Найти в Дзене
МК в Омске

Погибли из-за сонного диспетчера. Более 170 человек разбились в авиакатастрофе – как череда нелепостей погубила экипаж и пассажиров

Оглавление
Фото: скрин видео Youtube
Фото: скрин видео Youtube

Подробности авиакатастрофы долго скрывали.

В Союзе об этой аварии много не говорили: советские самолеты, по умолчанию не падали. Однако, трагедия, случившаяся почти 40 лет назад, стала одной из крупных не только в истории СССР, но и современной России.

Ту-154, выполнявший рейс 3352 «Аэрофлота», разбился 11 октября 1984 года. Здесь произошло невероятное стечение обстоятельств, плюс, человеческие ошибки, в частности – заснувший на дежурстве авиадиспетчер, который сыграл в страшном событии ключевую роль.

Все начиналось хорошо

Рейс 3352 «Аэрофлота» был внутренним. Самолет взял пассажиров в Краснодаре и направлялся в новосибирский аэропорт Толмачево с промежуточной посадкой в аэропорту Омска.

Фото: скрин видео Youtube
Фото: скрин видео Youtube

В тот день, 11 октября 1984 года, на маршрут поставили Ту-154В-1 с регистрационным номером CCCP-85243. B-1 ― это модификация Ту-154B, незначительно доработанная для внутренних полетов «Аэрофлота». Проще говоря, в салон поставили дополнительные кресла, дабы подзаработать. Всего было построено 64 таких самолета. На тот момент семейство самолетов Ту-154 КБ Туполева служило «Аэрофлоту» более четырех десятилетий.

Фото: скрин видео Youtube
Фото: скрин видео Youtube

Борт CCCP-85243, по авиационным меркам, был совсем «молодой» ― на момент аварии ему исполнилось чуть меньше семи лет.

В день катастрофы загрузка была отличной: на борту находились 170 пассажиров, девять членов экипажа и 2,7 тонны багажа.

Ранним утром в Омске самолет начал заходить на посадку. В районе аэропорта шел небольшой дождь, а видимость составляла порядка 3 км.

Череда роковых ошибок

В 05:20 по местному времени, учитывая погодные условия, инженерные службы аэропорта запросили разрешение на просушку взлетно-посадочной полосы. Именно в этот момент произошла первая ошибка. 23-летний дежурный диспетчер Андрей Б. подтвердил возможность начать работы на ВПП, но почему-то не включил предупреждение: «ВПП занята».

Череда нелепостей, приведшая к гибели людей, только начиналась.

Разрешив спецтехнике находиться на полосе, диспетчер решил отдохнуть на пару минут и… крепко уснул прямо на рабочем месте. А вот так же легко проснуться – не получилось. У дежурного было двое маленьких детей и хронический недосып сопровождал его всюду.

Фото: скрин видео VK
Фото: скрин видео VK

Тем временем наземные службы аэропорта уже приступили в обработке и просушке взлетно-посадочной полосы.

И тут еще одна невероятная: водители не включили верхние сигнальные фонари на своих машинах.

Как выяснится позже, свет от проблесковых маячков ― «люстр» ― показался рабочим чересчур ярким в этот осенний предрассветный час.

В результате, когда самолет «Аэрофлота» пошел на посадку, пилоты попросту не видели на полосе ни технику, ни людей.

Но даже в этот момент еще было не поздно исправить ситуацию. Однако критическую ошибку совершил уже диспетчер посадки. Он дал «добро» самолету, но убедиться, свободна ли взлетно-посадочная полоса, не смог: дежурный на вышке крепко спал.

Более 170 человек погибли за считанные секунды

Когда колеса самолёта уже были готовы коснуться бетона взлетной полосы, пилоты рейса разглядели машины технического обслуживания. Несмотря на попытку поднять самолет и уйти на второй круг, в 05:39 по местному времени Ту-154 снес грузовики. От удара самолет развалился на две части, а разлившееся топливо спровоцировало мощный пожар.

Фото: скрин видео Youtube
Фото: скрин видео Youtube

Для 169 пассажиров и пяти членов экипажа это посадка стала последней в их жизни. В живых осталось всего пятеро из тех, кто находился на борту.

Четверо сотрудников наземных служб также погибли в катастрофе

Расследование подтвердило цепочку человеческих ошибок, ключевым фактором которых стал спящий диспетчер. Андрея Б. и еще нескольких причастных к катастрофе людей приговорили к тюремному заключению.

Фото: скрин видео VK (человек на корпусе)

Все обвинения с экипажа в последствии были сняты, а командир ВС Борис Степанов проработал в «Аэрофлоте» еще восемь лет.