Со второй половины 80-х гг. начинается ускоренная деструкция в основе выстроенной еще в тридцатые системы тотального партийного и государственного контроля, охватывавшего все сферы жизни Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Несколько десятилетий общественный и государственный порядок держался на единстве правящей во всех советских республиках Коммунистической Партии, оказывавшей влияние на общество через подчиненную ей систему многочисленных общественных организаций, в которых состоял почти каждый советский гражданин старше 7-летнего возраста, и строгой вертикали власти, в которой руководящие должности от директора учреждения и выше занимали только коммунисты.
Только из членов КПСС избирались и депутаты представительных органов – советов, в том числе высшего органа власти вообще – Верховного Совета СССР. Кандидатуры депутатов выдвигались общественными организациями, в которых также всеми делами заправляли коммунисты.
Государственные органы – как исполнительные, так и законодательные, в основном лишь реализовывали программы, уже разработанные в соответствующих партийных комитетах. Нижестоящие государственные структуры были обязаны в своей деятельности строго придерживаться мелочного регламента, задаваемого вышестоящими инстанциями, даже если это подрывало эффективность самого дела.
С течением времени мелочный бюрократический контроль только усиливался, государственные ведомства дробились, создавались новые надзорные инстанции, и в 70-е гг. в среднем уже на 15 человек приходилось по одному управляющему.
Суверенитет союзных республик и автономий все больше превращался в фикцию: к власти в них приводились лица, чья кандидатура наиболее устраивала всесоюзное партийное и государственное руководство.
Фактически вся политика республиканских партийных и государственных органов организовывалась всесоюзными и строго следовала разработанной Центральным Комитетом КПСС программе. Государству принадлежали все ресурсы, производственные и торговые предприятия (кроме колхозов – обобществленных хозяйств сельских тружеников, но и они должны были во всем следовать государственной программе, отдавать значительную часть своей продукции на государственные нужды), сфера обслуживания, большая часть жилищного фонда, медицинские и образовательные учреждения.
Предприятия производили продукцию по заданным соответствующим государственным органом директивам – согласно государственному стандарту и в количестве, не меньшем, чем предусматривалось заданным государством планом. Товары, предназначенные для потребления населением, сбывались в государственных магазинах по строго фиксированной цене, которая нередко печаталась или выбивалась прямо на них.
К единообразию приводилась и жизнь общества. Партия фактически разрабатывала нравственный кодекс советских граждан, правила поведения в обществе, коллективе, семье, которые внедрялись в общественное сознание через общественные организации, где состояли граждане (крупнейшими из них, охватывавшими почти все население, были профсоюзы – для трудящихся, Комсомол – структура, объединявшая советскую молодежь, Пионерия – для детей младшего и среднего школьного возраста).
Общественные организации активно задействовали своих членов для участия в политической жизни страны, поощряли тех, кто старательно следовал провозглашаемым Партией принципам и государственным законам, налагали взыскания на тех, чье поведение противоречило устанавливаемым Партией и государством порядкам.
Через общественные организации осуществлялась социальная взаимопомощь, они выдавали путевки на отдых, составляли необходимые для продвижения по карьерной лестнице характеристики. Поэтому их влияние было очень значительно.
Не приветствовалось сильное выделение человека из коллектива точкой зрения, образом мыслей, даже внешним видом, и общественные организации осуждали не только своих членов, критикующих существующий в государстве и обществе порядок, но и, к примеру, увлекавшихся какой-нибудь иностранной модой, которую в партийном руководстве сочли нежелательной для советских граждан.
Такой общественный и государственный порядок позволял советской стране благополучно переживать мировые экономические кризисы, всегда обеспечивать себя и свое население в нужном количестве продуктами питания, медикаментами, транспортом и прочими необходимыми для жизни и хозяйства средствами, обеспечивать каждому социальную защиту, образование, медицинскую помощь, эффективный отдых, предотвращать социальные и политические конфликты, распространение преступности.
Но обратной его стороной становились типичные для бюрократической системы управления постепенная утрата верховного руководства контроля над положением дел на местах (так как нижестоящие чиновники, чтобы не быть смещенными, стремились докладывать наверх все в лучшем свете, чем было на самом деле), рост коррупции, роли личных связей в продвижении по карьерной лестнице, низкая инициативность скованных мелочным расписанием работников, отсутствие оперативности при решении важных служебных задач (все надо было согласовывать с мнением часто далекого от сути дела вышестоящего руководства).
Следствием этого стали начавшийся в 80-е гг. неуклонный спад производства, нарастание дефицита государственного бюджета, ослабление позиций СССР на международной арене в условиях геополитического противостояния с составлявшими блок НАТО развитыми капиталистическими странами, прежде всего, США.
Полная версия статьи на нашем сайте:
Читайте здесь в ленте:
Не забывайте о лайке, если было интересно. Читайте нас в Telegram - там чаще выкладываем старые фотографии. Всем нашим читателям яркого лета и добрых новостей!
Книга по истории СССР здесь:
https://ridero.ru/books/istoriya_sovetskoi_strany_ocenochnyi_ocherk/