Найти в Дзене
Белановский ЮС

Об узнавании себя в труде и о свободе (не) трудиться

Жан-Поль Сартр в своей работе "Проблемы метода" полемизирует с марксизмом. И в этом контексте он обращает внимание читателя на следующее: "На нынешнем этапе нашей истории производительные силы пришли в противоречие с производственными отношениями, созидательный труд отчужден, человек не узнает себя в своем собственном продукте и его изнурительная работа представляется ему некой враждебной силой". Я думаю, что в современной жизни мегаполисов все больше и больше людей "не узнает себя в своем собственном продукте". И это становится своего рода экзистенциальной проблемой. Даже если об этом многие не думают, так или иначе труд их действительно отчужден от них и от их жизни. И эта отчужденность в некотором роде неизбывная. В определенном смысле альтернативой этому является волонтерство. Конечно, оно неоплачиваемое и поэтому никак не может заменить собой труд за деньги. И тут есть важный аспект, поясняющий эту альтернативность. Сначала приведу реплику юриста 13 века о которой я услышал в курс

Жан-Поль Сартр в своей работе "Проблемы метода" полемизирует с марксизмом. И в этом контексте он обращает внимание читателя на следующее: "На нынешнем этапе нашей истории производительные силы пришли в противоречие с производственными отношениями, созидательный труд отчужден, человек не узнает себя в своем собственном продукте и его изнурительная работа представляется ему некой враждебной силой".

Я думаю, что в современной жизни мегаполисов все больше и больше людей "не узнает себя в своем собственном продукте". И это становится своего рода экзистенциальной проблемой. Даже если об этом многие не думают, так или иначе труд их действительно отчужден от них и от их жизни.

И эта отчужденность в некотором роде неизбывная.

В определенном смысле альтернативой этому является волонтерство. Конечно, оно неоплачиваемое и поэтому никак не может заменить собой труд за деньги.

И тут есть важный аспект, поясняющий эту альтернативность.

Сначала приведу реплику юриста 13 века о которой я услышал в курсе лекций по истории науки. Бомануар Филипп де Реми сказал так: "Свободный отличается от несвободного тем, что он не обязан ничего делать бесплатно" (цитирую со слов лектора). Можно эту фразу отзеркалить, не меняя ее смысла: Свободный отличается от несвободного тем, что он может делать что-то бесплатно по собственному выбору.

Так вот, именно делание бесплатно - а волонтерство именно таково - и является в наше время проявлением свободы выбора, самостоятельности этого выбора и взятой ответственности. И именно потому, что выбор делается самостоятельно и свободно, делается человеком в соответствии со своими интересами и способностями, то результатом является узнавание волонтером себя в своем собственном продукте.

Получается, что личное решение трудиться бесплатно дает человеку актуализацию свободы в его жизни, а это приводит к неотчужденности труда (волонтерского) и глубокой внутренней личной связи человека с трудом.

Нередко, в мегаполисах ничто не дает такую возможность для ищущих таковой, кроме волонтерства.