Найти в Дзене
Sputnik Латвия

"Обожглись на России". Почему Латвия боится торговать с Китаем

Оглавление
Комбинированный контейнерный поезд из Европы в Китай © Sputnik/Игорь Зарембо
Комбинированный контейнерный поезд из Европы в Китай © Sputnik/Игорь Зарембо

Торговля с КНР стала неотъемлемой частью внешнеэкономической и даже политической стратегии развития многих стран, в том числе и в Европе. Почему Латвия не торопится наращивать товарооборот с Пекином?

По итогам прошлого года Китай занял третье место среди крупнейших экспортных партнеров ЕС с 8,8% рынка, уступив только США (19,7%) и Великобритании (13,1%). По объему импорта в ЕС Китай в прошлом году стал лидером (20,5%), опередив США (13,7%) и Великобританию (7,2%).

В сравнении с началом 2000-х показатели торговли КНР с Европой выросли вдвое. При этом объем торговли ЕС с Америкой остается примерно на том же уровне, что и 20 лет назад.

Купи - продай

У Латвии с Китаем товарооборот совсем небольшой.

В прошлом году Латвия экспортировала товары в 201 страну, ведущими партнерами по экспорту стали Литва, Эстония, Германия, Швеция и Россия, которые обеспечили 48,4% от общей стоимости экспорта.

Сотрудничество Латвии и Китая развивается не ахти © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
Сотрудничество Латвии и Китая развивается не ахти © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns

Китай занимает сейчас всего 1% в латвийском экспорте. В прошлом году Латвия поставила в КНР товаров на 182,4 млн евро, включая древесину и изделия из нее (50,6 млн евро), топливо и масла (47 млн евро) и оборудование (24,1 млн евро).

Что касается импорта, Латвия в 2023 году ввозила товары из 172 стран. Основные партнеры по импорту - Литва, Германия, Польша, Эстония и Нидерланды. На них пришлось 55,9% общей стоимости ввезенных товаров.

Доля Китая в латвийском импорте - 3,7% общего объема поставок. В прошлом году Латвия ввезла из Китая товаров на 865,7 млн евро, включая электрооборудование (305,2 млн евро), машины и механизмы (124,4 млн евро), а также табак и никотиносодержащую продукцию (41,4 млн евро).

То есть Латвия не входит в число европейских стран, где торговля с Китаем играет важную роль. У страны сложился отрицательный баланс торговли с КНР.

В свое время Латвия стала первой страной в регионе Балтийского моря, подписавшей меморандум о присоединении к китайской инициативе "Один пояс - один путь", но также одной из первых покинула и ее, и проект "17+1" - сотрудничество между Пекином и странами Центральной и Восточной Европы.

Почему Рига боится Пекина

Власти Латвии неоднозначно воспринимают интерес китайских инвесторов к своей инфраструктуре. С одной стороны, они обладают необходимыми средствами, богатым опытом и компетенциями в развитии инфраструктуры. Строительные компании КНР активно реализуют крупные проекты по всему миру, такие как аэропорт в Пакистане, высокоскоростная железнодорожная линия в Индонезии, порт в Эфиопии и подвесной мост в Мозамбике.

С другой стороны, по мнению латвийских властей, рост влияния Китая может нести угрозы долгосрочной стабильности - особенно в свете развития торгово-экономических отношений Китая и России, противоречий во внешней торговле с США, а также потенциального политического влияния, следующего за экономическими и внешнеторговыми проектами.

Как объясняют местные аналитики, Латвия извлекла уроки из якобы чрезмерной зависимости от России в плане энергоносителей - при этом получая российские энергоресурсы по приемлемым ценам и с минимальными транспортными затрататами (и столкнувшись с большими проблемами при отказе от них после начала СВО).

Именно поэтому, в угоду политической конъюнктуре, власти балтийской республики не торопятся налаживать партнерские отношения с Пекином, наращивать торговый оборот и развивать таким образом собственную экономику.