством для архитекторов-модернистов, является одним из самых важных архитектурных ресурсов 20-го века.

«Здесь нет никакой архитектуры!»

В 1925 году на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже он показывает свою революционную, даже скандальную работу -павильон «ЭСПРИ НУВО» (Pavillon de L'Esprit Nouveau).

Павильон концентрировал в себе в отточенном виде приемы и формы, которые разрабатывались до этого Ле Корбюзье в проектах и постройках жилых домов.

По словам Ле Корбюзье, он призван продемонстрировать гибкость и возможность строительства с широким использованием железобетонных и стальных конструкций в городском строительстве. Удаление декоративных элементов также демонстрирует возможность массового производства благодаря возможной стандартизации зданий. Ле Корбюзье применяет новый термин “оборудование”, заменив старое слово "мебель". Этот новый подход подразумевает логическую классификацию различных элементов, необходимых для управления домом, на основе их практического применения. Он предлагает стальную мебель, секционные шкафы-емкости...

Пространственную организацию павильона «ЭСПРИ НУВО» можно считать поворотным моментом в дизайне интерьеров.

Павильон «Эспри Нуво». Париж. 1925
Павильон «Эспри Нуво». Париж. 1925

Работа вызвала шок у мэтров архитектуры, окружена атмосферой возмущенного недоброжелательства и даже враждебности.

Председатель международного жюри раздраженно отвечает иностранным коллегам, потребовавшим присуждения Гран При павильону «Эспри Нуво»: «Здесь нет никакой архитектуры!».

Тем не менее, Гран При у творения Ле Корбюзье!

Здесь нет архитектуры»..., но в 1960 году, тридцать пять лет спустя, все предложенное архитектором вошло в обиход.

...художник и поэт...

Ле Корбюзье всегда интересовался тем, как люди воспринимают его пространство через свои органы чувств, и поэтому его опыт помог ему сформулировать представление о том, как звук, свет и текстура могут влиять на духовное восприятие человека.

Французы называют его поэтом архитектуры. Архитектура Ле Корбюзье превосходит саму себя как конкретную форму и становится гораздо большим, чем физическое пространство.

Одним из самых поэтичных его творений они называют церковь Notre Dame du Haut в неоэкспрессионистском стиле. ( спроектирована в период 1950 - 1955 г.г.)

Ле Корбюзье. Католическая церковь «Нотр-Дам-Дю-О» (Notre Dame du Haut), 1956
Ле Корбюзье. Католическая церковь «Нотр-Дам-Дю-О» (Notre Dame du Haut), 1956

Революция в архитектуре

В 1942–1948 Ле Корбюзье создает МОДУЛОР – гениальный инструмент для проектирования гармонических человеку пропорций в архитектуре. Это развитие гипотезы архитектурных соотношений, базирующаяся, в том числе, на базовых архитектурных законах, которые создавались в античные средние века, в период Возрождения и в настоящее время. Принцип базируется на величайших алгоритмах пропорций, которые слились воедино : на золотом сечении на части геометрических построек, на закономерностях ряда чисел Фибоначчи и на канонах антропологического образа.

Модулор Ле Корбюзье
Модулор Ле Корбюзье

Первый масштабный опыт по использованию системы Модулор Корбюзье воплотил в конце 40-х годов в процессе разработки и возведения здания-комплекса в Марселе. Дом получил название «Марсельская жилая единица». Это был эксперимент в сфере коммунальных работ для Франции после войны. Для самого Корбюзье это было реализацией его утопических задумок о машине для жилья. Комплекс колонн, габариты пространства, предметы внутреннего обустройства, даже сложный проект размеров на плоской крыше здания Марселя вычислялись согласно Модулору.

«Марсельская жилая единица». Лучезарный город Ле Корбюзье.
«Марсельская жилая единица». Лучезарный город Ле Корбюзье.

Примеры зданий, построенных Ле Корбюзье в соответствии с системой МОДУЛОР:

Небоскреб Ле Корбюзье в Нанте
Небоскреб Ле Корбюзье в Нанте
Дворец юстиции Чандигарх. Индия
Дворец юстиции Чандигарх. Индия
Павильон Хейди Вебер центр Ле Корбюзье Цюрих
Павильон Хейди Вебер центр Ле Корбюзье Цюрих

Революция в мебели

Вместе со своими партнерами, архитектором Пьером Жаннере и дизайнером Шарлоттой Перриан, Ле Корбюзье создает ряд предметов мебели, включая легендарные диваны LC2 и LC3.

Диван LC2.  Le Corbusier, Pierre Jeanneret, and Charlotte Perriand
Диван LC2. Le Corbusier, Pierre Jeanneret, and Charlotte Perriand
Диван LC3.  Le Corbusier, Pierre Jeanneret, and Charlotte Perriand
Диван LC3. Le Corbusier, Pierre Jeanneret, and Charlotte Perriand

Разрабатывая дизайн, Ле Корбюзье использовал придуманные им самим новые архитектурные принципы. И его мебель до сих пор считается уникальным примером современного стиля, сочетающим в себе функциональность и эстетику.

Еще один не менее знаменитый предмет мебели от Ле Корбюзье - кресло-шезлонг, которое в 20 веке являлось культовым элементом мебельного дизайна.

Шезлонг lc4 le Corbusier
Шезлонг lc4 le Corbusier

Человек, изменивший эпоху.

Ле Корбюзье если и не был родоначальником новой архитектуры, именно он явился ее самым ярким выразителем, который особенно ощутимо подорвал позиции всесильного академического традиционализма и стал знаменем целой архитектурной эпохи.

Он стал "певцом стекла и бетона" в архитектуре. Он фактически был первым архитектором, который стал использовать в дизайне зданий такой давно известный материал как бетон, в поистине промышленных масштабах.

Благодаря своему таланту, Ле Корбюзье сумел опередить время, создав поистине революционные вещи, но не только.

Он подчинил себе само время, сломав традиции и устои.

Как истинный творец, он создал новый мир, в котором и его работы, и его идеи перестали принадлежать к какой-либо конкретной эпохе и стали вечно современными и актуальными.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц