Найти тему
Забытые моряки

Катастрофа в Карелии. Что на самом деле произошло на Шаваньской плотине.

Буквально два месяца назад я написал статью о техногенной аварии в Тушино между шлюзами 7 и 8. Там я прогнозировал катастрофические последствия при дальнейшем халатном отношении к водному Каналу и Гидроузлам, особенно при новых рукож...ых реконструкциях.

И некоторые писали - вы мол украинские диверсанты сеете здесь фейки и панику,

Техногенная авария возле восьмого шлюза в Москве.
Техногенная авария возле восьмого шлюза в Москве.

но ровно через два месяца после выхода статьи катастрофа разразилась на младшем брате нашего Канала - Беломор-Балтийском Канале (далее ББК). И там проблема именно в рукож,...ых реконструкторах, та же проблема, что и в Тушино, но вот последствия куда более серьёзные. Что произошло на самом деле (а об этом помалкивают) и почему, и кто виноват нужно разобраться, но начать нужно с истории.

Итак. Основную часть воды в столицу даёт река Волга через Канал имени Москвы. Строился он с 1932 по 1937 годы, а основной ударной силой строительства были те, кто несколькими годами ранее построил Беломор - товарищ Фирин и карельские каналоармейцы.

Товарищ Фирин в центре.
Товарищ Фирин в центре.

И тут речь не только о строительном опыте, но и о технологиях того времени, которые были воплощены на ББК и перенесены на московский Канал.

ББК имеет в своём центре водораздельные накопительные водохранилища, вода которых по лестнице из шлюзов опускается в Онежское озеро с южной стороны, а с северной до Белого моря. А в целом по системе рукотворных каналов внутри России вполне можно дойти на яхте из Чёрного моря в то самое Белое. Такая Чёрно-Белая малая кругосветка.

Шаваньская плотина или плотина № 23.
Шаваньская плотина или плотина № 23.

Шаваньская плотина
Шаваньская плотина

Авария произошла в одном из самых живописных мест ББК - на Шаваньской плотине (техническим языком плотина № 23), которая является единственной в мире деревянной плотиной такого масштаба (каменно-деревянной - так правильней) и, на секундочку, с 2019 годя входила в список объектов культурного наследия, правда, совсем недолго. Она держала огромнейший напор воды, перепад до восьми метров. По фото выше вы можете представить какой массив воды накрыл посёлок лежащий ниже.

Бывшая Шаваньская плотина
Бывшая Шаваньская плотина

Сейчас нам не сообщают подробности этого техногенного потопа, туманят обстоятельства, а если и говорят, то только, что прорвало эту плотину. Но всё дело в том, что на момент прорыва её не было - плотину уничтожили за несколько месяцев до аварии. А я напомню, что она являлась нашим культурным наследием.

Шаваньская плотина за несколько месяцев до катастрофы
Шаваньская плотина за несколько месяцев до катастрофы

Стройка ББК и той же Шаваньской плотины - это отдельная большая тема. Грандиозный советский проект с обилием идеологических моментов во имя темпов стройки. Именно здесь, на Беломоре зародилось ударничество, то самое соц.соревнование с переходящим Красным знаменем и прочими атрибутами, которые мы ещё помним из советского прошлого.

Ударник ББК
Ударник ББК
Агитация на плотине № 23
Агитация на плотине № 23

И, к сожалению, с массой погибших каналоармейцев - так называли строителей Канала.

Здесь начинали свой путь многие канальские поэты и художники, которые потом воспевали московский Канал. Постройка ББК была прорывом молодого советского государства. Строил Шаваньскую плотину человек легендарный и хорошо мне известный - Аркадий Кочегаров. После этой плотины, осенью 1932 года, его направили в Москву, в моё родное Нагатино, где он не только построил преогромный Перервинский гидроузел, но и был участником легендарной встречи со Сталиным, когда тот приезжал в Нагатино, это интересная, но длительная история, о которой я расскажу, но не в этот раз.

-9

Сталин в Нагатино, на шлюзе № 10. Кочегаров стоит спиной.
Сталин в Нагатино, на шлюзе № 10. Кочегаров стоит спиной.

Возглавляло стройку ОГПУ и за качество здесь отвечали головой, а работы принимал лично Сталин, который прошёл по всему Каналу и остался доволен, за исключением размеров Канала - дело в том, что весной того же 1933 года по секретному приказу наш Балтийский флот по ББК начал перебазироваться в сторону Северного Ледовитого океана и возникли серьёзные трудности из-за размеров Канала, оттого Сталин намотав себе это обстоятельство на ус приказал уже строящийся московский Канал увеличить на треть.

-11
Сталин на ББК
Сталин на ББК

А ниже фото со строительства ББК, 1932 год.

Шаваньская плотина 1932 год.
Шаваньская плотина 1932 год.
Шаваньская плотина.
Шаваньская плотина.

Обратите внимание на лозунг - "За Темпы За Качество За Канал". Это про то самое качество - плотина сделана так, что могла простоять ещё лет 300 - огромный каменный массив, который держит лиственница, а лиственница - это дерево, которое не гниёт, а в воде лишь крепнет и служит дольше и надёжнее бетона со сталью. ЗАЧЕМ БЫЛО ЭТО РЕКОНСТРУИРОВАТЬ???

Посмотрите ниже два фото - на первом 1932 год,

-15

на втором 2024 год и при том зима. То есть плотина уже была уничтожена ещё зимой и стихии разрушать уже было нечего.

-16

Так почему же произошла катастрофа и в каком месте был прорыв. Вот этот вопрос очень интересный, но объёмный, поэтому я его поместил во вторую часть статьи, ссылка на неё ниже.