Найти в Дзене
ПОРТАЛ СУБКУЛЬТУРА

Дракониха из «Шрека» и Беззубик из «Как приручить дракона»: какую роль отводят драконам в современной анимации

Падением астероида ознаменовался конец эры динозавров, однако образ их современника — дракона — пользуется популярностью в массовой культуре до сих пор. Крылатый, огнедышащий и свирепый — в какую мифологию не загляни, а драконьи характеристики всегда схожи. Но так ли этих магических существ изображают в анимации? Разбираемся в этом материале. Название франшизы говорит само за себя — драконы тут одни из главных действующих лиц. Основан же анимационный мир на книжной серии британской детской писательницы Крессиды Коуэлл, в свою очередь явно опирающейся на скандинавскую мифологию. Во-первых, по сюжету противостоят драконам именно викинги. Во-вторых, сам Вулканический Остров как место обитания огнедышащих рептилий рождается не в фантазиях сценаристов, а ещё в легендах скандинавов. Что же касается самих драконов, то они изначально тоже вполне соответствуют мифическим описаниям: грозные и опасные, ведущие непримиримую войну с людьми (в скандинавской мифологии, например, чтобы остановить драк
Оглавление

Падением астероида ознаменовался конец эры динозавров, однако образ их современника — дракона — пользуется популярностью в массовой культуре до сих пор. Крылатый, огнедышащий и свирепый — в какую мифологию не загляни, а драконьи характеристики всегда схожи. Но так ли этих магических существ изображают в анимации? Разбираемся в этом материале.

Источник фото обложки: © DreamWorks
Источник фото обложки: © DreamWorks

«Как приручить дракона»

Название франшизы говорит само за себя — драконы тут одни из главных действующих лиц. Основан же анимационный мир на книжной серии британской детской писательницы Крессиды Коуэлл, в свою очередь явно опирающейся на скандинавскую мифологию. Во-первых, по сюжету противостоят драконам именно викинги. Во-вторых, сам Вулканический Остров как место обитания огнедышащих рептилий рождается не в фантазиях сценаристов, а ещё в легендах скандинавов.

Что же касается самих драконов, то они изначально тоже вполне соответствуют мифическим описаниям: грозные и опасные, ведущие непримиримую войну с людьми (в скандинавской мифологии, например, чтобы остановить дракона Ёрмунганда Тору приходится пожертвовать собой). Правда, до тех пор, пока Иккинг, главный герой и один из викингов, не повстречает дракона Беззубика — окажется, два издревле враждующих племени очень даже могут сосуществовать.

Источник фото: © Paramount Pictures
Источник фото: © Paramount Pictures

Авторы умело играют с представлениями зрителей: в противостоянии мы «болеем» за викингов, потому что видим драконов не иначе как смертельной опасностью. Однако сюжет не стоит на месте, и  нам дают возможность посмотреть на происходящее желтыми драконьими глазами.  И кто же теперь жесток? Разве не люди, охотящиеся на магических существ? Разлом стереотипа крайне удачен: жестокость (человека или дракона) — не столько природная данность, сколько обусловленная косностью величина. И стоит только вернуть себе гибкость мышления, как кровавая традиция падёт и наступит мир.

«Шрек»

Эта серия не нуждается в представлении — гроза всех сказочных канонов не могла обойти стороной и чешуйчато-огненную тему. Само по себе прогрессивно и новаторски сделать персонаж дракона женским. Ни в одном из мифологически-сказочных сюжетов на такое не наткнёшься, но в канву Paramount Pictures истории «Шрека» этот ход вписывается крайне органично, так как феминистская повестка красной нитью проходит и через арку Фионы (она, в отличие от классических принцесс, легко может постоять за себя, в чём ей помогает знание приёмов карате).

Источник фото: © DreamWorks
Источник фото: © DreamWorks

И хотя мультфильм основан на одноименной книге Уильяма Стейга, очевидно обыгрывание в завязке распространенного средневекового предания о заточенной в башне принцессе, охраняемой свирепым драконом. В нашем случае — Драконихой. И вновь зритель сталкивается с расхождением между представлениями и анимационной действительностью: на поверку Дракониха оказывается не жестоким стражем, а крайне одиноким, требующим любви и заботы существом. Она — своеобразный двойник принцессы: тоже ждёт, когда её спасут из башни холодной отчужденности.

Человеку нужен человек. А Драконихе — Осел.

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Авторы серии о богатырях (в том числе) ориентировались и на успех сатирического западного предшественника — «Шрека». Переняли не только иронически-развязный тон повествования, но и некоторые архетипы персонажей. Например, в неизменно шутящем коне Юлие легко считываются черты Осла, воплощающего на экране Трикстера. Впрочем, вернёмся к конкретному фильме о Добрыне Никитиче.

Здесь обращение к славянской мифологии легко считывается. И богатыри, и Баба Яга, и Змей Горыныч — весьма известные персонажи, сказки о которых читают всем детям. Нашему дракону, в отличие от западного средневекового, сторожить поручают не принцессу, а Калинов мост, по которому попадают в царство мёртвых, к тому же безобидных девушек он вообще предпочитает воровать. Образ складывается устрашающим, но как и в предыдущих случаях — это лишь уловка, создающая контраст между мифом и его актуализацией в современном мире. Горыныч оказывается другом богатыря и похищает княжескую племянницу не из-за злого нрава или корыстных целей, а по причине долга, который не может погасить деньгами.

Источник фото: © Мельница, СТВ
Источник фото: © Мельница, СТВ

Интересно, что Горыныч не только оказывается, в целом, «хорошим парнем», но и пытается исправить ошибку трусости, отправляясь в свое приключение героя к башне, воплощенной в Избушке на курьих ножках. Метафорически обретение смелости, а вместе с ней и самости происходит в момент, когда славянский дракон наконец взмывает вверх на крыльях, которые многие годы отказывались ему служить.

Обман ожиданий — главный «штрих» в драконьем образе в анимации. Начиная как антигерой, огнедышащее существо неизменно перевоплощается в хорошего друга (или даже жену!) протагониста. И если вы видите дракона в современном мультфильме, то можете быть спокойны: он не пустит в вас струю огня, а возьмёт под переливающееся чешуйчатое крыло и согреет.