Найти в Дзене
Top Secret History

Авария на подлодке К-19: радиоактивный ад посреди океана

Совсем недавно мы писали про аварии на комбинате "Маяк" в Челябинской области. Ссылки на эти материалы Вы сможете найти в конце статьи. Сегодня продолжаем серию публикаций о техногенных катастрофах в СССР. Ну что, товарищи подводники, погружаемся? Наша следующая остановка - Атлантический океан, 1961 год. Главный герой - подводная лодка К-19, первый советский ядерный ракетоносец. Звучит внушительно, правда? А на деле - довольно-таки сырой проект. Итак, картина маслом: посреди океана, в железной сигаре под завязку набитой ядерными игрушками, вдруг случается утечка реактора. Упс! А системы охлаждения на случай ЧП, как назло, нет. Вот те на! Кто-то явно накосячил при проектировании, но разбираться уже некогда. На борту было несколько ядерных боеголовок. И что делать? Правильно, чинить вручную! Восемь бравых ребят, как настоящие герои советских плакатов (ни больше ни меньше!), по очереди лезут в реакторный отсек. Представляете? Это как в микроволновку залезть, только в тысячу раз хуже.
Совсем недавно мы писали про аварии на комбинате "Маяк" в Челябинской области. Ссылки на эти материалы Вы сможете найти в конце статьи. Сегодня продолжаем серию публикаций о техногенных катастрофах в СССР.

Ну что, товарищи подводники, погружаемся? Наша следующая остановка - Атлантический океан, 1961 год. Главный герой - подводная лодка К-19, первый советский ядерный ракетоносец. Звучит внушительно, правда? А на деле - довольно-таки сырой проект.

Итак, картина маслом: посреди океана, в железной сигаре под завязку набитой ядерными игрушками, вдруг случается утечка реактора. Упс! А системы охлаждения на случай ЧП, как назло, нет. Вот те на! Кто-то явно накосячил при проектировании, но разбираться уже некогда. На борту было несколько ядерных боеголовок.

И что делать? Правильно, чинить вручную! Восемь бравых ребят, как настоящие герои советских плакатов (ни больше ни меньше!), по очереди лезут в реакторный отсек. Представляете? Это как в микроволновку залезть, только в тысячу раз хуже.

-2

Героизм, конечно, зашкаливает. Но вот незадача - радиация тоже. Через три недели после этого "подвига" в живых не осталось никого из восьмерки. А еще двадцать человек, включая капитана, протянули чуть дольше - ушли в мир иной в течение нескольких лет.

Но самое удивительное знаете что? Диагноз "лучевая болезнь" никому не ставили. Секретность, понимаешь! Вместо этого придумали новую методику лечения - полное переливание крови, а диагноз ставили не какой иной как "депрессия". Звучит как средневековая медицина, но эй, это же секретный советский флот! Тут свои правила.

А теперь представьте: вся эта история произошла не где-нибудь, а в открытом океане. Лодка заражена, ракеты заражены, люди заражены. И все это плавает себе по Атлантике, как радиоактивный Летучий Голландец. Фильм ужасов? Нет, просто еще один неудачный день из жизни советской ядерной программы.

Несмотря на то, что экипаж совершил подвиг и лодку смогли отбуксировать другие суда, к званию героев никто представлен не был. Радовались хотя бы тому, что не посадили. Хотя вопросы надо было задавать инженерам, которые стремясь быстрее дать ответ на создание американцами АПЛ, не продумали всех мелочей. Во время трагедии, кстати, чуть не возник бунт - часть матросов хотела доплыть до самого близлежащего острова Норвегии и сойти на берег там.

Вот такая вот история, товарищи. Атомная мощь СССР, о которой так любили трубить с высоких трибун, на деле оказалась той еще ядерной бомбой замедленного действия. И пока весь мир восхищался достижениями советской науки, за кулисами творился настоящий радиоактивный хаос. Но тсс... Об этом ведь никто не должен был знать, верно?

Атомная лодка К-19 была дезактивирована от радиации, проплыла более 300 тысяч морских миль и была списана только в 2003 году. Единственное что от нее сохранилось - радиорубка.

Благодарим за прочтение! Не забывайте подписаться на канал, чтобы ничего не пропустить и отблагодарить автора "лайком" за труд!