Найти тему
Андрей Глущук

Москву кормил весь Союз

Москва - это про деньги!
Москва - это про деньги!

Не хочу грешить против истины: не только Москва, но и столицы союзных республик были на особом положении. Чтобы понять, как этот механизм работал, расскажу поучительную историю, из которой становится понятно, чем капитализм отличается от социализма и почему Москва и во времена СССР как сыр в масле каталась.

В самом начале 2000-х брал интервью у одного польского инженера-строителя. Его фирма возводила офисное здание в центре Новосибирска. Это был не первый объект, который поляки строили в РФ. Более того, компания проектировала и реализовывала проекты ещё в СССР.

Так вот, в конце 80-х польский инженер на долгое время отправился в командировку в Союз. Вернулся, когда уже Польша уже вышла из Варшавского договора и из Польской Народной (читай социалистической) Республики превратилась в капиталистическое государства, построенное по западным лекалам.

Инженер по привычке забежал в главный отдел компании – отдел снабжения и не увидел в помещении ни одного знакомого лица. На вопрос: «Где его любимые коллеги?» – получил ответ, что коллектив отдела снабжения подвергся процедуре радикального сокращения и находится в комнатке в конце коридора. А место прежнего обитания снабженцев занял резко разросшийся отдел сбыта.

За время отсутствия рассказчика в стране сменился не только строй, но приоритеты в экономике в целом.

-2

Госплан СССР

В социалистическом государстве предприятия не грузились проблемой сбыта продукции. Вся продукция была заранее планово расписана. Чаще всего на годы вперёд. Работа в отделе сбыта не требовала высокого профессионализма и сводилась, по сути, к канцелярской рутине. Но... именно в отделы сбыта приходили люди из отделов снабжения организаций, являвшихся следующим звеном в производственной цепочке. Например, строители направляли гонцов в отдел сбыта кирпичного завода, с тем чтобы ускорить поставки материалов или увеличить их объем. Сбыт был спокойной работой и хлебным местом.

Иное дело снабженцы. Пробить дополнительные лимиты и получить необходимое сырьё, комплектующие, оборудование, материалы, чтобы ритмично работало производство – это было серьезной проблемой. И решали её люди, способные добраться до самых высоких кабинетов власти и добиться нужной подписи любой ценой.
-3

Это не пикап. Это виртуозная работа снабженца на благо родного предприятия

Кто хочет понять, о чём я говорю, посмотрите фильм «Отпуск за свой счёт». В этом кино Владимир Басов великолепно исполнил роль как раз такого гениального снабженца, выстраивающего оперативные комбинации с виртуозностью профессионального разведчика.

В условиях капитализма стало гораздо сложнее найти покупателя на изготовленную продукцию, чем добыть комплектующие для её изготовления.

Возвращаюсь к столице нашей любимой Родины. Москва во времена СССР была, по сути, главным отделом сбыта. Продукцию изготавливали на всей территории страны Советов, а Москва решала кому, чего, когда и сколько дать. И, естественно, поскольку все "решалы" находились в пределах столицы, "решалы" не обижали себя и тех, кто в столице проживал.

В Москву распределяли максимум дефицита. Именно дефицит был главной валютой. За исключением водки, конечно. Потому что системе распределения благ, в котором государство, по сути, являлось единственным работодателем, деньги имели лишь относительную ценность. Они работали как механизм экономического взаимодействия государства и граждан. И не самый важный.

Важнее были бесплатное жильё и легальное распределение дефицита от автомобилей до мебели, от холодильников до копчёной колбасы. С помощью распределения дефицита можно было управлять трудовыми ресурсами намного эффективнее, чем с помощью зарплаты.
-4

Бои местного значения за колбасу

И да, параллельно развивался нелегальный рынок дефицита. По сути – натуральный обмен благами между гражданами. Помните у Жванецкого: «Это тот самый склад?»

А потом случилась перестройка, развал промышленности, и у ребят в министерских кабинетах выбили из-под ног почву. Нечего стало распределять. Крах! Катастрофа!

Я помню Москву в ноябре 91-года. Серая, унылая, с пустыми витринами магазинов. Москвичи, привыкшие к изобилию и ворчавшие на понаехавших за мясом, колбасой и апельсинами, вдруг оказались у тех же прилавков, которые видели понаехавшие в родных ярославлях, иваново и прочих соседях столицы.

Той серой осенью летел с одним москвичом в Новосибирск. Попутчик жаловался на жизнь и совершенно серьезно говорил, что если у него не останется возможности кормить семью, он пойдёт грабить пенсионерок. Потому что бабульки уже пожили, с них хватит, а его дети – будущее страны.

Я не о том, что москвичи – плохие. Я о том шоке, который они пережили, когда попали в равные условия существования с провинциалами.

Нужно отдать должное советским чиновникам. Особенно молодым выкормышам комсомола. Они довольно резво сообразили, что социализм – это история про распределение благ, а капитализм – про товарно-денежные отношения. И если распределять нечего, то значимость денег возрастает многократно. Наличные позволяют купить любые блага, почти не переходя границу Уголовного кодекса.

Именно поэтому сегодня Москва распределяет общий бюджет РФ. Совершенно так же, как распределяла не без выгоды для себя продукцию, созданную 15 свободными республиками во времена СССР.

Ровно по тому же сценарию как с дефицитом в СССР, параллельно распределению легальных финансовых потоков текут реки нелегальных финансов: взятки, откаты, поборы. Механизм не изменился. Поменялось только топливо.

Но проблема в том, что в СССР распределяли реально произведённый товар. А сейчас московский отдел сбыта распределят деньги. И такой слонозавр – помесь социалистической системы распределения с капиталистической формулой "товар – деньги – товар", – мне кажется, не может быть эффективным.