Найти тему

Камера не могла заснять его движения. Чего вы не знали о Брюсе Ли

Оглавление

Вы можете подумать, что это очередной заголовок, который должен привлечь ваше внимание. Что ж, вы правы. Тем не менее некоторые факты из этой статьи могут быть вам неизвестны, поэтому не будем томить и начнём повествование.

Он не был мастером какого-либо стандартного вида боевых искусств

Ну ё-моё, Саня! Я же просил не убирать руки!
Ну ё-моё, Саня! Я же просил не убирать руки!

Спросите любого о Брюсе Ли, и он, несомненно, скажет, что тот был мастером боевых искусств. Они могут даже сказать, что он был мастером кунг-фу, но правда в том, что он так и не овладел ни одним боевым искусством, практикуемым во всем мире. Это не значит, что он не знал, что делает, и что он не мог надрать задницу практически каждому, если у него было такое желание, — он просто не выбирал какой-то один способ сделать это. Он выбрал их все.

Говорят, что Ли проиграл только один бой, когда ему было 14 лет. На тот момент он не проходил никакой подготовки, но полученный опыт подстегнул его желание научиться защищаться. В конце концов, в 1957 году это привело его под влияние и опеку Ип Мана, который обучал Ли Вин Чуну. Если Ли и был близок к овладению каким-либо боевым искусством, то это был Вин Чун.

Так почему же великий Ли не овладел ничем технически? Скорее всего, это потому, что из-за смешанного происхождения Ли ему было трудно найти спарринг-партнёра для тренировок. Китайские обычаи не одобряют преподавание боевых искусств иностранцам, а мать Ли была наполовину китаянкой, наполовину белой, что многие считали неуместным. Из-за этого Ли обучался непосредственно у Ип Мана, что значительно повлияло на его учебу. Но прежде чем Ли смог завершить обучение, он переехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжить своё образование. В 1959 году он поселился в Сиэтле, а в 1960 году переехал в Миннесоту, чтобы поступить в колледж.

Ли не бросил боевые искусства, когда уехал из Гонконга (это очевидно), но его формальное обучение Вин Чуню подошло к концу, оставив его без подготовки, необходимой для полного овладения этим видом единоборств.

Он изобрёл свой собственный стиль боевых искусств

-3

Покинув Гонконг, Ли начал преподавать свой собственный вид боевых искусств. Он основал свой стиль на учении Человека и на том, что он узнал о Вин Чун, но назвал свою форму Джун Фан Кунг фу, что в переводе означает "Кунг-фу Брюса Ли". Он был очень скромным человеком.

Ли открыл свою первую студию боевых искусств в Сиэтле, которую он назвал Институтом Кунг-фу Ли Чжун Фана. Он продолжал развивать свой стиль, пока в 1967 году не создал Джит Кун До. Джит Кун До развился после драки Ли с Вонгом Джекманом в 1964 году, которая возникла из-за того, что Ли настаивал на обучении студентов некитайского происхождения. Бой продолжался 20 минут — поразмыслив, Ли пришел к выводу, что это продолжалось слишком долго, а форма кунг-фу, которой он следовал, была слишком формальной, чтобы быть практичной. Это привело к развитию Джит Кун До - системы единоборств, которая отказывается от жёсткости устоявшихся форм и делает акцент на практичности, гибкости, эффективности, скорости и физической подготовке.

Ли опирался на свой уже установленный физический режим, чтобы улучшить своё телосложение до уровня Капитана Америки. Фитнес и правильное питание стали главными в его тренировках, и он официально провозгласил Джит Кун До новым боевым искусством. Он назвал это "стилем без стиля", подчёркивая отказ от формализованного подхода к тренировкам. На формирование нового стиля Ли оказали влияние фехтование, западный бокс и Вин Чун. Джит Кун До до сих пор практикуется благодаря влиянию и учению Ли. Среди известных практикующих - его сын Брэндон Ли, Карим Абдул-Джаббар, Леди Гага, Николас Кейдж и многие другие.

Он был детским актёром и до 18 лет снялся в 20 фильмах в Гонконге

Подожди, тут вообще песня...
Подожди, тут вообще песня...

Трудно найти кого-то, кто не знаком с Брюсом Ли и его работами, такими как "Выход дракона", но большинство людей не знают о его многочисленных работах до того, как он обрёл всемирную известность. Брюс Ли снимался с детства — он даже работал над фильмом в нежном трёхмесячном возрасте! В фильме 1941 года "Золотой ворот девушки" он сыграл китайского младенца, который... давайте посмотрим правде в глаза, он справился с этим! Больше он не снимался до шестилетнего возраста, когда снялся в фильме "Начало детства". К своему 18-летию он снялся в 20 фильмах, его последней детской ролью в главной роли был фильм "Сирота" в 1960 году.

Большая часть юношеских работ Ли неизвестна за пределами Китая и Гонконга, но там это не является государственной тайной. Найти его гонконгские работы на английском и других языках может быть непросто, но любой, кто захочет ознакомиться с ними, обычно может найти их в Гонконгском киноархиве, благодаря тому, что они стали общественным достоянием. Хотя официальных переводов на другие языки пока нет, некоторые фанаты добавили английские субтитры к фильму, чтобы его могли посмотреть поклонники за пределами Китая.

Он популяризировал "дюймовый удар", который был показан в фильме "Убить Билла 2"

-5

Помните сцену из "Убить Билла 2", когда невесту Умы Турман хоронят заживо и ей приходится на дюйм пробивать себе дорогу из гроба? Большинство людей, наблюдающих за чем-то подобным, вероятно, отвергли бы это как что-то невозможное или трюк, но это было основано на том, что Брюс Ли часто делал на выступлениях.

По сути, Ли вставал перед добровольцем, грудь которого прикрывалась доской или каким-либо другим защитным снаряжением. Позади него стоял стул, и Ли клал пальцы ему на грудь, готовясь нанести удар. В одно мгновение Ли сжимал пальцы в кулак и наносил удар со всей своей (немалой) силой. В результате доброволец часто падал на стул и отлетал на несколько футов назад. Люди годами изучали, как легендарному мастеру боевых искусств удалось добиться такого успеха.

По словам исследователя биомеханики Джессики Роуз (Jessica Rose) из Стэнфордского университета, "когда вы наблюдаете за ударом с высоты в один дюйм, вы можете заметить, что его передние и задние ноги выпрямляются при быстром, взрывном разгибании колена". Это увеличивает скорость его вращения бёдрами, что приводит к подаче плеча вперёд. Он буквально вкладывал всё своё тело — и, вероятно, большую часть своей энергии в состоянии покоя — в каждый удар. Ли мгновенно отводил кулак назад, что сокращало время удара. Это увеличивало силу и делало удар ещё более мощным.

Он был хорошим поэтом и философом

А вы думали я только кулаками могу размахивать?
А вы думали я только кулаками могу размахивать?

Вряд ли кто-то подумает о Брюсе Ли как о поэте или философе, но это именно то, кем он был. Он изучал поэзию и философию в школе и даже несколько раз публиковался. Во время учебы в Вашингтонском университете он сосредоточил свои исследования на азиатской и западной философии, включив в них элементы джидду, буддизма, даосизма и Кришнамурти. Это помогло ему лучше понять себя и то, что он и его боевые искусства были скорее методом самовыражения его философии, чем чем-либо другим.

Его понимание философии помогло развить в нём любовь к поэзии, которую он использовал для выражения своих эмоций. Большая часть его опубликованных работ была собрана и отредактирована Джоном Литтлом, который описал его стихи как "...по американским стандартам, довольно мрачные, отражающие более глубокие, менее открытые тайники человеческой психики... Многие из них, по-видимому, отражают возвращающееся ощущение быстротечности жизни, любви и страстного человеческого стремления".

Он также читал на протяжении всей своей жизни и собрал у себя дома довольно внушительную библиотеку. После его смерти в его библиотеке хранилось более 2500 книг, многие из которых были посвящены боевым искусствам и философии. Незадолго до своей смерти Ли написал личное эссе под названием "В моем собственном процессе", в котором он размышлял о своей роли в мире. "По сути, я всегда был мастером боевых искусств по собственному выбору и актером по профессии. Но, прежде всего, я надеюсь реализовать себя в качестве художника жизни".

Он был настолько быстр, что часто камера едва ли могла заснять его молниеносные движения

Ничего нет? В этом и суть
Ничего нет? В этом и суть

О скорости Брюса Ли ходят легенды. Любой, кто когда-либо видел видео, на котором изображён этот человек... да что угодно, видел, что его движения противоречили логике, физике и природному миру. Его невероятная скорость была результатом его приверженности правильному питанию и физической подготовке, которые довели его тело до совершенства. Его удары были настолько быстрыми, что их не могли отразить практически все, кто когда-либо пытался встретиться с ним лицом к лицу.

Это заставило некоторых людей подумать, что его движения были сверхъестественно быстрыми, поскольку их едва можно было разглядеть в кадре. На самом деле, он двигался так быстро, что им просто не нужно было ничего улучшать, чтобы он выглядел быстрее, чем был на самом деле. Во многих сценах ему действительно приходилось замедляться, чтобы фильм выглядел реалистично.

В США он снял пять полнометражных фильмов, последний из которых был снят посмертно

Скажи "Хлоп". Нунчаки в лоб!
Скажи "Хлоп". Нунчаки в лоб!

Некоторые, возможно, помнят его по роли Като в "Зелёном шершне", но большинство людей знают Брюса Ли как исполнителя главной роли в таких фильмах, как "Выход дракона" и "Кулак ярости". К тому времени, когда он умер в возрасте 32 лет, Ли сыграл всего в пяти крупных американских постановках. В первом фильме, "Марлоу", он сыграл второстепенную роль. Только в "Большом боссе" мы увидели Брюса Ли в роли, ну, Брюса Ли. За этим последовали "Кулак ярости", "Путь дракона" и его самый известный фильм "Выход дракона".

К сожалению, Ли так и не смог увидеть признание, которое получил фильм "Выход дракона", поскольку умер вскоре после съёмок. Фильм был отобран для сохранения в Национальном реестре фильмов, стоит отметить его историческую значимость. "Выход дракона" был настолько успешным, что породил повальное увлечение кунг-фу, что привело к массовому выпуску фильмов о боевых искусствах под влиянием Китая.

Он умер после того, как принял лекарство от головной боли из-за сильной аллергии на обезболивающие

-9

Смерть Брюса Ли была трагическим несчастным случаем, который никто не мог предсказать. Его мозг значительно распух, увеличившись на 13%, из-за аллергической реакции Ли на мепробамат. Уход из жизни человека по причине головной боли, вся взрослая жизнь которого была посвящена правильному питанию и фитнесу, был тяжёлым испытанием для фанатов.

Его кончина была официально оглашена как "смерть в результате несчастного случая", такое определение коронеры используют для тех, кто умирает в результате несчастного случая, обычно после рискованного поведения, хотя трудно всерьёз считать прием таблеток от головной боли "рискованным".

В СМИ начали появляться слухи о заговоре и убийстве, но вывод был однозначным — Ли умер от отёка мозга. Что хуже всего, этот отёк, возможно, можно было бы вылечить, если бы он обратился к врачу раньше.

Его смерть вызвала бурю негодования и множество плохих фильмов

Следы от когтей видишь? С тигром за мясо подрался
Следы от когтей видишь? С тигром за мясо подрался

Вскоре после смерти Ли кинематографисты в Китае, Гонконге и Тайване начали нанимать всех, кто хоть немного походил на Ли, и снимать их в дрянных фильмах о боевых искусствах, надеясь сделать ставку на популярность, внешний вид и стиль покойной звезды. Студии не только нанимали людей, похожих на Ли, но и меняли имена, чтобы они звучали как-то похоже на него. Брюс Лии, Брюс Лай, Драгон Ли, Брюс Леонг и Брюс Ле были заурядными актёрами и большинство фильмов были довольно ужасными, хотя некоторые редкие жемчужины все же просвечивали.